Спросите библиотекаря

Концерт «Альт: от барокко до наших дней»

12 мая состоится концерт «Альт: от барокко до наших дней». В исполнении и с комментариями Сергея Тищенко, солиста оркестра Pratum Integrum, прозвучат произведения европейских композиторов XVII—XX веков.


Солист оркестра исторических инструментов Pratum Integrum Сергей Тищенко.
Фото: Валентин Оверченко, Музеи Московского Кремля

На концерте слушатели узнают, чем отличаются современные струнные смычковые от старинных, как происходила их эволюция, почему в эпоху барокко альт не получил собственного сольного репертуара и как воспринимается этот инструмент сегодня. Солист оркестра Pratum Integrum Сергей Тищенко расскажет историю своего инструмента — подлинного альта конца XVII века. Он сыграет пьесы, которые проведут аудиторию сквозь эпохи: от барокко через романтизм к XX столетию. Партию клавесина исполнит Николай Мартынов, партию фортепиано — лауреат международных конкурсов Андрей Аверьянов.

В программе концерта — «Пассакалия» Генриха Игнаца Франца фон Бибера (1644—1704), одного из своеобразнейших виртуозов-скрипачей и композиторов австрийской школы XVII века. Наиболее известен его цикл «Святой Розарий», состоящий из 15-ти небольших скрипичных сонат и пассакалии для скрипки соло «Ангел-хранитель», которая в концерте прозвучит в переложении для альта. Также в транскрипции для альта будет исполнена соната для виолы да гамба и клавира Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) — классика эпохи барокко, огромное наследие которого стало золотым фондом мировой культуры. В завершение вечера гости услышат «Сказочные картины» Роберта Шумана (1810—1856) — одного из величайших композиторов эпохи романтизма. Сказочные мотивы играли особую роль в искусстве немецких романтиков. Шумана завораживала красота немецких народных сказок с их мотивами рыцарского Средневековья и патриархальной старины.


Оркестр Pratum Integrum. Фотография предоставлена оркестром

В завершение концерта прозвучат два сочинения интереснейших авторов XX века — Джордже Энеску (1881—1955) и Дариуса Мийо (1892—1974), демонстрирующие выразительные возможности альта, которые удалось раскрыть в эпоху модерна.

Программа

I отделение

  • Генрих Игнац Франц фон Бибер. Пассакалия соль минор для скрипки соло. Переложение для альта
  • Иоганн Себастьян Бах. Соната для виола да гамбы basso continuo соль мажор, BWV 1027. Транскрипция для альта. Adagio — Allegro ma non tanto — Andante — Allegro moderato

II отделение

  • Роберт Шуман. Сказочные картины для альта и фортепиано, op. 113
  • Джордже Энеску. Концертная пьеса для альта и фортепиано
  • Дариус Мийо. «Четыре портрета» для альта и фортепиано




Справка

Pratum Integrum — оркестр, играющий музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Название оркестра в переводе с латыни означает «некошеный луг»: имеется в виду обширный репертуар XVII—XIX веков, в котором до сих пор ещё много неизвестных, но редких по красоте сочинений. Оркестр был основан в Москве в 2003 году и вскоре завоевал репутацию необычного, яркого и высокопрофессионального коллектива. Он гастролирует за рубежом и с большим успехом участвует в крупных международных фестивалях. Дискография оркестра насчитывает более 15 альбомов.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие