Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2016 год  /  Выставка «Отечественное кино в плакате и не только…»

Выставка «Отечественное кино в плакате и не только…»

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка, чи­таль­ный зал от­де­ла изо­из­да­ний
Ко­гда: 5 сен­тяб­ря — 26 но­яб­ря 2016 года
Вход: по читательскому билету РГБ

Фотогалерея на Flickr

 

В чи­таль­ном за­ле от­де­ла изо­из­да­ний Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки в рам­ках Го­да рос­сий­ско­го ки­но про­хо­дит вы­став­ка «Оте­че­ствен­ное ки­но в пла­ка­те и не толь­ко...». Ху­дож­ник, ав­тор ки­но­пла­ка­тов к филь­мам «Возвращение бро­не­но­сца», «Ан­дрей Руб­лёв», «Ле­ген­да № 17» и др. Ви­та­лий Ев­ге­нье­вич Вольф дал ин­тер­вью ре­дак­то­ру сай­та РГБ Ев­ге­нии Пай­сон. Пред­ла­га­ем его ва­ше­му вни­ма­нию.

 


Киноплакаты Виталия Вольфа на выставке в читальном зале изоизданий РГБ. Фото: Мария Колосова / РГБ

 

В чи­таль­ном за­ле от­де­ла изо­из­да­ний Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки в рам­ках Го­да рос­сий­ско­го ки­но про­хо­дит вы­став­ка «Оте­че­ствен­ное ки­но в пла­ка­те и не толь­ко...» В экс­по­зи­ции — ки­но­пла­ка­ты к из­вест­ным и лю­би­мым ста­рым филь­мам, от­крыт­ки, фо­то­гра­фии и да­же спи­чеч­ные эти­кет­ки! Но, без­услов­но, цен­тром вы­став­ки, её яд­ром, при­вле­ка­ю­щим взгляд каж­до­го по­се­ти­те­ля чи­таль­но­го за­ла, ста­ли ки­но­пла­ка­ты, со­здан­ные уди­ви­тель­ным ху­дож­ни­ком, на­сто­я­щим Ма­сте­ром, боль­шим дру­гом от­де­ла ИЗО Ви­та­ли­ем Ев­ге­нье­ви­чем Воль­фом.

Ви­та­лий Ев­ге­нье­вич Вольф ро­дил­ся 1 фев­ра­ля 1933 го­да в Москве. Ес­ли мож­но ска­зать про ху­дож­ни­ка — уни­вер­сал, то это как раз про не­го: гра­фик, жи­во­пи­сец, ав­тор по­тря­са­ю­щих пла­ка­тов для те­ат­ра и ки­но, ди­зай­нер книг... Его ра­бо­ты по-на­сто­я­ще­му жи­вые, яр­кие, а про­цесс твор­че­ства про­дол­жа­ет­ся и сей­час, не оста­нав­ли­ва­ясь ни на день.

Ко­неч­но, за ху­дож­ни­ка все­гда го­во­рят его ра­бо­ты. Но жанр ки­но­пла­ка­та, ста­вя­щий до­ста­точ­но жёст­кие рам­ки, го­во­рит сра­зу за мно­гих лю­дей — и го­ло­сом ре­жис­сё­ра филь­ма, и его глав­ных ге­ро­ев, и то­го вре­ме­ни, ко­гда сни­мал­ся фильм. По­это­му, что­бы по­нять, как и по ка­ким за­ко­нам про­ис­хо­дил про­цесс рож­де­ния пла­ка­та, об­ра­тим­ся пря­мо к Ви­та­лию Воль­фу:

— Ви­та­лий Ев­ге­нье­вич, где вы учи­лись и как при­шли к жан­ру пла­ка­та?

— Это был дол­гий путь. Я учил­ся в Мос­ков­ской сред­ней ху­до­же­ствен­ной шко­ле (сей­час Мос­ков­ский ака­де­ми­че­ский ху­до­же­ствен­ный ли­цей Рос­сий­ской ака­де­мии ху­до­жеств. — Прим. ред.). По­сту­пил ту­да в 1946 го­ду, а окон­чил в 1953-м. Это бы­ло счаст­ли­вое вре­мя. Со мной учи­лись боль­шие рус­ские ху­дож­ни­ки ХХ ве­ка — соц­ре­а­ли­ст Вик­тор Ива­нов, ху­дож­ни­ки су­ро­во­го сти­ля — Ге­лий Кор­жев, Па­вел Ни­ко­нов, Ни­ко­лай Ан­д­ро­нов, кон­цеп­ту­а­ли­сты — Илья Ка­ба­ков, Иван Чуй­ков, скуль­пто­ры — Алек­сандр Бе­ла­шов, Юрий Чер­нов, Ан­дрей Кра­су­лин. Все они во­шли в ис­то­рию куль­ту­ры на­шей стра­ны.

 


Виталий Евгеньевич Вольф в своей мастерской. Фото: Анна Титова / РГБ. 05.10.2016

 

О­кон­чил и... вы­нуж­ден был ид­ти ра­бо­тать на фаб­ри­ку. По­том ар­мия — три го­да. И с боль­шим за­поз­да­ни­ем по­сту­пил в Су­ри­ков­ский ин­сти­тут (Мос­ков­ский ху­до­же­ствен­ный ин­сти­тут име­ни В. И. Су­ри­ко­ва. — Прим. ред.). Но я счи­таю, что в этом «опоз­да­нии» для ме­ня был плюс: ес­ли бы я по­сту­пил в Су­ри­ков­ский сра­зу, ме­ня бы вос­пи­та­ли соц­ре­а­ли­стом. Но эпо­ха по­ме­ня­лась, соц­ре­а­лизм стал ни­ко­му не ин­те­ре­сен, а я ещё в шко­ле про­слыл де­ка­ден­том, фор­ма­ли­стом. И пла­кат ме­ня то­гда со­всем не при­вле­кал — это же был на 99 % по­ли­ти­че­ский пла­кат.

Вско­ре я ушёл ра­бо­тать в оформ­ле­ние, в мо­ну­мен­та­ли­сты, а че­рез два го­да — в чи­стый ди­зайн. Бы­ла та­кая ор­га­ни­за­ция — «Про­мыш­лен­ная гра­фи­ка». Там я ра­бо­тал с Ва­ле­ри­ем Ако­по­вым, он сей­час пре­зи­дент Ака­де­мии ди­зай­на. Мы ра­бо­та­ли над ре­кла­мой, ко­то­рую ста­ра­лись де­лать в со­вре­мен­ном ду­хе, учась на за­ру­беж­ных об­раз­цах то­го вре­ме­ни.

Десять лет я там ра­бо­тал, всту­пил в Со­юз ху­дож­ни­ков, и... мне опять ста­ло скуч­но. Очень уж уз­кая об­ласть бы­ла. То­вар­ные зна­ки, ре­кла­ма стан­ков, ма­шин, эм­бле­мы, ко­то­рые мы де­ла­ли, бы­ли чёр­но-бе­лые, а я же — жи­во­пи­сец, мне не хва­та­ло цве­та, не хва­та­ло мас­шта­ба. И я ис­кал ка­кую-то об­ласть, где мож­но всё со­еди­нить, что я люб­лю — и цвет, и ди­зайн, и аб­страк­цию, и стиль двадцатых го­дов, и кон­струк­ти­визм, и мои жи­во­пис­ные на­вы­ки. И вот я от­крыл для се­бя пла­кат. От­крыл слу­чай­но.

 

 
Виталий Вольф. Плакат для гастролей Марселя
Марсо в СССР. 1973.
ИЗО РГБ
  Виталий Вольф. Плакат для гастролей Марселя
Марсо в СССР. 1985.
ИЗО РГБ

 

В ма­стер­скую при­шёл офи­ци­аль­ный за­каз на пла­кат для га­стро­лей Мар­се­ля Мар­со. Ни­кто о нём ни­че­го не знал. В «Гос­кон­цер­те» по­ка­за­ли па­ру пло­хих фо­то­гра­фий, ка­кие-то не­по­нят­ные тек­сты. Мим, вы­сту­па­ю­щий в За­ле Чай­ков­ско­го! Что де­лать? Как де­лать? И я ре­шил: раз он мим, вы­сту­па­ет без го­ло­са, на пу­стой бе­лой сце­не — ну, я так и сде­лаю. Взял аб­со­лют­но бе­лый лист, на нём на­ри­со­вал об­раз, взяв за ос­но­ву ав­то­шарж Мар­со. И Мар­се­лю Мар­со по­нра­ви­лось!

Это, мож­но ска­зать, бы­ло на­ча­ло пу­ти. И сра­зу ста­ло по­нят­но, что моё — это не­тра­ди­ци­он­ный пла­кат. Пла­кат ока­зал­ся для ме­ня тем син­те­ти­че­ским ис­кус­ством, где мож­но вы­ра­зить и мысль, и ри­су­нок, и эру­ди­цию, и по­ни­ма­ние куль­ту­ры.

— А ки­но­пла­кат?

— Ки­но­пла­ка­та­ми за­ни­мал­ся то­гда «Ре­клам­фи­льм». С ни­ми ра­бо­та­ли за­ме­ча­тель­ные ху­дож­ни­ки — Сер­гей Дац­ке­вич, Ви­лен Ка­ра­ка­шев, Ва­си­лий Ост­ров­ский. Но тот стиль, ко­то­рый тре­бо­вал­ся для «Ре­клам­фи­ль­ма», для ме­ня был не­при­ем­лем. Я по­ни­мал пла­кат по-дру­го­му. При­ня­то бы­ло ри­со­вать порт­ре­ты глав­ных ге­ро­ев, что­бы ли­цо по­хо­же — и всё. А хо­те­лось че­го-то бо­лее се­рьёз­но­го. Бы­ли пла­ка­ты, ко­то­рые про­би­ва­ли эту од­но­об­раз­ную сте­ну, но это по­лу­ча­лись еди­нич­ные про­ры­вы. На­при­мер, пла­кат Ва­си­лия Ост­ров­ско­го «9 дней од­но­го го­да» — его «про­бил» ре­жис­сёр Ми­ха­ил Ромм.

По­том сме­ни­лось на­чаль­ство, из­ме­ни­лись тех­но­ло­гии — по­яви­лась воз­мож­ность экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать и де­лать мно­го­цвет­ные пла­ка­ты. И ста­ло го­раз­до ин­те­рес­нее!

 


Василий Островский. Плакат к фильму «Девять дней одного года» — драма 1962 года режиссёра Михаила
Ромма. ИЗО РГБ

 

— Ви­та­лий Ев­ге­нье­вич, а чем ки­но­пла­кат от­ли­ча­ет­ся от те­ат­раль­но­го пла­ка­та?

— Я очень мно­го сде­лал те­ат­раль­ных пла­ка­тов, пла­ка­тов к кон­цер­там. Те­ат­раль­ный пла­кат — это рас­чёт на уз­кий круг по­клон­ни­ков ка­ко­го-то те­ат­ра. Те­ат­раль­ные ре­жис­сё­ры при­дер­жи­ва­лись та­кой по­зи­ции: не де­лай­те пла­кат на мас­со­вый вкус, мне ну­жен «мой» зри­тель. Те­ат­раль­ный пла­кат был очень точ­ным, ад­рес­ным, он на­стра­и­вал зри­те­ля на нуж­ный лад.

А ки­но — это огром­ное ко­ли­че­ство зри­те­лей. Ра­бо­та на мил­ли­о­ны. Ты не пред­став­ля­ешь че­ло­ве­ка, к ко­то­ро­му об­ра­ща­ешь­ся. Здесь важ­нее по­ка­зать ге­роя, ар­ти­ста, иг­ра­ю­ще­го глав­ную роль. Я де­лал та­кие пла­ка­ты — для филь­ма «Сквер­ный анек­дот» (1983), в ко­то­ром впер­вые снял­ся Ев­ге­ний Ев­стиг­не­ев (фильм был снят в 1963 го­ду, но двадцать лет про­ле­жал на пол­ке), «Фи­лёр» (1987, для ор­га­ни­за­ции «Экс­порт­фильм»).

А ещё од­на зна­ко­вая ра­бо­та све­ла ме­ня с ре­жис­сё­ром Ген­на­ди­ем По­ло­кой — фильм «Ин­тер­вен­ция» (1988). Этот фильм то­же дол­го не мог по­пасть к зри­те­лю. Я сде­лал два пла­ка­та, и в обо­их дал порт­рет Вы­соц­ко­го. Ни­ко­гда до это­го порт­рет Вы­соц­ко­го у нас на ули­цах не ви­сел. И у нас бы­ла та­кая ху­ли­ган­ская мысль — сде­лать так, что­бы Вы­соц­кий «вы­шел на ули­цу». По­лу­чи­лась на­сто­я­щая бом­ба! По­клон­ни­ки пе­ре­ку­па­ли пла­ка­ты у рас­клей­щи­ков пря­мо на хо­ду, во­ро­ва­ли, сры­ва­ли с тумб!

 


Виталий Вольф. Киноплакат к фильму «Возвращение броненосца» — российско-белорусский
художественный фильм 1996 года, снятый режиссёром Геннадием Полокой по одноимённой повести
Алексея Каплера
. ИЗО РГБ

 

С «Ин­тер­вен­ции» и пошло на­ше со­труд­ни­че­ство с Ген­на­ди­ем Ива­но­ви­чем — с тех пор все пла­ка­ты к филь­мам По­ло­ки де­лал я. По­ло­ка очень це­нил, что я по­ни­маю прин­цип его по­вест­во­ва­ния, прин­цип его язы­ка — гро­теск, те­ат­ра­ли­за­ция, мно­го­люд­ность. И пла­кат к филь­му «Воз­вра­ще­ние бро­не­нос­ца», по­лу­чив­ший на­сто­я­щее при­зна­ние у це­ни­те­лей, был имен­но та­ким — вы­ра­зи­тель­ным, яр­ким, по­чти те­ат­раль­ным. Ген­на­дий По­ло­ка был про­сто влюб­лён в не­го, во­зил с со­бой, мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вал. Ра­бо­та эта бы­ла труд­ной: очень мно­го бы­ло пер­со­на­жей, и всех хо­те­лось как-то отоб­ра­зить. Труд­ной — да, но и очень ин­те­рес­ной.

— Что для вас са­мое важ­ное бы­ло в ра­бо­те над пла­ка­том?

— В пла­ка­те ва­жен об­раз. В пла­ка­те долж­на быть ме­та­фо­ра. Ме­та­фо­ру мож­но вы­ра­зить толь­ко че­рез об­раз. Да­же ес­ли ты пре­крас­но на­ри­со­вал пят­на­дцать ак­тё­ров — это ещё не пла­кат. Он мо­жет вы­пол­нять ка­кую-то ре­клам­ную, кас­со­вую функ­цию, но это не ис­кус­ство. А ис­кус­ство — это не­ожи­дан­ность изоб­ра­же­ния, не­при­выч­ность, остро­та. Цель пла­ка­та: оста­но­вить слу­чай­но­го про­хо­же­го, овла­деть его вни­ма­ни­ем, за­ста­вить смот­реть, ду­мать. Ин­три­га внут­ри об­ра­за за­став­ля­ет зри­те­ля (а он уже зри­тель, не про­хо­жий!) всмот­реть­ся, по­сто­ять пять-шесть се­кунд. И по­сле это­го — зри­тель ваш!

 

 
Виталий Вольф. Плакат к фильму «Легенда № 17».
«Легенда № 17» — российский художественный
фильм 2013 года режиссёра Николая Лебедева.
ИЗО РГБ
  Виталий Вольф. Плакат к фильму «Чёрный монах».
«Чёрный монах» — художественный фильм 1987 года
режиссёра Ивана Дыховичного.
ИЗО РГБ

 

В за­клю­че­ние ин­тер­вью при­ве­дём сфор­му­ли­ро­ван­ный Ви­та­ли­ем Ев­ге­нье­ви­чем Воль­фом ос­нов­ной прин­цип его ра­бо­ты:

«Мой лич­ный ин­те­рес — укра­сить пла­ка­том го­род, ули­цу, ин­те­рьер. От­сю­да — мой пла­кат все­гда — преж­де все­го! — де­ко­ра­ти­вен, празд­ни­чен, гар­мо­ни­чен. Он на­сы­щен эле­мен­та­ми боль­шо­го ис­кус­ства — цве­том, фак­ту­рой, рит­ма­ми, кон­тра­стом, све­том. Всё это про­дле­ва­ет жизнь пла­ка­та, по сво­ей ху­до­же­ствен­ной цен­но­сти при­бли­жа­ет его к кар­ти­не».

Вы­став­ка в чи­таль­ном за­ле от­де­ла изо­из­да­ний про­длит­ся до 25 но­яб­ря 2016 го­да. Не­пре­мен­но по­се­ти­те её, по­зна­комь­тесь во­очию с ра­бо­та­ми для ки­но Ви­та­лия Воль­фа, Ви­ле­на Ка­ра­ка­ше­ва, Алек­сея Тро­щен­ко­ва, не упу­сти­те воз­мож­ность уви­деть жи­вую ис­то­рию оте­че­ствен­но­го ки­но — в пла­ка­те и не толь­ко.

 


Дополнительные материалы

 

 


В мастерской Виталия Евгеньевича Вольфа
Фото: Анна Титова / РГБ. 05.10.2016

 







 

 

 

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2017 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.