Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Два Дома на плечах Ваганьковского холма

15 октября 2020 года

Экскурсоводы Ленинки рассказывают

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают». Сегодня главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева рассказывает о дворянском роде Пашковых и двух домах на Ваганьковском холме.


Дом Пашкова. Фото. Источник

Дворянский род Пашковых — это потомки выходца из Польши Григория Пашкевича, прибывшего в Россию при Иване Грозном. Согласно «Русской родословной книге», составленной Алексеем Борисовичем Лобановым-Ростовским (1824—1896), по состоянию на конец XIX века род Пашковых насчитывал двенадцать колен.

Наибольший расцвет финансового благосостояния Пашковых относится к восьмому колену рода, возвысившегося в период правления императрицы Екатерины Второй (1762—1796). Двоюродные братья — откупщик Петр Егорович Пашков (1721—1790) и коллежский асессор Александр Ильич Пашков (1734—1809) — в конце XVIII века, согласно плану застройки Москвы, возводят в одну линию на Моховой улице династические дома с бельведерами, колоннадами, конюшнями, манежами, парадными дворами.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Москвовед Рустам Рахматуллин в видеолекции «Царь домов (дом Пашкова)» описывает появление второго династического дома как «ответ Александра Ильича — Петру Егоровичу». Дома стояли на плечах холма и соперничали между собой в роскоши и красоте.

Дом Петра Егоровича Пашкова, сохранивший своё родовое название — одно из действующих зданий Российской государственной библиотеки. Дом Александра Ильича Пашкова, утративший своё первоначальное назначение и династическое звучание, ныне известен любителям архитектуры и горожанам как старое здание Московского университета, выходящее на Моховую каменным жёлтым полукругом с шестью колоннами.


Фото. Источник

Огромные состояния двоюродных братьев Пашковых сложились в результате морганатических браков и предпринимательской деятельности в сфере винных откупов. Первоначально на бровке Ваганьковского холма возник, как «зефирный замок», дом Петра Егоровича. Однако в полной мере насладиться роскошью, комфортом и красотой архитектурного шедевра хозяину не удалось. По одной из множества версий, откупщика подвело здоровье, его парализовало. Возможно, на самочувствие повлияли финансовые проблемы, которые возникли волею судеб, злого рока и неправильной оценки собственного ресурсного потенциала — строительство «дома высоких идеалов гражданственности» требовало внушительных финансовых вложений.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Поговаривают, увидев предварительную смету проекта, Пётр Егорович готов был отказаться от дорогостоящего строительства «скромного дома для двоих» и выбрать более приемлемое, с точки зрения финансирования, архитектурное решение будущей усадьбы. Однако он всё-таки взялся за непосильное дело и попал в чудовищные долги. Одновременно к финансовым проблемам добавились проблемы в профессиональной сфере. Всё это и привело к трагическим последствиям для здоровья Петра Егоровича.

Александр Ильич с лёгкостью покрыл долги двоюродного брата, стал его опекуном и законным наследником легендарного дома. Он переехал в усадьбу брата и для увеселения своей супруги выстроил на Моховой второй дом светского характера «для балов и театральных представлений».


Фото. Источник

Лёгкость, с которой Александр Ильич погасил весьма крупные долги двоюродного брата, объяснялась тем, что он был женат на Дарье Ивановне Мясниковой (1735—1808) — дочери купца Ивана Семеновича Мясникова и родной племяннице купца Ивана Борисовича Твердышева. Мясников и Твердышев совокупно владели второй по величине промышленной империей на Урале.

Неравный брак поначалу не вызвал одобрения в обществе. Однако он был выгоден обеим сторонам. Дарья Мясникова-Пашкова уверенно вошла в аристократическую среду дворянского общества и значительно увеличила финансовый потенциал супруга. Громадное состояние уральских заводчиков и купцов Мясниковых-Твердышевых сделало ещё трех сестёр Дарьи завидными невестами, несмотря на незнатное происхождение.


Фото. Источник

Дворянин среднего достатка Александр Ильич взял за женой весьма значительное приданое:

· 20 000 душ крестьян;
· плодородные земли Ветошкинской волости по реке Пьяне, её притокам, с прилегающими сёлами Архангельское (или Ветошкино) и Барская поляна;
· деревни Васильевка, Сурки, Тяпино;
· обширные земли в Башкирии, Оренбуржье, на Южном Урале по рекам Урал, Инзерь, Укшук, Тирмянь;
· земли на озере Узункуль с железными и медными рудниками, с железоделательными и медеплавильными заводами в Верхотурске, Воскресенске и Белорецке.


Фото. Источник

Дом на стыке Моховой и Никитской улиц, построенный Александром Ильичом для амбициозной супруги, называли одним из роскошнейших московских «палаццо» текущего века. У него была богатая театральная история: он служил временным пристанищем частной театральной труппы Петровского театра, которая лишилась собственного здания в результате пожара 1805 года, на его сцене 11 апреля 1806 года состоялось первое представление русской труппы Императорского Московского театра, ставшего в дальнейшем Малым театром: комедийные постановки «Бедность и благородство» Августа фон Коцебу и «Слуга двух господ» Карло Гольдони.

После московского пожара 1812 года внешние облики домов братьев Пашковых были восстановлены, но претерпели ряд изменений, частично были перестроены, утратили некоторые первоначальные формы фасадов.


Фото. Источник

Театральная жизнь в Москве стала налаживаться в середине 1813 года, актёры начали возвращаться в город. В апреле 1818 года Комитет по театральным делам принял постановление о найме дома и перестройке здания Пашковского театра на Моховой. Открытие перестроенного здания театра состоялось 25 августа 1818 года оперой итальянского композитора Луиджи Керубини (1760—1842) «Два дня, или Водовоз».

Ещё одним из значимых событий в жизни светского дома Пашковых можно считать дебют актёра Михаила Щепкина (1788—1863) в сентябре 1822 года. Актёр исполнил роль помещика Богатонова в комедии драматурга Михаила Загоскина «Богатонов, или Провинциал в столице» и роль Угара в пьесе французского писателя Дюбуа «Марфа и Угар, или Лакейская война».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Дальнейшее упоминание о судьбах двух домов династии Пашковых относится к тридцатым годам XIX века и имеет отношение к наследнице десятого династического колена рода и внучке Александра Ильича Пашкова и Дарьи Ивановны Мясниковой-Пашковой — Дарье Алексеевне Пашковой-Полтавцевой (1798—1842).

Унаследованные дома находились в плачевном состоянии — лишённые былого великолепия, они стояли покрытые мхом, с выбитыми окнами, «а птицы вили здесь свои гнёзда». Дарья Алексеевна была не в силах их содержать. В 1832 году она продаёт сначала светский дом, потом — предположительно в 1837 году — дом Пашковых на бровке Ваганьковского холма. Бывшие дома Пашковых становятся государственными учреждениями.


Фото. Источник

Светский дом Пашкова «для балов и театральных представлений» отводится под нужды Московского университета. После частичной реконструкции центрального корпуса Аудиторный корпус московского университета принял в свои стены первых студентов. После реконструкции усадьбы и прилежащих помещений бывшего манежа в здании открывается университетский храм святой Татианы, покровительницы студенчества. В дом Петра Егоровича Пашкова переезжает дворянский институт, позже в нём разместится четвёртая мужская гимназия, а 1 июля 1862 года начнётся новый этап его существования, неразрывно связавший его с историей Российской государственной библиотеки — её созданием, становлением, наполнением её уникальных фондов.

Услышать более подробно истории знаменитых династических домов Пашковых можно во время обзорных и тематических экскурсий, которые проводит экскурсионный отдел Российской государственной библиотеки.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие