Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  Новости  

Художник книги и поэт

 

17 сен­тяб­ря ис­пол­ни­лось 70 лет глав­но­му ху­дож­ни­ку из­да­тель­ства «Паш­ков дом», из­вест­но­му мос­ков­ско­му гра­фи­ку, по­эту Ва­ле­рию Вла­ди­ми­ро­ви­чу По­ка­то­ву, пре­зи­ден­ту Рос­сий­ской ас­со­ци­а­ции экс­либ­ри­са Меж­ду­на­род­но­го со­ю­за кни­го­лю­бов, чле­ну Со­ве­та Меж­ду­на­род­но­го со­ю­за кни­го­лю­бов, чле­ну ред­кол­ле­гий «Рос­сий­ско­го экс­либ­рис­но­го жур­на­ла» и «Аль­ма­на­ха биб­лио­фи­ла», чле­ну Мос­ков­ско­го со­ю­за ху­дож­ни­ков и Мос­ков­ско­го со­ю­за жур­на­ли­стов.


Валерий Владимирович Покатов. Справа — обложка «Сказок» А. С. Пушкина. Бумага, гуашь. 1992

Мно­гие го­ды Ва­ле­рий Вла­ди­ми­ро­вич ра­ду­ет лю­би­те­лей кни­ги и рос­сий­ской сло­вес­но­сти экс­либ­ри­са­ми и гра­вю­ра­ми. Его ра­бо­ты от­ли­ча­ют­ся фи­ли­гран­ным ма­стер­ством, сю­жет­ным раз­но­об­ра­зи­ем, изоб­ре­та­тель­но­стью и слож­но­стью ком­по­зи­ций. В его весь­ма вну­ши­тель­ном твор­че­ском ба­га­же не­сколь­ко по­э­ти­че­ских сбор­ни­ков, в ко­то­рых на­шла от­ра­же­ние его лю­бовь к Оте­че­ству, на­шей ис­то­рии, за­бо­та о со­хра­не­нии рос­сий­ской куль­ту­ры.

Кни­га для По­ка­то­ва — не про­сто пред­мет при­ло­же­ния его сил как ху­дож­ни­ка, но и объ­ект глу­бо­кой, ис­крен­ней люб­ви и по­чи­та­ния:

Из древ­но­сти, как по­во­ло­ка,
Стру­ит­ся па­мя­ти стро­ка,
Что бе­ре­жёт, хра­нит до сро­ка
Ми­ры, со­бы­тия, ве­ка.

Ис­пе­пе­лят­ся все ин­три­ги,
Не зря я в этот храм хо­жу,
Здесь культ не лич­но­сти, а кни­ги,
Здесь куль­ту кни­ги я слу­жу.

Своё слу­же­ние кни­ге По­ка­тов на­чал в из­да­тель­стве «Со­вре­мен­ник», ку­да его — сту­ден­та чет­вер­то­го кур­са Москов­ско­го по­ли­гра­фи­че­ско­го ин­сти­ту­та — при­гла­си­ли на долж­ность ху­до­же­ствен­но­го ре­дак­то­ра. Так удач­но всё сло­жи­лось в ра­бо­те ху­дож­ни­ка, что про­фес­си­о­наль­ный опыт он при­обре­тал на близ­ком его ду­ше ма­те­ри­а­ле — по­э­ти­че­ских сбор­ни­ках. А своё не­по­вто­ри­мое сло­во в ис­кус­стве кни­ги Ва­ле­рий По­ка­тов ска­зал, ко­гда на­чал ил­лю­стри­ро­вать про­из­ве­де­ния рус­ской клас­си­ки и по­ве­сти на ис­то­ри­че­ские те­мы.

«Со­вре­мен­ник», в ко­то­ром он про­слу­жил по­чти чет­верть ве­ка, стал его уни­вер­си­те­том и твор­че­ской ма­стер­ской, сфор­ми­ро­вал кре­до книж­ни­ка, воз­зре­ния на кни­гу как об­ще­ствен­ное и куль­тур­ное яв­ле­ние. Впол­не за­ко­но­мер­но, что в 2000 го­ду Ва­ле­рий По­ка­тов стал глав­ным ху­дож­ни­ком из­да­тель­ства «Паш­ков дом». И по сей день он ра­бо­та­ет в из­да­тель­стве глав­но­го кни­го­хра­ни­ли­ща стра­ны — Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки.

Своё пред­на­зна­че­ние он опре­де­лил в од­ном дав­нем сти­хо­тво­ре­нии:

Стре­но­жишь луч­шие мгно­ве­нья,
Лишь ты, ху­дож­ник, ты один;
Сю­же­ты те, как от­кро­ве­нья,
Возь­мёшь для бу­ду­щих кар­тин.

В раз­ные го­ды им как ху­дож­ни­ком кни­ги бы­ло оформ­ле­но и про­ил­лю­стри­ро­ва­но око­ло пя­ти­сот из­да­ний. По­ка­то­ва при­вле­ка­ли к со­труд­ни­че­ству «Мо­ло­дая гвар­дия», «Прав­да», «Рус­ский мир», «Ле­то­пись», «Ла­би­ринт», «Ве­че», из­да­тель­ства Сре­тен­ского мо­на­сты­ря, ИМЛИ РАН, жур­нал «Наш со­вре­мен­ник» и мно­гие дру­гие. Им оформ­ле­ны се­рии книж­ных из­да­ний «Мир по­э­зии», «Зо­ло­тое пе­ро Рос­сии», «Под гри­фом „сек­рет­но“», «Рус­ский мир в ли­цах», «Се­рия ла­у­ре­а­тов ли­те­ратур­ной пре­мии Алек­сандра Сол­же­ни­цы­на», ряд от­дель­ных уни­каль­ных книг.


Слева: И. А. Бунин. Худая трава. Цветная ксилография. 1984. Справа: Ф. М. Достоевский. Бумага, карандаш. 2016


Дав­няя и ис­крен­няя те­ма твор­че­ства ху­дож­ни­ка — пуш­ки­ни­а­на. 50 порт­рет­ных ком­по­зи­ций по­эта, ил­лю­стра­ций к про­из­ве­де­ни­ям на­ше­го на­ци­о­наль­но­го гения на­шли от­ра­же­ние в стан­ко­вой гра­фи­ке, книж­ной ил­лю­стра­ции, экс­либ­ри­се.

Жан­ро­вая па­лит­ра По­ка­то­ва мно­го­об­раз­на: пей­заж, на­тюр­морт, ис­то­ри­че­ский порт­рет, книжная ил­лю­стра­ция, экс­либ­рис. Он ис­поль­зу­ет тех­ни­ки мас­ля­ной и ак­ва­рель­ной жи­во­пи­си, сан­ги­ну, уголь, со­ус, ка­ран­даш, при этом оста­ва­ясь пре­дан­ным кси­ло­гра­фии. От пер­вых, ещё до­ин­сти­тут­ских опы­тов, от ди­плом­но­го про­ек­та — ил­лю­стра­ций к по­ве­сти Ива­на Бу­ни­на «Де­рев­ня» — до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни кси­ло­гра­фия яв­ля­ет­ся важ­ной со­став­ля­ю­щей его твор­че­ства.

Иллюстрация к книге «История комсомола».  Цветная ксилография. 1985



Слева: Экслибрис. Ксилография. 2016. Справа: А. С. Пушкин. Ксилография. 1998

 

Осо­бая грань ху­до­же­ствен­но­го та­лан­та Ва­ле­рия По­ка­то­ва — экс­либ­рис. Во­пре­ки бы­ту­ю­ще­му мне­нию о том, что экс­либ­рис не бо­лее чем творчес­кая ла­бо­ра­то­рия для ху­дож­ни­ка, су­ще­ству­ю­щая ис­клю­чи­тель­но для экс­пе­римен­тов и шли­фо­ва­ния ма­стер­ства ри­со­валь­щи­ка и гра­вё­ра, По­ка­тов пре­вра­тил книж­ный знак в при­знан­ный вид гра­фи­че­ско­го ис­кус­ства. Им со­зда­но бо­лее 120 вла­дель­че­ских знаков, вы­пол­нен­ных в тех­ни­ке гра­вю­ры на де­ре­ве. Прак­ти­че­ски на всех его пер­со­наль­ных вы­став­ках экс­либ­рис за­ни­ма­ет важ­ное и до­стой­ное ме­сто.

Имен­но в экс­либ­ри­сах на­шло яр­кое от­ра­же­ние всё, что лю­бит ху­дож­ник и что до­ро­го его серд­цу: мир при­ро­ды, по­э­зии, му­зы­ки. Его экс­либ­ри­сы ад­ре­со­ва­ны раз­лич­ным ка­те­го­ри­ям кни­го­лю­бов и биб­лио­фи­лов. Сре­ди них — ли­те­ра­то­ры, об­ще­ствен­ные де­я­те­ли, кос­монав­ты, ди­пло­ма­ты, спортс­ме­ны, по­ли­ти­ки, ис­то­ри­ки, ме­ди­цин­ские ра­бот­ни­ки, пуб­ли­ци­сты, му­зеи и биб­лио­те­ки. Имя ху­дож­ни­ка за­не­се­но в чет­вёр­тый том «Contemporary international ex-libris artist» (2004) — все­мир­ной эн­цик­лопе­дии экс­либ­ри­са, вы­пус­ка­е­мой для ве­ду­щих биб­лио­тек ми­ра, ху­дож­ни­ков и кол­лек­ци­о­не­ров.

До­бить­ся зна­чи­тель­ных твор­че­ских до­сти­же­ний По­ка­то­ву по­мог­ли не толь­ко при­рож­ден­ный та­лант, дар Бо­жий, но и глу­бо­кий ана­ли­ти­че­ский ум, безоши­боч­ный вкус. Он очень пре­дан сво­ей ма­лой ро­ди­не — Мо­жай­ску. Там, на­вер­ное, глу­бо­кие ис­то­ки его мно­го­гран­но­го та­лан­та:

Нет, не Швей­ца­ри­ей, не рай­ской
Иной ка­кой-ни­будь зем­лёй,
Иду сво­ей, род­ной Мо­жай­ской,
До бо­ли близ­кой сто­ро­ной.

В пей­за­же реч­ки и при­гор­ки,
Церк­ву­шек ред­ких ку­по­ла,
Как в рус­ской ре­чи по­го­вор­ки
Или кры­ла­тые сло­ва.

Ра­бо­ты По­ка­то­ва экс­по­ни­ро­ва­лись на мно­го­чис­лен­ных кол­лектив­ных и пер­со­наль­ных вы­став­ках, на рос­сий­ских и меж­ду­на­род­ных кон­грес­сах экс­либ­ри­са FISAE. Они на­хо­дят­ся в со­бра­нии 15 рос­сий­ских и за­ру­беж­ных му­зеев, а так­же в част­ных кол­лек­ци­ях в Рос­сии, Ав­стрии, Ан­глии, Гер­ма­нии, Ита­лии, Ис­па­нии, Ки­тае, США, Тур­ции и дру­гих стра­нах.

5 ок­тяб­ря в Ро­зо­вом за­ле Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной библио­те­ки от­кры­ва­ет­ся пер­со­наль­ная вы­став­ка из­бран­ных про­из­ве­де­ний В. В. По­ка­то­ва.

От всей ду­ши по­здрав­ля­ем Ва­ле­рия Вла­ди­ми­ро­ви­ча с днём рож­де­ния и же­ла­ем ему но­вых твор­че­ских свер­ше­ний!

 



 

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2017 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.