В новом спецпроекте «Советский киноплакат как отдельный вид искусства» Национальная электронная библиотека и киноконцерн «Мосфильм» представляют уникальную коллекцию российских и советских киноплакатов. В ней собраны яркие работы мастеров-плакатистов разных десятилетий.

Плакат Евгения Гребенщикова к фильму «Любовь и голуби». Москва, 1984
Источник: Госкаталог.рф
Киноплакат — уникальный жанр. Он родился из живописи, соединив в себе искусство фотографии, инфографики, коллажа, дизайна шрифтов. С годами плакаты стали ключевым маркетинговым инструментом кинопрокатчиков и справлялись сразу с двумя задачами — продвигали новые картины в массы и посредством графики показывали своеобразный мир кино.
В новом спецпроекте читатели увидят плакаты к наиболее популярным фильмам периода позднего СССР — «Любовь и голуби» 1984 года, «Кин-дза-дза» 1987 года и другие. Представлены и плакаты к более старым кинолентам — «Дом на Трубной» 1928 года, «Небо Москвы» 1944 года, «Иваново детство» 1962 года и другие.
Самый ранний период — 1910-е годы, когда новый художественный жанр, как и кинематограф, только начинал своё развитие. Открывает коллекцию первый российский киноплакат, который был создан для фильма «Стенька Разин» в 1908 году и сегодня относится к числу книжных памятников. Его автор, Павел Ассатуров, использовал лубочную композицию в качестве основы и благодаря этому отразил в плакате все ключевые сцены фильма.
Слева: плакат Павла Ассатурова к фильму «Стенька Разин». Санкт-Петербург, [1908]
Открыть в НЭБ
Справа: плакат Михаила Кальмансона к фильму «Когда я на почте служил ямщиком». Москва, 1910-е
Открыть в НЭБ
Плакат художника Ю. К. к фильму «Броненосец „Потёмкин“». 1925
Открыть в НЭБ
Слева: плакат неизвестного художника к фильму «Дом на Трубной». Москва, 1928
Открыть в НЭБ
Справа: плакат Георгия Стенберга к фильму «Человек с киноаппаратом»
Открыть в НЭБ
Слева: плакат неизвестного художника к фильму «Небо Москвы». Москва, 1944
Открыть в НЭБ
Справа: плакат Николая Хомова к фильму «Ленинградская симфония». Москва, 1957
Открыть в НЭБ
Слева: плакат Мирона Лукьянова к фильму «Белое солнце пустыни»
Открыть в НЭБ
Справа: плакат Ирины Корф к фильму «Ларец Марии Медичи»
Открыть в НЭБ
На протяжении следующих лет киноплакат не раз трансформировался — от футуристичных работ и конструктивизма 1920-х годов, соцреализма середины прошлого столетия до 1980-х, когда в киноплакатах появились иносказания, аллегории, отсылки к отдельным моментам фильмов.
Менялся и подход к выбору оформителей плакатов: на заре этого жанра над ними обычно работал один мастер. Например, в 1910-е годы это мог быть Михаил Кальмансон или Пётр Житков. С развитием киноиндустрии к созданию плакатов стали привлекать специализированные студии, такие как «Совкино», где штатно трудились десятки плакатистов.
К числу известных художников, чьи работы представлены в спецпроекте, относится Юрий (Георгий) Пименов. На заре своей карьеры он нарисовал плакат к фильму «Пышка» с Фаиной Раневской. Подлинник хранится в отделе изоизданий РГБ.

Плакат Леонида Богданова к фильму «Кин-дза-дза». Москва, 1987
Источник: Госкаталог.рф
Окунуться в богатую историю киноплаката в нашей стране, а также вспомнить и посмотреть легендарные киноленты «Мосфильма» можно на портале НЭБ.