Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Образование

Корпоративный университет «ЛЕНИНКА» Российской государственной библиотеки (лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ АА № 003113)


Профессиональная переподготовка по программе «Высшие библиотечные курсы»

  • Цель дополнительной профессиональной программы «Высшие библиотечные курсы» — профессиональная переподготовка обучающихся, для осуществления нового вида профессиональной деятельности в библиотечно-информационной сфере.

Программа обучения


Очная форма обучения

Дисциплины:

Общепрофессиональные дисциплины:

Социальные коммуникации — 68 часов

Документология — 86 часов

Информационные технологии — 100 часов 


Специальные дисциплины:

Библиотековедение — 230 часов

Аналитико-синтетическая обработка документов. Библиотечные каталоги — 120 часов

Общее библиографоведение. Библиографическая деятельность библиотеки — 120 часов 


Элективные дисциплины / дополнительно (по выбору):

Библиотековедение как наука — 32 часа

Инновации в библиотеке — 16 часов

Международная библиотечная деятельность — 16 часов

Правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности — 20 часов

Практический фандрейзинг в библиотеке — 20 часов

Русская палеография — 20 часов

Управление в культуре — 16 часов

Управленческое документоведение — 28 часов

Эволюция и перспективы развития документа — 20 часов

Технологии презентации — 20 часов

Превентивная консервация документов — 20 часов 


Методы обучения: лекции, практические занятия, экскурсии и др.

Форма обучения: очная (аудиторные занятия — 4 раза в неделю, первая половина дня)

После окончания обучения и успешного прохождения итоговой аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, дающий право на ведение профессиональной деятельности в библиотечно-информационной сфере.


Очно-заочная (дистанционная) форма обучения

Дисциплины:

  • документология (зачёт);
  • социальные коммуникации (зачёт);
  • библиотековедение (экзамен);
  • аналитико-синтетическая обработка документов (АСОД). Библиотечные каталоги (экзамен);
  • информационные технологии (зачёт);
  • библиографическая деятельность библиотеки (экзамен).

После окончания обучения и успешного прохождения итоговой аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, дающий право на ведение профессиональной деятельности в библиотечно-информационной сфере.


Курсы краткосрочного повышения квалификации

Образовательные программы для модельных библиотек

Российская государственная библиотека является координатором проекта модернизации муниципальных библиотек в рамках реализации национального проекта «Культура» и предлагает участникам проекта обучение по следующим программам:

  • Библиотека нового поколения: управление изменениями (Ступень 2)
  • Библиотека нового поколения: внедрение изменений (Ступень 2)
  • Создание модельных муниципальных библиотек в рамках реализации национального проекта «Культура» (Ступень 1)
  • Управление проектом по созданию модельных муниципальных библиотек в рамках реализации национального проекта «Культура» (Ступень 1)

Подробнее


Российские правила каталогизации. Современное состояние каталогизации

Цель курса: познакомить обучающихся с основными положениями и общими правилами каталогизации конкретных видов документов — книг, нот, картографических, изобразительных материалов и других, включая электронные ресурсы, к которым относится большой спектр цифровых материалов, в том числе мультимедиа и интернет-ресурсы.

Обучающиеся ознакомятся с основными международными и национальными документами, регламентирующими правила составления библиографических и авторитетных записей — ISBD, «Российскими правилами каталогизации», национальным стандартом ГОСТ 7.1-2003 и тому подобное.

Обучение предназначено для специалистов библиотек и библиографирующих учреждений, издательств, информационных учреждений.

Содержание курса


Каталогизация с применением формата MARC-21

Цель курса: знакомство с системой форматов MARC-21. Обучающиеся приобретут знания по каталогизации в формате MARC-21, получат навыки по каталогизации объектов разных типов. Обучение может проводиться применительно к отдельному типу материала или к нескольким по выбору.

Обучение предназначено для работников библиотек, музеев, архивов, распространителей информационных ресурсов, книготорговцев, программистов, разработчиков баз данных (библиографических, фактографических).

Необходимая подготовка: желательно иметь опыт каталогизации и работы с ПК.

Содержание курса 


Библиотечно-информационные ресурсы Интернета

Цель курса: познакомить обучающихся с базовыми принципами работы в локальных и глобальных сетях, получить навыки работы с поисковыми системами, базами данных российских и зарубежных информационных систем необходимых для работы современного библиотекаря.

Необходимая подготовка: опыт работы с ПК.

Содержание курса


Цифровая среда и библиотека

Цель курса: изучение влияния системы цифровых коммуникаций на деятельность библиотек, формирование обновлённого сознания профессионалов информационной деятельности.

Обучающиеся получат всеобъемлющее представление об уже существующих возможностях и вызовах цифровой среды, будут готовы к использованию существующих и поиску появляющихся технологических решений, направленных на оптимизацию работы библиотеки.

Курс предназначен для специалистов среднего управленческого звена библиотек (руководителей отделов, секторов, главных и ведущих специалистов) — всех тех, кто обязан четко представлять степень и тенденции развития цифровых технологий.

Необходимая подготовка: опыт работы с ПК.

Содержание курса 


Коммуникации в блогах и социальных сетях: специфика и стратегия

Цель курса: приобретение обучающимися практических навыков по освоению работы с современными коммуникационными каналами — блогосферой и социальными сетями.

Материал курса осваивается преимущественно практическим путём: обучающиеся научатся создавать и оформлять блоги на основных блог-платформах; оценивать и находить аудиторию, понимать основные особенности аудитории; форматировать авторский контент и изоматериал. Кроме того, они освоят необходимый минимум стандартных и бесплатных сервисов для обработки изображений, смогут находить стратегии общения с аудиторией и активными сообществами.

В программе курса большое внимание уделяется таким основополагающим понятиям, как подбор контента, его грамотная организация и форматирование с учётом стиля подачи информации и запросов участников сообщества. Курс ориентирован на тех, кому в связи с профессиональной деятельностью необходимо распространение информации через Интернет. 

Содержание курса


Таблицы ББК: структура, традиционное использование и создание Классификационной системы организации знаний в среде связанных открытых данных (LOD)

Цель курса: предоставить обучающимся сведения по истории создания полного и среднего вариантов отечественной универсальной Библиотечно-библиографической классификации (ББК), их структуре, перспективах развития и использования для тематического поиска в электронных каталогах и электронных библиотеках; дать представление о системах организации знаний, создаваемых в мировой библиотечной практике, принципах формирования Semantic Web (Семантической паутины) с презентацией конкретных классификационных систем в данной среде.

Обучающиеся пройдут путь от базовых знаний о классификационном поиске как в традиционных, так и в электронных каталогах до публикации классификационных систем организации знаний, в частности, на основе ББК, по технологии связанных открытых данных (Linked Open Data, LOD).

Курс предназначен для сотрудников библиотек, занимающихся содержательной обработкой информационных ресурсов, формированием электронных каталогов и обслуживанием пользователей на их основе, а также для разработчиков информационных технологий

Содержание курса


Составление библиографических записей и ссылок 

Цель курса: дать обучающимся знания и умения по составлению библиографических записей и ссылок на различные виды документов.

Обучающиеся ознакомятся с методическими основами; будут знать систему понятий, категорий и особенности составления ссылок и записей, уметь анализировать документ и применять разные методы составления на различные виды документов.

Обучение предназначено для специалистов библиотечно-информационной сферы.

Содержание курса


Цифровая трансформация деятельности школьной библиотеки

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Цифровая трансформация деятельности школьной библиотеки» даёт возможность устранить пробелы в знаниях по всем вопросам модернизации деятельности школьной библиотеки, овладеть техниками работы с АБИС, аккумулировать актуальный опыт по формированию информационной компетентности учащихся, учителей и родителей, освоить практические навыки информационно-поисковой деятельности и использования традиционных и электронных библиотечных фондов и инструментов, а также получить другие знания, не покидая родного города.

Программа соответствует требованиям ФГОС и предусматривает освоение курса в объеме 80 часов в дистанционной форме обучения.

Обучение проводится на базе современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий с применением интерактивных методов обучения.

Подробнее


Управление подчинением в библиотечной сфере. Онлайн-методы в офлайн-среде

После выхода из самоизоляции мир не будет прежним. Да, мы вернемся на рабочее место в офис, в библиотеку. Но начав широко и много использовать инструменты и технологии работы в удаленном формате, трудно остановиться и вернуться к административным методам управления подчинением. К нам на работу в бюджетную сферу приходят новые сотрудники, представители нового поколения. Как с ними взаимодействовать? Как ставить задачи и контролировать? Как мотивировать на результат?

И ещё мы поговорим о том, как вести себя в современных медиа. Какие возможности и риски существуют в современной медиасреде, что нужно контролировать? Какие инструменты медиаимиджа и медиарепутации можно использовать в системе управления, как себя вести в социальных медиа, чтобы не повредить карьерной траектории? Поговорим на серии вебинаров «Управление подчинением в библиотечной сфере. Онлайн методы в офлайн среде».

Продолжительность обучения: 16 академических часов.
Форма занятий: вебинары.

Содержание курса


Восполнение утрат руинированных документов

Цель курса: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по реставрации документов на бумажных носителях, обеспечивающих рост профессиональных компетенций и повышение качества системы сохранности фондов.

Курс рассчитан на слушателей, в должностные обязанности которых входит обеспечение сохранности фондов библиотеки методом реставрации и имеющих опыт работы.

Продолжительность обучения: от 16 академических часов.
Форма занятий: очная.

Содержание курса


Комплектование библиотечных фондов электронными ресурсами

Цель курса: ознакомить обучающихся с деятельностью по комплектованию электронными ресурсами библиотечного фонда.

Обучающиеся изучат виды и свойства электронных ресурсов, получат знания о этапах комплектования электронными ресурсами, о требованиях к технологическому и методическому сопровождению работы по формированию фонда электронными ресурсами.

Обучение предназначено для специалистов библиотечно-информационной сферы.

Продолжительность обучения: от 16 академических часов.
Форма занятий: очная/очная с использованием дистанционных образовательных технологий.

Содержание курса


Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.00–2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

Цель курса: дать обучающимся практическую подготовку к внедрению нового ГОСТа Р 7.0.100–2018 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», разработанного на основе последней консолидированной версии Международного стандартного библиографического описания. ГОСТ внедрен в действие с 01.07.2019 г.

Обучающиеся узнают о новых правилах, требованиях, областях и элементах, которые используются при составлении библиографического описания; познакомятся с новыми терминами, введённых этим стандартом; сравнят особенности описания разных видов документов по ГОСТ 2003 и 2018 гг.

Обучение предназначено для специалистов библиотечно-информационной сферы.

Продолжительность обучения: от 16 академических часов.
Форма занятий: очная/очная с использованием дистанционных образовательных технологий.


Организация нормирования труда в библиотеке

Цель курса: дать обучающимся нормативно — правовые основы по нормированию труда в библиотеке.

Обучающиеся узнают о применении нормативных материалов при планировании библиотечного труда, о внедрении их в практику работы библиотеки. Овладеют приемами измерения временных затрат труда, расчетом рабочего времени. Обучение предназначено для специалистов библиотечно-информационной сферы.

Продолжительность обучения: 16 академических часов.
Форма занятий: очная.


Основы комплексной безопасности в библиотеке

Цель курса: ознакомить обучающихся с комплексом мер по безопасности в учреждениях культуры. Обучающиеся овладеют теоретическими знаниями по правовым, нормативным основам безопасности, узнают о необходимых санитарно-эпидемиологических и медико-психологических условиях в учреждениях культуры.

Курс адресован руководителям организаций; специалистам кадровых служб; лицам, ответственным за антитеррористическую безопасность и противодействие терроризму в организациях; сотрудникам, уполномоченным на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Продолжительность обучения: 16 академических часов.
Форма занятий: очная с использованием дистанционных образовательных технологий.

Содержание курса


Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в социокультурной среде

Цель курса: дать обучающимся представление об идеологии и типологии современного терроризма.

Курс адресован руководителям организаций; специалистам кадровых служб; лицам, ответственным за антитеррористическую безопасность и противодействие терроризму в организациях; сотрудникам, уполномоченным на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Продолжительность обучения: 16 академических часов.
Форма занятий: очная с использованием дистанционных образовательных технологий.

Содержание курса


Инновации в библиотеке

Цели курса:

  • дать общие знания в области инновационной теории, политики и управления инновациями;
  • дать теоретическую и практическую подготовку в области современных закономерностей библиотечной инноватики, её места и роли в национальной инновационной системе, взаимосвязи управления библиотечными нововведениями с библиотечным менеджментом;
  • сформировать знания в области содержания и классификации многообразных современных библиотечных новшеств;
  • привести примеры построения структур управления инновационными процессами в библиотечных учреждениях, форм и методов внедрения библиотечных инноваций.

Продолжительность обучения: от 16 академических часов.
Форма занятий: очная.

Содержание курса


Истоки библиокультуры

Цель курса – дать фундаментальное представление об истории появления и развития книги (документа в целом) как источника информации, показать фундаментальное значение этого социального феномена для зарождения и становления цивилизации; благодаря этому создать основу библиотекарского профессионализма.

Содержание курса


Русская Палеография

Цель реализации курса «Русская палеография» – формирование у обучающихся представлений о рукописных источниках, хранящихся в библиотеках, получение основных теоретических знаний, необходимых для практической работы с рукописными материалами. Изучение курса способствует решению следующих задач: изучение разных видов письма, чтение текстов, написанных разными видами кириллического почерка, определение времени и места создания рукописного памятника.

Содержание курса


MS Excel базовый уровень

Целью программы является выработка у слушателей уверенного навыка по овладению основами работы с электронными таблицами для повседневного использования их в профессиональной деятельности.

Содержание курса


Английский язык

Программа предназначена для приобретения обучающимися навыков письменной и устной английской речи в рамках овладения основами межкультурной коммуникации для повседневной жизни и профессионального общения.

Форма обучения: очная.

Учебно-тематический план для начинающих
Учебно-тематический план для продолжающих


Немецкий язык

Программа предназначена для обучающихся, которые никогда ранее не изучали немецкий язык, а также тем лицам, кто владеет немецким языком на начальном уровне.

Форма обучения: очная.

Учебно-тематический план для начинающих

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие