Две лекции из цикла «Знакомимся с Кореей»

Центр восточной литературы РГБ приглашает на публичные лекции из цикла «Знакомимся с Кореей», организованного ЦВЛ РГБ и мос­ков­ским от­де­ле­ни­ем Ко­рей­ско­го фон­да меж­ду­на­род­ных об­ме­нов (Korea Foundation, Рес­пуб­ли­ка Ко­рея). 19 октября 2015 года в рам­ках это­го цик­ла со­сто­ят­ся две лекции: «Образы и чувства корейцев сквозь призму веков в живописи» и «Быт и прикладное искусство Кореи».

 

ЛЕКЦИЯ «ОБРАЗЫ И ЧУВСТВА КОРЕЙЦЕВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВЕКОВ В ЖИВОПИСИ»

Лек­тор: Хон Сон-пхё, по­чет­ный про­фес­сор ис­то­рии ис­кус­ства Выс­шей шко­лы ис­кус­ство­ве­де­ния Жен­ско­го уни­вер­си­те­та Ихва, ди­рек­тор Ко­рей­ско­го ин­сти­ту­та изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, ав­тор 50 книг и 300 ста­тей по ис­то­рии ко­рей­ской жи­во­пи­си

 

 

Ко­рей­ское ис­кус­ство на­счи­ты­ва­ет бо­лее чем 5000-лет­нюю ис­то­рию и на­ря­ду с об­щи­ми для Во­сточ­ной Азии ха­рак­те­ри­сти­ка­ми име­ет не­ко­то­рые осо­бен­но­сти, от­ли­ча­ю­щие его от ки­тай­ско­го или япон­ско­го ис­кус­ства. На Ко­рей­ском по­лу­ост­ро­ве на­ча­ло изоб­ра­же­ния зри­тель­ных об­ра­зов ко­рей­цев на плос­ких по­верх­но­стях, так же как и в ис­то­рии ми­ро­во­го ис­кус­ства, от­но­сит­ся к эпо­хе нео­ли­та. Древ­ние ко­рей­цы че­рез пет­ро­гли­фы, ко­то­рые со­зда­ва­лись при­мер­но с тре­тье­го ты­ся­че­ле­тия до на­шей эры, на­ча­ли при­ми­тив­ны­ми спо­со­ба­ми изоб­ра­жать раз­лич­ных жи­вот­ных и ино­гда сце­ны охо­ты. В эпо­ху брон­зы фор­ми­ру­ют­ся про­то­го­су­дар­ствен­ные объ­еди­не­ния пле­мен, и на пред­ме­тах куль­та по­яв­ля­ют­ся «зем­ле­дель­че­ские» ри­сун­ки.

Но при­мер­но с 50 го­да до н. э., вре­ме­ни об­ра­зо­ва­ния ран­них го­су­дар­ствен­ных объ­еди­не­ний, та­ких как Ко­гу­рё, Пэк­че и Сил­ла, ко­рей­ская жи­во­пись ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся и об­ре­та­ет соб­ствен­ный стиль. Луч­ши­ми об­раз­ца­ми жи­во­пи­си то­го вре­ме­ни яв­ля­ют­ся фрес­ки в гроб­ни­цах Ко­гу­рё. В част­но­сти, в пе­ри­од меж­ду IV и VII ве­ком бы­ло со­зда­но наи­боль­шее ко­ли­че­ство на­стен­ных рос­пи­сей в гроб­ни­цах в Во­сточ­ной Азии, на ко­то­рых ре­а­ли­стич­но изоб­ра­же­ны фи­гу­ры лю­дей и бы­то­вые сце­ны.

В эпо­ху Ко­рё че­рез буд­дий­скую жи­во­пись, а в пе­ри­од Чо­сон че­рез порт­рет­ную жи­во­пись и пей­за­жи бо­лее кон­крет­но пе­ре­да­ют­ся об­ра­зы и отоб­ра­жа­ет­ся окру­жа­ю­щая дей­стви­тель­ность то­го вре­ме­ни. С кон­ца XIX ве­ка ко­рей­ские ху­дож­ни­ки зна­ко­мят­ся и осва­и­ва­ют но­вые при­е­мы жи­во­пи­си со­вре­мен­но­го за­пад­но­го ис­кус­ства и со­зда­ют изоб­ра­же­ния в раз­лич­ных фор­мах тра­ди­ци­он­ной жи­во­пи­си ту­шью с во­дя­ны­ми крас­ка­ми и за­пад­ной мас­ля­ной жи­во­пи­си.
 


ЛЕКЦИЯ «БЫТ И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КОРЕЙЦЕВ»

Лек­тор: Чх­ве Кон-хо, про­фес­сор Ко­рей­ско­го уни­вер­си­те­та тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры, пре­зи­дент Ко­рей­ско­го об­ще­ства ис­то­рии ис­кус­ства

 

 

Для по­ни­ма­ния осо­бен­но­стей тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры Ко­реи бо­лее под­хо­дя­щи­ми объ­ек­та­ми яв­ля­ют­ся не зна­ме­ни­тые про­из­ве­де­ния ис­кус­ства, а обы­чаи, об­ря­ды, пред­ме­ты, свя­зан­ные с ха­рак­те­ром пи­та­ния, ти­пом одеж­ды и жи­ли­ща. По­то­му что из­де­лия ре­ме­сел и на­род­ных про­мыс­лов бы­ли не­об­хо­ди­мы­ми пред­ме­та­ми, ко­то­рые лю­ди из­го­тав­ли­ва­ли, по­ку­па­ли и ис­поль­зо­ва­ли в по­все­днев­ной жиз­ни. А изу­че­ние та­ких из­де­лий поз­во­ля­ет нам опре­де­лить ха­рак­те­ри­сти­ки тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры то­го или ино­го вре­ме­ни, и что так­же важ­но — по­нять спе­ци­фи­ку и об­щие чер­ты куль­ту­ры Ко­реи и со­сед­них стран.

Счи­та­ет­ся, что эле­мен­ты, со­став­ля­ю­щие от­ли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти из­де­лий на­род­ных ре­ме­сел, пря­мо или кос­вен­но воз­дей­ство­ва­ли на окру­жа­ю­щую сре­ду, тра­ди­ции и ха­рак­тер, ве­ро­ва­ния и мыш­ле­ние на­ро­да. Так, на­при­мер, ко­рей­цы, ко­то­рые изоб­ре­ли уни­каль­ную си­сте­му отоп­ле­ния он­доль, из­го­тав­ли­ва­ли ре­мес­лен­ные из­де­лия низ­ки­ми и не­боль­ши­ми со­глас­но с их об­ра­зом жиз­ни — си­деть и спать на теп­лом по­лу.

Для фор­мы ре­мес­лен­ных из­де­лий боль­шое зна­че­ние име­ли ма­те­ри­а­лы, по­лу­чен­ные из зем­ли. Ре­мес­ла мож­но на­звать со­еди­не­ни­ем ма­те­ри­а­лов и тех­но­ло­гий. Ре­мес­ла — это тех­но­ло­гия об­ра­бот­ки ма­те­ри­а­лов. Так что не уди­ви­тель­но, что тра­ди­ци­он­ные луч­шие из­де­лия свя­за­ны с ме­стом про­из­вод­ства хо­ро­ших ма­те­ри­а­лов.

Есте­ствен­ным яв­ля­ет­ся и то, что в каж­дом рай­о­не раз­ви­ва­лось свое ре­мес­ло. Не яв­ля­ют­ся ис­клю­че­ни­я­ми уни­каль­ные фор­мы и ви­ды ке­ра­ми­ки, ко­то­рая раз­ви­ва­лась в ран­ние вре­ме­на, или ис­то­рия из­го­тов­ле­ния ла­ко­вых из­де­лий. В от­ли­чие от со­сед­них стран в Ко­рее ла­ко­вые из­де­лия в ос­нов­ном из­го­тав­ли­ва­ли с укра­ше­ни­я­ми в ви­де пер­ла­мут­ро­вых ин­кру­ста­ций.