Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2017 год  /  Выставка «Пётр Андреевич Вяземский: Мир русской усадьбы»

Выставка «Пётр Андреевич Вяземский: Мир русской усадьбы»

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, Румянцевский читальный зал отдела рукописей
Когда: 24 августа — 17 сентября 2017 года
Вход: по читательскому билету РГБ

 

В Румянцевском читальном зале Дома Пашкова проходит выставка, посвящённая 225-летию со дня рождения Петра Андреевича Вяземского — выдающегося поэта пушкинского круга, литературного критика, переводчика и общественного деятеля.

 


Заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко, заведующий отделом рукописей РГБ Виктор Фёдорович Молчанов (в центре). Открытие выставки

 

Язвительный поэт, остряк замысловатый,
И блеском колких слов, и шутками богатый
Счастливый Вяземский, завидую тебе.
Ты право получил благодаря судьбе
Смеяться весело над Злобою ревнивой,
Невежество разить анафемой игривой.

Так в 1821 году писал Александр Сергеевич Пушкин о своём друге Петре Вяземском. Выставка, проходящая в Румянцевском читальном зале Дома Пашкова, рассказывает о Петре Андреевиче Вяземском — поэте, переводчике, литературном критике, общественном деятеле. А подобранные сотрудниками отдела рукописей рисунки, книги и документы погружают нас в мир усадьбы «Остафьево» — родового гнезда Вяземских.

Открывая выставку, Виктор Фёдорович Молчанов, заведующий отделом рукописей, говорил о взгляде на мир русской усадьбы через призму рукописей и архивов. «Когда у нас формировался фонд рукописей, усадьбы остались как недвижимость на месте, а архивы перешли к нам. Мы сотрудничаем со многими из них, в частности с музеем в усадьбе "Остафьево", о которой рассказывает наша сегодняшняя выставка».

Анна Евгеньевна Родионова, заведующая сектором хранения и учёта фонда рукописей, куратор выставки, так объясняет переплетение тем: мира русской усадьбы и юбилея Петра Андреевича Вяземского: «Усадьба — это и мир людей, которые в ней жили и гостили, это альбомы, в которых сохранились автографы и рисунки тех, кто бывал в усадьбе, это усадебная библиотека и, конечно, это портреты, которые висели на стенах усадьбы». 

И гости выставки увидят и эти альбомы, и автографы, и рукописные книги. И даже картины — те самые, которые помнят Петра Андреевича Вяземского, Николая Михайловича Карамзина (он был женат на единокровной сестре Петра Андреевича, жил и работал в Остафьеве), Александра Сергеевича Пушкина, Василия Андреевича Жуковского, Николая Васильевича Гоголя, «неистового гусара» Дениса Давыдова. А книги из усадебной библиотеки может взять в руки каждый читатель РГБ: в 1932 году двадцать две тысячи томов, собранных тремя поколениями князей Вяземских, поступили в Ленинскую библиотеку. К сожалению, у Вяземских не было характерного экслибриса, и сейчас только случайно, по отдельным пометам или надписям можно предположить, что принадлежало той богатейшей библиотеке.

 


Дмитрий Александрович Чудинов (главный хранитель отдела рукописей РГБ), Любовь Александровна Шевцова (главный архивист сектора хранения и учета фонда рукописей отдела рукописей РГБ), Анна Евгеньевна Родионова (заведующая сектором хранения и учета фонда рукописей отдела рукописей РГБ). Открытие выставки

 

«Остряк замысловатый»

Пётр Андреевич Вяземский родился 23 (12 по старому стилю) июля 1792 года. Его отец князь Андрей Иванович Вяземский (1754—1807), один из самых образованных людей своего времени, познакомился со своей будущей женой, совершая гран-тур по Европе. Ирландка Дженни О'Рейли стала Евгенией Ивановной Вяземской (1762—1802) и матерью двоих детей Андрея Ивановича — Петра и Екатерины.

Отец считал сына легкомысленным и ветреным и, чтобы дать ему хорошее образование при строгой дисциплине, определяет сына учиться в Петербургский иезуитский пансион. Но юный Пётр находит возможность ускользнуть от бдительного ока иезуитов, дисциплине не подчиняется, и отец возвращает его в Москву, в пансион при Педагогическом институте, и нанимает учителей из Московского университета. В 1805 году Пётр Вяземский начинает службу в Межевой канцелярии. Поднимаясь по служебной лестнице, получая чины и награды, Пётр Андреевич относится к этой части своей жизни как к чему-то нудному и несущественному. Настоящая страсть его — поэзия.

В пятнадцать лет Пётр Вяземский лишился отца. Опекуном юного князя стал муж его единокровной сестры Екатерины — Николай Михайлович Карамзин. Карамзин ввёл Вяземского в круг самых блестящих литераторов Золотого века. Первые стихи Петра Вяземского были опубликованы в 1808 году в «Вестнике Европы» — в журнале, издаваемом Карамзиным. Впрочем, полноценный сборник стихов Петра Андреевича Вяземского был издан лишь однажды. Но сохранились рукописные книги его стихов — их вы увидите в экспозиции выставки в Румянцевском читальном зале. Пётр Вяземский увлекался журналистикой, публицистикой, переводами, входил в кружок «Арзамас», был автором сатирических стихов, эпиграмм и памфлетов, которые пользовались большой популярностью и переписывались из альбома в альбом.

Выставки отдела рукописей нередко возвращают из небытия имена, которые мало что говорят обычным посетителям Российской государственной библиотеки. Сотрудники отдела открывают для нас заново тех людей, без которых в своё время невозможно было представить культурную жизнь России, но сейчас мы о них почти не вспоминаем. Анна Евгеньевна Родионова, куратор выставки, и её коллеги Любовь Александровна Шевцова, Вера Игоревна Бурцева и Дмитрий Александрович Чудинов подобрали материалы для выставки так, чтобы показать образ Петра Андреевича Вяземского со всех сторон и открыть его и для посетителей Дома Пашкова, и для исследователей.

Знаете ли вы, что Пётр Вяземский в 1812 году вступил в народное ополчение, участвовал в Бородинской битве, спас на поле боя раненого генерала Алексея Николаевича Бахметева, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом? Некоторые исследователи считают, что рассказы Вяземского о Бородинском сражении Лев Николаевич Толстой использовал при создании «Войны и мира». И что Пушкин в «Евгении Онегине» в качестве эпиграфа к двум главам взял стихи Вяземского? А помним ли мы, что именно «остряк замысловатый» Вяземский первым назвал баснописца Ивана Андреевича «дедушкой Крыловым»? И что определение «квасной патриотизм» — как и крылатое выражение «И жить торопится, и чувствовать спешит» — авторства Петра Вяземского? А что любимым многими фильм «О бедном гусаре замолвите слово» начинается романсом на стихи Вяземского — «Я пью за здоровье немногих»? Выставка в Румянцевском музее познакомит вас с этим не очень известным великим человеком.

 

Портрет Петра Андреевича Вяземского. ОР РГБ. Ф. 63, ед. хр. 22

 

Русский Парнас

Андрей Иванович Вяземский построил усадьбу «Остафьево» к рождению сына. Именно он сделал «Остафьево» одним из ярких центров культурной жизни России.

Вот одно из писем, приведённых на странице Государственного музея-усадьбы «Остафьево»: «Чего бы не дал я, чтобы еще раз увидеть и пожить в прекрасном дворце... Мне кажется, что я вижу его и вновь обегаю вокруг. Приближаясь, вижу слева церковь, где мы присутствовали на ночной свадьбе... повёртываю вправо и попадаю на площадку, где мы играли в городки... Вижу великолепную колоннаду... Вхожу в вестибюль, спешу в левый зал, где мы слушали чтение таких прекрасных отрывков Истории господина Карамзина, где мы собира­лись по утрам. Иду в столовую и вспоминаю тот очаровательный обед, когда господин Нелединский нас изумлял умом и веселостью... Прохожу в большой и благородный зал, где мы танцевали с графинями Пушкиными... Бросаюсь в библиотеку, где находятся все утешения, которые ум может предложить сердцу... Захожу поздороваться в ваш кабинет — прохожу мимо, не без того чтобы не заглядеться на прелестных вышивальщиц, которые мне напоминают работы, воспетые греками и латинянами... тороплюсь спуститься в сад, быстро прохожу прекрасную аллею, которая ведёт в небольшой лесок: там нахожу в сборе всех молодых деревенских девушек — мы принимаем участие в их танцах... Они уходят, а мы продолжаем нашу прогулку... Господин Карамзин как обычно идёт впереди... Нет, мой милый Вяземский, никогда, никогда, я не забуду Остафьева!» (А. Галифф, швейцарский помещик, П. А. Вяземскому о посещении «Остафьева» летом 1810 года)

После смерти Петра Андреевича Вяземского усадьба перешла к его единственному ребёнку, оставшемуся в живых (Пётр Андреевич и его жена Вера Фёдоровна Гагарина (1790—1886) похоронили семерых из восьми своих детей) — Павлу Петровичу Вяземскому (1820—1888).

Третий из владельцев «Остафьев»а основал Общество любителей древней письменности, в задачу которого входила публикация памятников древнерусской литературы, их изучение и популяризация. Он написал «Замечания на "Слово о полку Игореве"», издал семь автографов Пушкина (факсимильное издание этой книги вы увидите на одной из витрин в экспозиции выставки) и работу «А. С. Пушкин по документам остафьевского архива и личным воспоминаниям». Павел Петрович был страстным коллекционером живописи, графики, прикладного искусства. Он устроил в усадьбе мемориальные комнаты Карамзина, Пушкина и своего отца, Петра Андреевича Вяземского.

 


Н. З. Панов. Усадьба Вяземских «Остафьево». Интерьер Карамзинской комнаты. 1906. Акварель. (Из усадьбы «Остафьево»).
ОР РГБ. Ф. 63, ед. хр. 44

 

В 1888 году усадьбу унаследовал Пётр Павлович Вяземский (1854—1931), генерал-майор Гренадерского лейб-гвардии полка, шталмейстер двора, адъютант великого князя Михаила Николаевича, участник Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. В 1898 году «Остафьево» перешло к графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву. Сергей Дмитриевич после революции ещё некоторое время оставался хранителем усадьбы, когда она была национализирована.

Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности, говорила о том, как важна выставка, открывшаяся в читальном зале отдела рукописей. «К великому сожалению, то, что казалось надёжным и мощным — сами русские усадьбы: стены, дома, парки, — в настоящее время находятся в тяжелейшем состоянии. А то, что казалось совершенно эфемерным — листочки, исписанные рукой талантливого человека, — оказались гораздо более долговечным памятником. Усадебная культура полна удивительной теплоты, это особая страница нашего наследия. И то, что делает отдел рукописей, показывая часть этого наследия, — очень важно: мы вносим свой вклад в память о важной эпохе в русской культуре».

 

 


Анна Евгеньевна Родионова (заведующая сектором хранения и учета фонда рукописей отдела рукописей РГБ) проводит первую экскурсию по выставке

 


Заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко, заведующий отделом рукописей РГБ Виктор Фёдорович Молчанов. Открытие выставки

 


П. А. Вяземский. «Стихи под следующий портрет». 1813. Автограф из альбома Сергея Алексеевича Неёлова. 1802—1851. «Художник здесь рукою верной / Черты того изобразил, / Кто был всегда любим безмерно /
И отроду в стихах сам меры не хранил».
ОР РГБ. Ф. 129, к. 20, ед. хр. 4

 


Мужской портрет рукою Николая Васильевича Гоголя из его «Записной книги». [1831—1834].
ОР РГБ. Ф. 74, к. 6, ед. хр. 1

 


Альбом фотографий. Середина XIX века. (Из «Остафьева»). Фото Веры Фёдоровны и Марии Аркадьевны Вяземских.
ОР РГБ. Ф. 63, ед. хр. 49

 


Слева: П. А. Вяземский. Письма к родным к Вяземским, Павлу Петровичу и Марии Аркадьевне (урожд. Столыпиной). 1850. На листе 11: «Мы выехали вчера из Остафьева с солнцем, с морозцем и со снежком, так что мне очень жаль было оставить деревню, потому что я люблю первый снег, а не люблю только десятый, двадцатый и так далее снег, то есть, просто сказать, не люблю зимы». 1850, октябрь 11.
ОР РГБ. Ф. 63, к. 23, ед. хр. 51

Справа: П. А. Вяземский. Письма к Вяземским, Павлу Петровичу и Марии Аркадьевне (урожд. Столыпиной). 1850. На листе 7: «Мы сейчас приехали, то есть в десять часов утра, нашли комнаты отопленными
и надеемся отдохнуть здесь несколько дней, не трогаясь с места. Погода очень хорошая, по утрам морозит, но зелени еще много.» 1850, сентябрь 22.
ОР РГБ. Ф. 63, к. 23, ед. хр. 51

 


«Лествица духовная». 1717. Полуустав. На л. 1 об. — раскрашенная гравюра с изображением Распятия
с предстоящими Марией и Иоанном.  (Из библиотеки Вяземских. Книга принадлежала Павлу Петровичу Вяземскому.)
ОР РГБ. Ф. 528, ед. хр. 22

 

«О показании манера Вобанова». Сер XVIII в. Скоропись.  Себастье́н Ле Претр, маркиз де Воба́н (фр. Sébastien Le Prestre, marquis de Vauban; 15 мая 1633 — 30 марта 1707) — выдающийся военный инженер своего времени, маршал Франции, писатель. На листе 1 запись: «Сия книга принадлежит князю Андрею Ивановичу Вяземскому». (Из библиотеки Вяземских)
ОР РГБ. Ф. 528, ед. хр. 13

 


Семь автографов А. С. Пушкина (1816—1837) из собрания П. П. Вяземского. 26 мая 1880 года. Цензурный экземпляр литографированного издания.
ОР РГБ. Ф. 63, к. 24, ед. хр. 5а

 

Рисунок Павла Петровича Вяземского. Акварель. [кон. 1830-х].
ОР РГБ. Ф. 63, к. 22, ед. хр. 1
 

 

 

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2017 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.