Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Лекции, встречи, концерты /  2016 год /  Лекции проекта «Арзамас»  /  Восток: Первые религиозные гонения в истории: встреча иудейства и эллинства

Восток: Первые религиозные гонения в истории: встреча иудейства и эллинства

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, конференц-зал
Когда: 12 февраля 2017 года, 16:00
Вход: свободный

 

Мини-выставка, подготовленная сотрудниками РГБ к лекции

 

Российская государственная библиотека и просветительский проект «Арзамас» открыли цикл лекций «Запад и Восток: история культур». Восьмая лекция относится к циклу «Восток»: «Первые религиозные гонения в истории: встреча иудейства и эллинства».

Лектор — Нина Владимировна Брагинская, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, профессор Института восточных культур и античности РГГУ, переводчик и комментатор греческих и латинских авторов.

 

 

В 160-х годах до н. э. Антиох IV Эпифан, владыка огромного царства Селев­кидов, обратил против подданных небольшой части своей империи — Иудеи — религиозные гонения. Эти события слабо отражены у античных писателей как дела сугубо местного значения, не оказавшие серьёзного влия­ния на основные государства и культуры эллинистического мира. Однако последствия этих событий вскоре затронули все Средиземноморье и остаются важными сторонами современной жизни. Гонения Антиоха Эпифана породили в иудейской среде новые разнонаправленные религиозные течения, в том чи­сле и «раскольнические» толки, а через пару веков они оформились как иуда­изм и христианство. Две литературные повести, Книга Иудифи и «Иосиф и Асенет», созданные по следам этих исторических событий, представляют со­бой два параллельных и противоположных ответа на новую религиозную ситуацию, на вторжение эллинистической культуры в иудейский мир. Создан­ная в Иудее Книга Иудифи предвосхищает строгий иудаизм, а созданная в еги­петской диаспоре «Иосиф и Асенет» многими чертами предвосхищает хри­стианство.


Основные тезисы лекции:

  • Причины событий, которые называют Маккавейским восстанием (по имени главного героя Иуды Маккавея), остаются для нас таин­ственными до сего дня. Источники, их описывающие, немногочи­сленны и расходятся не только в оценке случившегося, но и в изло­жении и даже в действующих лицах. Мы знаем об этих событиях глав­ным образом из Первой и Второй книг Маккавеев (вторая половина II века до н. э. и начало I века до н. э.) и из творений иудео-эллинисти­ческого писателя I века н. э. Иосифа Флавия.

  • Для автора Первой книги Маккавеев существует зло само по себе — это царь Антиох, который грабит Иерусалимский храм, оскверняет святы­ни, преследует верных Богу. И есть отступники из народа Израиля, которые хотят отказаться от отеческой веры и заключить союз с языч­никами. Против них поднимают народ священник Мататия и его сыно­вья во главе с Иудой Маккавеем. Автор Второй книги Маккавеев видит источник бед, постигших Иерусалим, в грехах самого народа, разделен­ного внутри себя на сторонников эллинской культуры и отеческого благочестия. Антиох и его чиновники оказываются только орудиями божественной кары, а победу оружию Маккавеев обеспечивает жертва мучеников — семи безымянных братьев, их матери и старика Элеа­зара, — которая смягчила божественный гнев.

  • Иосиф Флавий, рассуждая о событиях более чем двухсотлетней давно­сти, обращает внимание на те обстоятельства, которые авторы Первой и Второй книг вообще не принимают во внимание: это существование у евреев соперничавших проегипетской и просирийской партий и по­пытки знатных родов иметь в борьбе с соперниками могучих покрови­телей — Птолемеев  или Селевкидов. Загадкой является и сам факт религиозных гонений, нисколько не характерный для язычников-эллинов. Завоеватели могли уродовать статуи чужих богов, чтобы ли­шить самих богов возможности видеть происходящее и вмешиваться на стороне своих почитателей, а могли перенимать культы завоеванных народов или переманивать к себе богов-покровителей осаждаемого города. Но они никогда не навязывали никому религиозных учений и не вмешивались в традиционное богопочитание. Селевкиды до Анти­оха Эпифана отправляли Иерусалимскому храму богатые дары. Так что Антиоховы гонения беспрецедентны. Удивительно и то, как могло крестьянское ополчение одержать победу над регулярными войсками, над громадной обученной македонской армией с профессиональными полководцами во главе. Евреи под предводительством сына священника Мататии Иуды Маккавея отвоевали оскверненный и превращенный в языческое святилище Иерусалимский храм, очистили его и восстано­вили богослужение. Этот день отмечается доныне в праздновании Хану­ки (Освящения). Религиозные гонения были прекращены преемником Антиоха Эпифана, но продолжилась борьба соратников Иуды за поли­тическую независимость, которая привела в 142 году к созданию неза­висимой Иудеи. В религиозной жизни этого периода много белых пя­тен. Семь лет в Иерусалиме не было первосвященника, законный на­следник этой должности (Ония IV) бежал в Египет и во исполнение про­рочества Исайи создал там другой храм, что тоже было вызовом тради­ции: уже много столетий считалось, что у Бога Израиля только один дом — в Иерусалиме.

  • Эти события, гонения, восстание, перемены в столице, бессилие сто­личного жречества, появление новых людей и новых центров силы вздыбили, перемешали, перевернули Иудею. Когда удалось отстоять жизнь в согласии с Законом (Торой), оказалось, что понимают это согласие по-разному. Одни от преследований бежали в пустыню, где создавали отшельнические общины, враждебные иерусалимскому жре­честву, другие — в Египет под покровительство Птолемея VI, получив­шего прозвище Филосемит, третьи в Иерусалиме формировали новые ритуалы, такие как, например, Ханука, и создавали в отсутствие закон­ного первосвященника священническую царскую династию. Мы знаем названия некоторых оформившихся впоследствии течений — саддукеи, фарисеи, эссеи; Иосиф Флавий называет их понятным для внешнего мира способом — «философскими школами».

  • Мы можем попытаться обнаружить духовное содержание такого рода течений по сочинениям эллинистических иудеев. Возьмем для примера две литературные повести, созданные по следам описанных событий. Одна написана в Иудее (Книга Иудифи), другая — в египетской диаспо­ре («Иосиф и Асенет»), обе будут рассмотрены в их параллельной и про­тивопоставленной образности как выразители двух таких течений. В об­разной форме Иудифь дает модель поведения перед лицом превосходя­щей силы: при неукоснительном исполнении всех заповедей и полном доверии Богу возможно чудо; в этом произведении предвосхищены многие аспекты того иудаизма, который возникнет после разрушения храма в 70 году н. э. и приобретет окончательную форму после состав­ления к концу V века Талмуда (раввинистический иудаизм). К иеруса­лимскому священству отношение здесь сдержанное, а Иудифь высту­пает женским аналогом Иуды Маккавея. В «Иосифе и Асенет» весь язы­ческий мир приглашается обратиться к Богу и присоединиться к народу Израиля: путь спасения указывает обращение египтянки и языческой жрицы, прекрасной Асенет, которую небесный Человек посвящает в мистерии Всевышнего. Представление о жертве, обращении, спасе­нии, эсхатологии, целый ряд выражений, словно взятых из Нового Завета, составили этому апокрифу репутацию христианского сочинения.

  • Эти две повести могли быть созданы вскоре после восстания. Не исто­рически, но символически они показывают те смысловые линии, кото­рые восходят к Маккавейскому кризису и ведут к иудаизму, сложивше­муся после разрушения Храма, и христианству, вышедшему за пределы Иудеи.

 

 


 

К лекции «Первые религиозные гонения в истории: встреча иудейства и эллинства» сотрудники отдела рукописей Российской государственной библиотеки, научно-исследовательского отдела редких книг РГБ и Центра восточной литературы РГБ подготовили мини-выставку книг из фондов библиотеки.

 

Библия. Франция, XIII в. Пергамен. Латинский яз.
Отдел рукописей РГБ

В христианской традиции образ Иудифи трактуется как ветхозаветный прообраз Марии, побеждающей зло. Её изображения часто встречаются на страницах западноевропейских средневековых рукописных книг. В Библии XIII века из собрания отдела рукописей РГБ (Ф. 183 № 960) начало Книги Иудифи обозначено инициалом «А», в котором представлена сцена обезглавливания Олоферна (л. 182).

 



 

 


 

 

Biblia Hebraica, ... Leyden: ex officina Plantiniana Raphelengii, 1610–1615, 6 vv. V. 5: Bibliorum pars Graeca.... 1612.
Библия с полным параллельным латинским переводом Ксантиса Панини и Ария Монтана, с греческим текстом Нового Завета... Лейден, тип. Плантен-Рафеленг, 1610–1615 г., в 6 тт. Т. 5: Греческие Писания: Апокрифы. 1612.
Центр восточной литературы РГБ, шифр хранения: Гинц 1/1599

Издана в типографии Франциска Рафеленга, породнившегося с представителями знаменитой династии издателей Плантенов-Моретусов. Помимо типографского дела Рафеленг занимался ориенталистикой и был профессором древнееврейского языка и литературы в Лейденском университете.

Экземпляр из библиотеки барона Гинцбурга.

Книга Юдифи (Иудифи) — одна из второканонических книг, или Апокрифов. Так называют книги, исторически относившиеся к Танаху (еврейской Библии), однако не вошедшие в его окончательный состав, закрепленный в конце I века н. э. на заседании Синедриона в Явне. В III—II веках до н. э. они вместе с другими книгами Танаха были переведены на древнегреческий в составе Септуагинты, оригиналы же их не сохранились.

 

 

 


 

 

Filips von Zesen. Assenat; das ist Derselben, und des Josefs Heilige Stahts-Lieb-und Lebens-geschicht... Nürnberg: zu finden bey Johann Hoffmann, 1672.
Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ

Цезен Филипп фон (1619—1689) — немецкий филолог, поэт и романист, основатель общества Deutschgesinnte Genossenschaft (Немецко-мыслящее собрание), в котором ставилась цель очистить немецкий язык от иноязычных заимствований. Автор ряда романов на библейские темы.

История жизни святого Иосифа и его возлюбленной, украшенная более чем тридцатью прекрасными гравюрами на меди. Издана в 1672 году в Нюрнберге Иоганом Хофманом по первому изданию в Амстердаме. Иллюстрации принадлежат Корнелиусу Николаусу Шуртцу (Cornelius Nicolaus Schurtz, XVII в.) — нюрнбергскому художнику и издателю, Иоганну Франку (Johann Franck, 1618–1677) — немецкому художнику и гимнографу, работавшему в Бранденбурге, а также Зигмунду Габриэлю Хипшману (Sigmund Gabriel Hipschmann, 1639 — после 1690) — нюрнбергскому художнику и гравёру.

 

 

 

 

 

     
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2017 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.