Спросите библиотекаря

Портреты русских императриц XIX века в изданиях из фондов РГБ

29 декабря 2020 года

В цикле «Жемчужины Ленинки» — подборка книг из фондов РГБ, где можно увидеть редкие портреты супруг российских императоров XIX века. Выставка книг на эту тему прошла в библиотеке в 2013 году, тогда же был написан и этот текст, рассказывающий о портретах. За семь лет многие из экспонатов той выставки были оцифрованы. Сейчас они находятся в открытом доступе в электронной библиотеке Ленинки.

«Шербург, Париж, Шалон» (Париж, 1896) — книга посвящена визиту во Францию императорской четы в октябре 1896 года. Портрет императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны (1872—1918; до принятия православия — принцесса Алиса Виктория Елена Беатриса Гессен-Дармштадская) и великой княжны Ольги Николаевны выполнен в технике гравюры. (Гравер A. Mongin).
Императрица Александра Федоровна занималась благотворительностью.
Во время Первой мировой войны оборудовала в Царском Селе лазарет, обучалась на медицинских курсах и организовывала санитарные поезда.
Книга оцифрована и выложена в открытый доступ в электронной библиотеке Ленинки

В отличие от века XVIII, XIX век стал временем «мужских» правлений, при которых изменился и статус русских императриц. Находясь в тени своих супругов, каждая из них, тем не менее, вписала свою замечательную страницу в русскую историю.

В фондах РГБ хранятся несколько отечественных и иностранных изданий XIX века, где можно увидеть портреты русских цариц, выполненные в различных техниках. Каждое из изданий, по сути, может послужить их своеобразной персонификацией, приближая удаляющиеся во времени образы монархинь и выделяя их индивидуальности на общем фоне блеска и славы Императорского дома. Каждая из русских императриц XIX века достойна отдельной выставки, уверены в Музее книги Российской государственной библиотеки.

Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I

Об отношении современников к Марии Федоровне (1759—1828), второй супруге императора Павла I, можно судить по двум альманахам — «Венок граций 1829» и «Невский альманах на 1829 год» (СПб., 1828). Ни в одном из них нет материалов об императрице, однако на фронтисписе каждого издания сделаны её миниатюрные гравированные портреты. Портрет на «Венке граций» подписан «Мать России» и сопровождается посвящением: «Что смерть? Бессмертная Она, Великих Мать, Великая жена».

Портрет императрицы Марии Фёдоровны на фронтисписе «Венка граций»

Известно, что в основе почитания Марии Фёдоровны был не столько подписанный в конце XVIII века указ Павла I, согласно которому статус вдовствующей императрицы был выше, чем у императрицы действующей, сколько её огромные заслуги в благотворительной работе. Императрица возглавляла собственное ведомство, которое так и называлось — Ведомство учреждений императрицы Марии (или Мариинское). Руководя им более тридцати лет, она превратила ведомство в особую отрасль общественного призрения, народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. По её распоряжению были построены новые сиротские дома, открыты благотворительные больницы, получившие название «Мариинских». В фонде Музея книги есть замечательный экземпляр биографии императрицы из библиотеки Александра III, написанный Е. С. Шумигорским и изданный в 1892 году.

Портрет императрицы Марии Фёдоровны на фронтисписе её биографии, написанной Е. С. Шумигорским

Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра I

«Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей, / Я не рожден царей забавить / Стыдливой музою моей. / Но, признаюсь, под Геликоном, / Где Кастилийский ток шумел, / Я, вдохновленный Аполлоном, / Елисавету втайне пел», — так писал в свои лицейские годы Александр Пушкин о Елизавете Алексеевне (1779—1826), супруге императора Александра I. Впервые поэт увидел императрицу на торжественном акте открытия Лицея 19 октября 1811 года. Это была печальная пора в её жизни: обе ее дочери умерли, брак с царём был несчастным. События Отечественной войны 1812 года оторвали её от личных переживаний: известия о тысячах искалеченных воинов побудили императрицу создать Сиротское училище и при нём Дом трудолюбия для дочерей офицеров, павших на войне (впоследствии — Елизаветинский институт). Один из образов императрицы можно увидеть в составе парного портрета императорской четы на развороте «Месяцеслова на лето от Рождества Христова 1814» (СПб., 1814). Гравюра с портретом Елизаветы Алексеевны выполнена по картине французской художницы Л.-Э. Виже-Лебрен.

Экземпляр «Месяцеслова» с гравированными портретами императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны

Другой гравированный портрет — в третьей части книги Ефрема Филиповского «Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний Великих Князей Российских, Царей, Императоров и их пресветлейших супруг и детей» (СПб.,1810). Книга была одним из самых известных иллюстрированных изданий в начале XIX века и замечательна, прежде всего, большим количеством красивых гравюр (около ста). Выпуск подобного труда требовал значительных вложений, и его автор прибег к сбору средств по подписке. Среди имен жертвователей оказались Екатерина Дашкова, Гавриил Державин, Алексей Аракчеев, а также Николай Петрович Румянцев, основатель предтечи РГБ — Румянцевского музея и библиотеки.

Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны в книге Ефрема Филиповского «Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний Великих Князей Российских, Царей, Императоров и их пресветлейших супруг и детей»

Александра Фёдоровна, супруга императора Николая I

Библиотека супруги императора Николая I Александры Федоровны (1772—1860) насчитывала более девяти тысяч книг, альбомов и гравюр и сегодня находится в РГБ. На выставке представлен один из экземпляров библиотеки императрицы — красочный, в бархатном переплете и футляре с блинтовым тиснением, альбом сонетов Розарио Скадути (Палермо, 1846), с акварельным портретом царской семьи и изображениями видов Палермо. Книга преподнесена императрице в подарок на Сицилии в 1846 году, куда она любила ездить на отдых. Это живописное издание отображает натуру Александры Федоровны — артистичную, увлечённую театром и искусством. Немногим известно, что Александринский театр в Петербурге носит именно её имя.

Альбом сонетов Scadutti R., посвященных императорской семье. Портрет императора Николая I, императрицы Александры Фёдоровны и их дочери великой княжны Ольги Николаевны выполнен в технике акварели. Книга преподнесена императрице Александре Федоровне в марте 1846 года в Палермо. Экземпляр из библиотеки императрицы Александры Федоровны.

Замечательна и история её прозвища — Лалла Рук, по имени персидской принцессы из популярной в то время романтической поэмы Томаса Мура с одноименным названием. В 1820 году Василий Андреевич Жуковский, который обучал императрицу русскому языку и помогал ей собирать библиотеку, перевел из поэмы отрывок, а в 1821 году Александра Федоровна, тогда еще с будущим императором Николаем, присутствовала в Берлинском замке на балу, который давал по случаю приезда дочери прусский король Фридрих Вильгельм III. На сюжет поэмы на балу разыгрывалось театрализованное представление. Александра Федоровна выступала в роли Лаллы Рук и была настолько хороша, что Жуковский посвятил ей зимой того же года другой отрывок из произведения Мура («Милый сон, души пленитель…»). Этот бал увековечил и Пушкин в не вошедшей в 8 главу «Евгения Онегина» строфе: «И в зале яркой и богатой, / Когда в умолкший, тесный круг / Подобна лилии крылатой, / Колеблясь, входит Лалла-Рук».

Мария Александровна, супруга императора Александра II

Ещё один петербургский театр — Мариинский — был назван в честь другой императрицы, Марии Александровны (1824—1880), супруги императора Александра II. Однако больше театра ее занимала благотворительная работа. Именно по инициативе Марии Александровны было создано Общество попечения о раненых и больных воинах, на базе которого впоследствии появился Красный Крест. На выставке можно увидеть издание обращения императрицы к Обществу «О мерах по усилению миссионерской деятельности Общества попечения о раненых и больных воинах». Ценность его в том, что оно напечатано на атласе и содержит уникальный фотографический портрет Марии Александровны. «Несмотря на все усилия сохранить мир, война оказалась неизбежною», — пишет императрица о событиях русско-турецкой войны 1877—1878 годов, в ходе которых и была издана эта книжка. Любопытно, что для нужд раненых тогда русским правительством было организовано 32 санитарных поезда, один из которых был построен на личные средства Марии Александровны.

Богданович Е. В. О мерах по усилению миссионерской деятельности Общества попечения о раненых и больных воинах...: Доклад, чит. в Москве 13-го июля 1872 г.... - СПб., 1876. Фотографический портрет императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II (до принятия православия - принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессен-Дармштадская). История «Общества», на основании которого позднее возникла организация «Международный Красный Крест», неразрывно связана с благотворительной деятельностью императрицы Марии Александровны. Экземпляр из библиотеки императрицы Марии Александровны

Мария Фёдоровна, супруга императора Александра III

Начальный период развития фотографии отмечен и портретом Марии Фёдоровны (1847—1928), супруги императора Александра III, из «Альбома фотографических портретов Августейших особ и лиц, известных в России. Январь № 1. 1865». Альбом распространялся по подписке, оформить которую можно было в ателье «Фотографии Деньера» в Санкт-Петербурге и в «Магазине Юнкера» в Москве. В «Фотографии Деньера» можно было также приобрести отдельные фотографии особ императорской фамилии. Данная фотография Марии Федоровны ценна тем, что на ней она еще принцесса, невеста Александра III. Известно, что Мария Федоровна была сначала обещана не будущему императору, а его старшему брату, который скончался в возрасте 23 лет. Императрица Мария Федоровна продолжала дело своей тезки, Марии Федоровны-старшей, и известна как создательница Мариинских женских училищ для девушек низших сословий.

Портрет будущей императрицы Марии Фёдоровны в «Альбоме фотографических портретов Августейших особ и лиц, известных в России. Январь № 1. 1865»

Александра Фёдоровна, супруга императора Николая II

К моменту, когда принцесса Алиса Виктория Елена Беатриса Гессен-Дармштадская стала супругой Николая II и императрицей Александрой Федоровной (1872—1918), искусство фотографии уже была достаточно распространено — и сегодня все знакомы с фотопортретами трагически известной последней царской семьи. В РГБ хранится книга «Шербург, Париж, Шалон» (Cherbourg-Paris-Chalons, 1896), посвящённая визиту императорской четы во Францию в октябре 1896 года. На фронтисписе издания — большая красивая гравюра, сделанная с фотографической точностью: портреты императора Николая II, Александры Федоровны и старшей дочери Ольги. В годы Первой мировой войны Александра Федоровна и княжны Ольга и Татьяна тоже внесли немалый вклад в дело помощи страждущим: они окончили курсы медицинских сестер и работали в Царскосельском госпитале.

Гравированный портрет императора Николая II, его супруги императрицы Александры Фёдоровны и их дочери, великой княжны Ольги, из книги «Шербург, Париж, Шалон»

Нерусские по рождению, иностранные принцессы в отведенной каждой из них мере разделили судьбу народа, в который их привели сложные законы европейских монархий и просто любовь.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие