Курс медленного чтения «Диббуки, демоны и призраки в рассказах идишских классиков»
Проект «Эшколот» (при поддержке фонда «Генезис» ) и Российская государственная библиотека запускают курс медленного чтения книг Семёна Ан-ского, Ицхок-Лейбуша Переца и Исаака Башевис-Зингера под руководством и с комментариями филолога Александры Полян и фольклориста Марии Каспиной.
«Диббук» с иврита переводится как «прилепившийся». Это злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, который является душой умершего злого человека. Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за совершённых человеком тяжких преступлений и грехов, например, если человек совершил самоубийство. Диббуки упоминаются в каббалистической литературе с XVII века.
Четыре вечера участники встреч внимательно и вдумчиво будут читать рассказы классиков еврейской литературы — Семёна Ан-ского, Ицхок-Лейбуша Переца и Исаака Башевис-Зингера.
Встречи будут проводиться по средам (13, 20, 27 ноября и 4 декабря) с 20:00 до 22:00.
Спикеры:
Александра Полян — кандидат филологических наук, филолог-востоковед, специалист по идишу и ивриту, доцент ИСАА МГУ, преподаватель Тель-Авивского университета, корреспондент газеты Yiddish Forward, переводчик художественной и литературы с иврита и идиша, консультант по идишу в кино.
Мария Каспина — доцент Центра библеистики и иудаики РГГУ, кандидат филологических наук (2001). Кандидатская диссертация: «Сюжеты об Адаме и Еве в еврейской и славянской традиции в свете исторической поэтики (На материале древней и средневековой книжности)».
Направления научных исследований: еврейский фольклор, этнография, трансформация библейских сюжетов и мотивов в постбиблейской литературе и фольклоре, народная религиозность, еврейская магия и суеверия.
Предварительная регистрация:
«Эшколот» — культурно-образовательный проект, представляющий традиционную и современную еврейскую культуру в формате «устного non-fiction» — лекции университетских профессоров из России, Израиля, Германии и США адресованы широкой аудитории разных профессий и возрастов.
Помимо лекций «Эшколот» продвигает практику медленного чтения, которую организаторы проекта положили в основу масштабных и длительных фестивалей медленного чтения. Медленное чтение (по аналогии с движением slow food) противостоит быстрому потреблению текстов, веб-серфингу, скольжению по поверхности, это социальная практика, которая ориентирует читателя на творческую работу по «добыванию» смыслов из текста.