Спросите библиотекаря

Линия и точка: визуальность иранского Востока

Центр восточной литературы РГБ и Фонд Ибн Сины приглашают на цикл лекций и кинопоказов, посвящённых иранскому искусству, в частности каллиграфии и вышивке. В рамках этого цикла состоятся два показа документальных лент режиссёра Эмира Валинежада. Перед каждым кинопоказом зрители прослушают лекцию об одном из видов иранского визуального искусства.

16 мая, 18:30—20:00 — День первый — Точка


Фрагмент картины Бахмана Панахи. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Онлайн-лекция «Персидская каллиграфия: прошлое, настоящее, будущее»

За последнее столетие иранская каллиграфия прошла насыщенный, богатый творческими находками путь. Слушатели узнают историю современной иранской каллиграфии, изучат новые каллиграфические стили и шрифты, а также познакомятся с наиболее авторитетными каллиграфами последнего столетия.

Лектор — Хамид-Реза Келичхани

Генеральный директор Тегеранской галереи искусств, председатель оргкомитета Конференции по Ширазской школе каллиграфии (Иранская академия искусств), автор около 30 научных работ по каллиграфии, один из ведущих специалистов по исламской каллиграфии.

Показ документального фильма «Точка» (2020)

Ещё на заре ислама использование арабской письменности считалось священным. Сакральные тексты породили богатое изобилие рукописей и, соответственно, положили начало традиции каллиграфии, которая на протяжении более чем тысячи лет сохранялась и развивалась не только для оформления рукописей, но и в искусстве архитектуры, керамики и миниатюры.


Трейлер к фильму «Точка» (2020), режиссёр — Эмир Валинежад

Режиссёр — Эмир Валинежад

Иранский кинорежиссёр, сценарист, фотограф и кинопродюсер. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения; в настоящее время обучается в аспирантуре ВГИК. Лауреат международных конкурсов документального кино.

Регистрация на первый день


17 мая, 18:30—20:00 — День второй — Линия

Лекция «Непотерянный рай: сузани и искусство среднеазиатской вышивки»

В XIX веке вышивка шёлком была одним из самых популярных видов народного искусства Средней Азии. На территории нынешних Узбекистана и северных районов Таджикистана, где мастерством вышивальщицы владела практически каждая женщина, получили распространение большие декоративные панно, известные как свадебные покрывала сузани. Они обязательно входили в состав приданого невесты, играя порой важную роль и в самом свадебном обряде. Пышные цветочно-растительные узоры сузани вызывают в памяти образ Райского сада, облюбованный в искусстве ислама; кроме того, в них воплотились и сокровенные женские мечты о счастье и представления о прекрасном...

В лекции пойдёт речь о процессе создания сузани, их стилистических особенностях, ритуальном значении и семантике орнаментальных мотивов.

Лектор — Вера Мясина

Старший научный сотрудник отдела Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера Государственного музея Востока.

Показ документального фильма «Красота, сотканная из тайн» (2018)

Вселенная, словно персидский ковёр, соткана из множества цветов, узоров и мыслей. А соткать ковёр — словно соткать целую Вселенную. Фильм погружает в волшебный и таинственный мир сотворения персидского ковра.


Трейлер к фильму «Красота, сотканная из тайн» (2018), режиссёр — Эмир Валинежад

Регистрация на второй день

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие