27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.

27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.
Спросите библиотекаря

Выставка «Русский песенный лубок»

В Доме Пашкова 15 июня открылась экспозиция «Русский песенный лубок. Выставка потешных картинок дореволюционной России из фондов РГБ». Она раскрывает специфику особого вида народного творчества — лубка, совмещающего в себе характерные черты графики и народной песни.


Эй, сударка, лебедь белый! : песня : лубок. Москва : Типо-литография торгового дома Е. Коновалова и Ко, [189-]. Открыть в электронной библиотеке РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ

На выставке представлены наиболее заметные разделы песенного творчества: песни народные и на стихи русских поэтов, городской романс и песни из оперного репертуара.

Лубок был особенно широко распространён в России со второй половины XVII столетия и до конца XIX века. Для этого вида графики характерен лаконизм и колоритные изобразительные средства при общей простоте техники, ему присущи ёмкость образов и доходчивость текста. При всей своей простоте лубочные картинки поражают разнообразием сюжетов. Среди множества вариантов наиболее привлекательными являются песенные, воспроизводящие тексты и сюжеты народных и городских песен, песен-романсов.

Песня-лубок — это народная история, живая и яркая, полная разнообразных красок и настроений. Все стороны жизни отразились в них: всякое дело, веселье и печаль народ сопровождал песнями. В русском обществе в 20—30-е годы XIX века наблюдался особый интерес к фольклору, выразившийся в собирании народных песен и их публикации. Примером могут служить демонстрируемые в экспозиции некоторые нотные сборники.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

В псевдорусском стиле оформлены издания русских народных песен в обработке композитора Анатолия Константиновича Лядова. Одно из изданий посвящено постоянному издателю композитора Митрофану Петровичу Беляеву. В стиле лубка оформлен сборник «Концертные хоры Митрофана Ефимовича Пятницкого с крестьянами». Этот экземпляр представляет ценность благодаря автографу самого Пятницкого: «В библиотеку Румянцевского музея. М. Пятницкий. 1915 г.».

Произведения знаменитых русских поэтов, таких как Константин Николаевич Батюшков, Алексей Васильевич Кольцов, Александр Сергеевич Пушкин, на протяжении второй половины XIX века наиболее массово издавались именно в лубочной картинке. Стихи публиковались часто без указания автора, а яркие изображения позволяли приобщиться к поэтическим посланиям людям бедным и неграмотным. Нотный фонд РГБ также богат романсами на стихи великих русских поэтов золотого века.

 

Впервые экспонируется серия песен-лубков — комических куплетов и шуточных песенок — на тексты русского писателя, драматурга, публициста Николая Ивановича Фалеева (1872—1941), который писал под псевдонимом Чуж-Чуженин. Песни положены на музыку малоизвестного композитора Виктора Гавриловича Пергамента (1872—1922), который проявлял свой талант на театральных подмостках. Одна из демонстрируемых песен времен Первой мировой войны — «Прапорщик ты мой» — породила нового героя городского общества, стала популярной и звучала в репертуаре многих певцов. Особенно известно исполнение знаменитой певицы рубежа XIX—XX веков Агриппины Сергеевны Гранской.

В творческом содружестве поэта и композитора написано много романсов, музыкальных картинок-пародий и одноактные оперы-гусельки в жанре лубка. Авторы экспериментировали с новыми формами. И это им удавалось: музыкальные пьесы с сатирическими куплетами с успехом исполнялись на столичных и провинциальных сценах театров миниатюр. Многие из этих изданий хранятся в фонде отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ.

 

На выставке представлены издания самой известной ямщицкой песни «Тройка». В музыкальном фонде Ленинки хранится множество обработок и аранжировок этой песни, привлекавшей и исполнителей, и композиторов. Интересен факт, что в 1828 году был написана самая первая «Тройка» с текстом Фёдора Николаевича Глинки («Вот мчится тройка удалая») и музыкой композитора Алексея Николаевича Верстовского. Песня имела огромный успех.

Известно, что на тему «Тройки» создавались многочисленные пародии. Шуточная песня «Гай да тройка на резине» имела не меньший успех. Автором текста был знаменитый пародист и исполнитель XIX века Дмитрий Анисимович Богемский (настоящая фамилия Беркович), музыку написал Михаил Карлович Штейнберг, известный сочинитель многих цыганских романсов и песен.

Интересная история бытования и появления в печати у русской народной песни «Лучина, лучинушка», представленной в виде лубка и нотного издания. По мнению фольклористов, песня впервые была записана в Тверской губернии Александром Сергеевичем Пушкиным, что придаёт ей особое значение.

  • Лучина лучинушка, березовая! : песня : лубок. Москва : Литогр. В. Васильева, 1884. Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Песня-лубок «Параша» композитора Аркадия Аксельрода на слова Розенгейма. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • В Марьиной роще : лубок. Москва : Литогр. Е. Яковлева, 1868. Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Заметное место на выставке занимает цыганский романс, один из самых популярных жанров XIX века. Картинка-лубок «Мой костёр в тумане светит» иллюстрирует песню того же названия.

Текст популярного цыганского романса принадлежит поэту Якову Петровичу Полонскому, а авторство музыки вызывает много споров. Существуют нотные издания и звукозаписи, где композитором представлен Фёдор Садовский, о котором почти ничего неизвестно. Некоторые музыковеды считают, что это сочинение автора романсов и руководителя цыганского хора Якова Фёдоровича Пригожего, хотя и его обвиняют в заимствовании мелодии из вальса «Студентка» французского композитора Эмиля Вальдтейфеля. Этот романс был украшением репертуара Надежды Васильевны Плевицкой, Вадима Алексеевича Козина, Ляли Чёрной.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • На паперти Божьего храма оборванный нищий стоит : лубок. Москва : Типо-литография торгового дома Е. Коновалова и Ко, [190-]. Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Мой костер в тумане светит : лубок. Москва : Типо-литография торгового дома Е. Коновалова и К°, [190-]. Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Отдельную тематическую группу представляют лубки, созданные на основе музыкально-сценического жанра. На выставке можно познакомиться с примером таких лубков. Они выступают в качестве иллюстраций к изданию клавира оперы «Аскольдова могила» (1842—1843) Алексея Николаевича Верстовского. В основе этой романтической пьесы лежит исторический роман Михаила Загоскина, он же является и автором либретто оперы. На титульном листе клавира в стиле лубка представлены отдельные сцены. Здесь же демонстрируется лубок, передающий содержание знаменитой песни «Близко города Славянска» через одного из героев оперы — Торопки. Экземпляр оперы — из библиотеки графа Сергея Дмитриевича Шереметьева с его экслибрисом.

Народные картинки и ноты с текстами песен активно издавались до начала ХХ века. Среди издателей лубка, представленных на выставке, Антон Абрамов, Иван Дмитриевич Сытин и другие. Ноты выходили в нотных издательствах Петра Ивановича Юргенсона, Юлия Генриховича Циммермана, Карла Леопаса и других.

Проект подготовлен двумя специализированными отделами РГБ — отделом изоизданий и отделом нотных изданий и звукозаписей. Кураторы выставки — заведующая отделом изоизданий Любовь Родионова и главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей Людмила Лейченко.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Алла Семенюк. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Заведующая отделом изоизданий Любовь Родионова. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • О выставке рассказывает главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей Людмила Лейченко. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Заведующая отделом рукописей Евгения Вишневская (слева) и директор департамента специализированных отделов Мария Ермакова (справа). Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Марина Малкова, РГБ
 

Справка

Термин «лубок» происходит от названия внутренней части коры дерева, из которой получали доски особого пиления. Они назывались луб (первоначально использовалась липа, позже — груша, клён). Изготовление лубка проходило по определенной схеме: на липовую доску наносился карандашный рисунок, затем по рисунку делали углубление ножом в тех местах, которые должны были оставаться белыми. После этого доска с нанесённой краской прикладывалась к бумаге и оставляла на ней чёрные контуры картинки. Лубок является специфическим видом графики. Он выполнялся в разных техниках: ксилографии, гравюры на меди, литографии, дополнялся потом ручной раскраской. Интересно, что изначально раскраской занимались женщины и дети. Позже, во второй половине XIX века, появились профессиональные художники-граверы, например у издателя Ивана Дмитриевича Сытина.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие