Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Лекции, встречи, концерты /  2017 год  /  Лекция «Возвышение Закона: "Самгук юса" о зарождении корейской буддийской традиции»

Лекция «Возвышение Закона: "Самгук юса" о зарождении корейской буддийской традиции»

 

Где: Москва, ул. Моховая, 6, Центр восточной литературы Российской государственной библиотеки
Когда: 18 мая 2017 года, 16:00
Вход: свободный

 

Центр восточной литературы Российской государственной библиотеки при поддержке Корейского фонда продолжает цикл научно-популярных лекций «Знакомимся с Кореей». Цикл лекций рассчитан на студентов, преподавателей вузов, корееведов, всех изучающих корейский язык, интересующихся культурой Кореи. 18 мая состоялась лекция «Возвышение Закона: „Самгук юса“ о зарождении корейской буддийской традиции». Лекцию прочла старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН, кандидат исторических наук Юлия Владимировна Болтач.

 

Мосты Чхонун-кё 靑雲橋 (‘Синих облаков’) и Пэгун-кё 白雲橋 (‘Белых облаков’) монастыря Пульгук-са 佛國寺 (‘Земли Будды’). Каменные пагоды, мосты и террасы этого монастыря, расположенного в горах к юго-востоку от города Кёнчжу-си — древней силлаской столицы, считаются одним из шедевров строительного искусства Кореи эпохи Объединённого Силла (668–935). В 1995 г. архитектурный комплекс монастыря Пульгук-са вместе с близлежащим рукотворным гротом Соккуль-ам был включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. 

 

«Самгук юса» («Оставшиеся сведения [о] трёх государствах») — обширное собрание исторических материалов, составленное монахом Ирёном (1206—1289) в конце XIII века. Наряду с официальной хроникой «Самгук саги» («Исторические записи трёх государств», 1145), этот текст является фундаментальным источником по истории и духовной культуре Кореи эпохи Трёх государств и Объединённого Силла (57 до н. э. — 935).

Поскольку Ирён был буддийским монахом, то неудивительно, что значительная часть его произведения посвящена событиям, связанным с буддизмом. Традиционная историография относит начало практики этого учения в Корее к 372 году (дата официального принятия Закона Будды в самом северном из трёх корейских государств — Когурё). Почти синхронно буддизм получил официальный статус в Пэкче (384), но признание этого учения в Силла произошло почти через полтора столетия, в 527 году, что было обусловлено социально-экономической отсталостью этого государства от Когурё и Пэкче.

В соответствии с традиционными дальневосточными представлениями о роли и месте учений в государстве, Закон Будды рассматривался корейскими правителями прежде всего как полезный инструмент государственного управления, а также как чудесное средство обеспечения мира и благополучия в стране. Но укрепление власти правителя было отнюдь не единственным результатом распространения Закона Будды в Корее. Буддизм оказал огромное влияние на материальную культуру Когурё, Пэкче и Силла, стимулируя развитие искусства и художественного ремесла. Ещё более значительным было его воздействие на духовную культуру трёх государств. Новое учение, в отличие от старых родовых верований, обращалось не к коллективу, а к отдельной личности, впервые выделив её из состава социума. Знакомство корейцев с буддийской литературой способствовало расширению их кругозора и формированию навыков абстрактного мышления, а поездки к священным буддийским местам Китая и Индии — приобретению знаний о внешнем мире.

 

Фундамент девятиярусной деревянной пагоды монастыря Хваннён-са 皇龍寺 (‘Величественного дракона’). Этот храм, расположенный в столице государства Силла, был местом хранения важнейших буддийских святынь, призванных чудесным образом обеспечить благополучие государя и народа — в частности, девятиярусная пагода этого монастыря, согласно верованиям силласцев, должна была оградить их страну от нападений войск из девяти соседних государств. Пагода монастыря Хваннён-са представляла собой одно из крупнейших деревянных строений той эпохи: её высота составляла 54 метра (высота современного двадцатиэтажного здания), не считая двенадцатиметрового навершия, венчавшего её кровлю. Эта пагода была построена в 645 году и погибла в эпоху Корё во время монгольского нашествия 1238—1239 годов. На фотографии представлен фундамент пагоды после раскопок (крупный камень посередине некогда служил опорой центрального столба). Руины монастыря Хваннён-са в числе прочих исторических территорий древней столицы Силла с 2000 года входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

В лекции были рассмотрены предпосылки проникновения буддизма на Корейский полуостров, предания о первых проповедниках этого учения в Когурё, Пэкче и Силла, а также сведения о начальном этапе адаптации буддизма на корейской почве и становлении местной буддийской традиции.

 

 

 

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2017 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.