Выставка «Русский песенный лубок»
В Доме Пашкова 15 июня открылась экспозиция «Русский песенный лубок. Выставка потешных картинок дореволюционной России из фондов РГБ». Она раскрывает специфику особого вида народного творчества — лубка, совмещающего в себе характерные черты графики и народной песни.
Эй, сударка, лебедь белый! : песня : лубок. Москва :
Фото: Мария Говтвань, РГБ
На выставке представлены наиболее заметные разделы песенного творчества: песни народные и на стихи русских поэтов, городской романс и песни из оперного репертуара.
Лубок был особенно широко распространён в России со второй половины XVII столетия и до конца XIX века. Для этого вида графики характерен лаконизм и колоритные изобразительные средства при общей простоте техники, ему присущи ёмкость образов и доходчивость текста. При всей своей простоте лубочные картинки поражают разнообразием сюжетов. Среди множества вариантов наиболее привлекательными являются песенные, воспроизводящие тексты и сюжеты народных и городских песен,
В псевдорусском стиле оформлены издания русских народных песен в обработке композитора Анатолия Константиновича Лядова. Одно из изданий посвящено постоянному издателю композитора Митрофану Петровичу Беляеву. В стиле лубка оформлен сборник «Концертные хоры Митрофана Ефимовича Пятницкого с крестьянами». Этот экземпляр представляет ценность благодаря автографу самого Пятницкого: «В библиотеку Румянцевского музея. М. Пятницкий. 1915 г.».
Произведения знаменитых русских поэтов, таких как Константин Николаевич Батюшков, Алексей Васильевич Кольцов, Александр Сергеевич Пушкин, на протяжении второй половины XIX века наиболее массово издавались именно в лубочной картинке. Стихи публиковались часто без указания автора, а яркие изображения позволяли приобщиться к поэтическим посланиям людям бедным и неграмотным. Нотный фонд РГБ также богат романсами на стихи великих русских поэтов золотого века.
Впервые экспонируется серия
В творческом содружестве поэта и композитора написано много романсов, музыкальных картинок-пародий и одноактные
На выставке представлены издания самой известной ямщицкой песни «Тройка». В музыкальном фонде Ленинки хранится множество обработок и аранжировок этой песни, привлекавшей и исполнителей, и композиторов. Интересен факт, что в 1828 году был написана самая первая «Тройка» с текстом Фёдора Николаевича Глинки («Вот мчится тройка удалая») и музыкой композитора Алексея Николаевича Верстовского. Песня имела огромный успех.
Известно, что на тему «Тройки» создавались многочисленные пародии. Шуточная песня «Гай да тройка на резине» имела не меньший успех. Автором текста был знаменитый пародист и исполнитель XIX века Дмитрий Анисимович Богемский (настоящая фамилия Беркович), музыку написал Михаил Карлович Штейнберг, известный сочинитель многих цыганских романсов и песен.
Интересная история бытования и появления в печати у русской народной песни «Лучина, лучинушка», представленной в виде лубка и нотного издания. По мнению фольклористов, песня впервые была записана в Тверской губернии Александром Сергеевичем Пушкиным, что придаёт ей особое значение.
Заметное место на выставке занимает цыганский романс, один из самых популярных жанров XIX века.
Текст популярного цыганского романса принадлежит поэту Якову Петровичу Полонскому, а авторство музыки вызывает много споров. Существуют нотные издания и звукозаписи, где композитором представлен Фёдор Садовский, о котором почти ничего неизвестно. Некоторые музыковеды считают, что это сочинение автора романсов и руководителя цыганского хора Якова Фёдоровича Пригожего, хотя и его обвиняют в заимствовании мелодии из вальса «Студентка» французского композитора Эмиля Вальдтейфеля. Этот романс был украшением репертуара Надежды Васильевны Плевицкой, Вадима Алексеевича Козина, Ляли Чёрной.
Отдельную тематическую группу представляют лубки, созданные на основе
Народные картинки и ноты с текстами песен активно издавались до начала ХХ века. Среди издателей лубка, представленных на выставке, Антон Абрамов, Иван Дмитриевич Сытин и другие. Ноты выходили в нотных издательствах Петра Ивановича Юргенсона, Юлия Генриховича Циммермана, Карла Леопаса и других.
Проект подготовлен двумя специализированными отделами РГБ — отделом изоизданий и отделом нотных изданий и звукозаписей. Кураторы выставки — заведующая отделом изоизданий Любовь Родионова и главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей Людмила Лейченко.
Справка
Термин «лубок» происходит от названия внутренней части коры дерева, из которой получали доски особого пиления. Они назывались луб (первоначально использовалась липа, позже — груша, клён). Изготовление лубка проходило по определенной схеме: на липовую доску наносился карандашный рисунок, затем по рисунку делали углубление ножом в тех местах, которые должны были оставаться белыми. После этого доска с нанесённой краской прикладывалась к бумаге и оставляла на ней чёрные контуры картинки. Лубок является специфическим видом графики. Он выполнялся в разных техниках: ксилографии, гравюры на меди, литографии, дополнялся потом ручной раскраской. Интересно, что изначально раскраской занимались женщины и дети. Позже, во второй половине XIX века, появились профессиональные художники-граверы, например у издателя Ивана Дмитриевича Сытина.