Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Лекции, встречи, концерты /  2016 год /  Лекции проекта «Арзамас»  /  Запад: Как в XVI—XVIII веках Европа изобретала свой политический язык

Запад: Как в XVI—XVIII веках Европа изобретала свой политический язык

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, конференц-зал
Когда: 19 марта 2017 года, 16:00
Вход: свободный

 

Мини-выставка к лекции, подготовленная сотрудниками РГБ

 

Рос­сий­ская го­су­дар­ственная библиотека и просветительский проект «Арзамас» продолжают цикл лекций «Запад и Восток: история культур». Очередная лекция относится к циклу «Запад»: «Как в XVI—XVIII веках Европа изобретала свой политический язык».

Лектор — Ольга Владимировна Дмитриева, доктор исторических наук, профессор исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

 

 

Как Реформация и книгопечатание изменили государственную пропаганду? Почему европейские правители стали изображать себя в виде античных богов, римских императоров и библейских царей? И зачем им пришлось переизо­брести символический язык, на котором они вели диалог со своими подданными?


Основные тезисы лекции:

  • Политическая культура — чрезвычайно широкое понятие. Оно вклю­чает в себя философские и политико-правовые теории, историко-политические мифы, ценностные установки, средства пропаганды, а еще политические языки, присущие обществу на разных этапах его развития. Основные политические учения раннего Нового времени уходят корнями в Средневековье и Античность: в первую очередь это относится к господствующим теориям происхождения власти — нисхо­дящей, утверждающей ее божественное происхождение, и восходящей, выводящей ее из общественного договора.

  • Но политическая культура XVI—XVIII веков обретает множество новых черт, и это позволяет утверждать, что основы современной европейской политической культуры закладываются именно в эту эпоху. Предметом обсуждения лекции станет политический язык власти, используемый в диалоге с обществом: доступные ей средства репрезентации и пропа­ганды, художественные образы и метафоры, с помощью кото­рых фор­мируется ее публичный облик, а также изменения в полити­ческом лексиконе под воздействием идей гуманизма, Рефор­мации и Контр­реформации.

  • В эпоху становления новой, или ренессансной, монархии традиционные формы диалога власти с подданными, включавшие торжественные процессии, церемониальные въезды в города, отправления в военные походы, появления монархов на публике во время церковных праздни­ков, сохраняют свое значение. Но благодаря успехам книгопечатания они уже не сводятся только к непосредственным контактам правителя с его народом. Издание сценариев этих церемониальных действ, текстов речей, описаний театрализованных картин, разворачивавшихся перед зрителями, создавало принципиально новые возможности распростра­нения содержавшегося в них послания. Циркуляция официальных тек­стов способствовала формированию единого политического простран­ства и языка пропаганды.

  • Привычные приемы визуальной пропаганды зачастую сводились к де­монстрации богатства правителя, обилия драгоценностей, велико­лепия его свиты, облачений, убранства дворца. В раннее Новое время все боль­шую роль играет стилистика и программы декорации новых ренессанс­ных резиденций, живописные произведения, в особенности парадные портреты, которые тиражируются и широко циркули­руют благодаря распространению печатной гравюры. Меценатство, колле­кционирова­ние произведений искусства, покрови­тельство ученым и литераторам становятся важными составляющими публичного образа правителя.
  • В рамках гуманистических представлений ренессансный государь пред­стает философом и гражданином, который печется об общем благе. Сакральная природа власти обосновывается через уподобление прави­телей божествам греко-римского пантеона. Общественное служе­ние государя интерпретируется как «геркулесовы труды». Важную роль в репрезентации европейских монархов играет имперская идея: в мону­мен­тальной скульптуре и в живописи, на монетах и медалях они пред­стают римскими кесарями. 
  • Однако наиболее продуктивным периодом с точки зрения формиро­вания нового образа светской власти, которая превращается в теокра­тическую, была эпоха Реформации и Контрреформации. Домини­рую­щим языком политической культуры в этот период становится язык Библии. Дискурс протестантского и католического благочестия порож­дает образность, связанную с представлениями о государе как подателе слова Божия, защитнике истинной веры, богоизбранном правителе. Наиболее распространенные прототипы такого государя — ветхозавет­ные цари, «правые в глазах Господа», Давид и Соломон. В полемике протестантов и католиков получает развитие как абсолю­тистская тео­рия «божественного права королей», так и тирано­борческие идеи, кото­рые оправдывают насильственное свержение и даже убийство государя, навязывающего подданным «ложную» веру. В условиях беспрецедент­ных вызовов, с которыми сталкиваются монархи, придвор­ные художни­ки соревнуются в поиске идей и выразительных средств для того, чтобы подчеркнуть их избран­ность, священный характер власти. Мотив имперского триумфа в политической пропа­ганде перерастает в тему апофеоза христианского государя, возносящегося к небесам.

 

 


 

 

К лекции «Как в XVI—XVIII веках Европа изобретала свой политический язык» сотрудники отдела изоизданий РГБ и научно-исследовательского отдела редких книг РГБ подготовили мини-выставку из своих фондов.

 

Портрет Николо Макиавелли (Macchiavell). Гравюра на стали работы Жоржа Франсуа Луи Жакмо (1806—1880). — [Leipzig , 1864].

Иллюстрация из издания «Pecht, Friedrich (1814—1903). Goethe-Galerie : Charaktere aus Goethe's Werken / Gezeichnet von Friedrich Pecht u. Arthur von Ramberg ; Fünfzig Blätter in Stahlstich, mit erläuterndem Texte von Friedrich Pecht. — Leipzig: Brockhaus, 1864».
Отдел изоизданий РГБ

 

 

 


 

 

Machiavelli, Niccolò. Il Principe di Niccolo Machiauelli al magnifico Lorenzo di Piero de Medici. La vita di Castruccio Castracani da Luca. Il modo che tenne il duca Valentino per ammazare Vitellozo Vitelli, Oliuerotto da Fermo, il s. Paulo, & il Duca di Grauina. I ritratti de le cose de la Francia, & de la Alamagna. In Firenze. 1551. — 4°. — [2], 55, [1] c.
Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ

Одно из самых ранних изданий работы известнейшего политического и культурного деятеля, философа и поэта Николо Макиавелли (1469—1527). Вышло во Флоренции в 1551 году в издательстве знаменитого книгопечатника Бернардо Джунти (1478—1551), который последовательно в течение многих лет печатал труды Макиавелли.

Издание имеет картонный переплёт XIX века с уголками из белой кожи и тиснённым золотом суперэкслибрисом Фридриха Вильгельма IV (1795—1861). Также наличествует оригинальная бумажная обложка издания с экслибрисом «Donum Friderici Wilhelmi IV regis augustissimi die 15 sept. 1847 / Ex bibliotheca Steph. Mejan Comitis».

 



 

 


 

 

Machiavelli, Niccolò. Il principe di Niccolò Machiavelli, segretario della Rep. fiorentina giusta il suo originale con la prefazione e le note istoriche e politiche di Mur. Amelot de la Houssaye ; e l’Esame e confutazione dell’opera scritto in idioma francese ed ora tradotto in toscano. Cosmopoli [i.e. Venezia] : [G. Pasquali], 1769. — 8° — [2], 368 с., [1].
Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ

Работа «Государь» известнейшего политического деятеля и философа Николо Макиавелли (1469—1527). Выпущена в свет в Венеции, предположительно Джамбаттиста Паскуали (1702—1784), представителем династии венецианских и флорентийских печатников. Является первым томом многотомного собрания работ философа.

Издание переплетено в светло-коричневую кожу с золотым тиснением по корешку и краям крышек переплёта. На титульном листе портрет Николо Макиавелли.

 


 

 

 

 

     
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2017 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.