Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Обзор деятельности федеральных и центральных региональных библиотек России в условиях пандемии

Обзор подготовлен начальником управления научной и методической деятельности — заведующей центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Ириной Петровной Тикуновой.

«Мы можем работать и в чрезвычайных условиях»
Из выступления З. В. Чаловой, директора
Центральной городской публичной
библиотеки имени В. В. Маяковского
(город Санкт-Петербург)

Photo by Glenn Carstens-Peters on Unsplash

Инфекция от COVID-19, вспыхнувшая в китайском городе Ухане в конце 2019 года, охватила многие страны мира, в том числе Россию. С целью предупреждения распространения коронавируса на территории Российской Федерации в марте 2020 года органы государственной власти приняли решение о закрытии для посещения федеральных, региональных и муниципальных учреждений культуры. В числе этих учреждений оказались и библиотеки.

Анализ информации, размещённой на сайтах федеральных и центральных региональных библиотек, показал, что, прекратив принимать пользователей в своих помещениях, эти библиотеки продолжили обслуживание в дистанционном режиме, через свои официальные сайты, аккаунты социальных сетей, каналы интернет-платформ. Так, Российская государственная библиотека, чтобы обеспечить максимальный доступ населения к собственным информационным ресурсам и Национальной электронной библиотеке, вошла в состав участников пилотного проекта Минкомсвязи России, в рамках которого с 1 апреля до 1 июля 2020 года их сайты остаются открыты для тех, кто не имеет возможности платить за домашний интернет.

Следует отметить, что библиотеки начали внедрять разные формы дистанционного обслуживания ещё в конце XX века. Степень цифровизации каждой конкретной библиотеки зависела как от ресурсных возможностей (финансов, подготовленных кадров, технологической и технической базы), так и от уровня социально-экономического, технологического и культурного развития региона. Анализ веб-сайтов позволил выявить несколько направлений дистанционной работы, которую с разной степенью активности ведут федеральные и центральные региональные библиотеки:

  • организация доступа к электронным ресурсам;
  • информирование о составе собственных фондов;
  • справочное обслуживание;
  • социокультурная деятельность;
  • методическое обеспечение других библиотек.

Ассортимент электронных ресурсов современной библиотеки достаточно широк. Во всех федеральных и региональных библиотеках имеются электронные каталоги на собственные фонды, центральные библиотеки 44 субъектов России на своих сайтах размещают сводные каталоги, отражающие фонды общедоступных библиотек их территорий. Большинство библиотек создают общедоступные библиографические, реферативные и фактографические базы данных по отдельным темам, персоналиям, отраслям знания.

Все федеральные и региональные библиотеки занимаются оцифровкой собственных фондов, формируя электронные библиотеки или отдельные цифровые коллекции. В период пандемии доступность этих ресурсов определялась библиотеками по-разному: одни библиотеки предоставляли зарегистрированным читателям право удаленного доступа ко всем документам из собственной электронной библиотеки, другие строго соблюдали авторское право. Право на бесплатный доступ к документам НЭБ получили пользователи портала «Госуслуги».

Все федеральные и многие региональные библиотеки предлагали своим зарегистрированным читателям доступ к лицензионным информационным ресурсам других агрегаторов и провайдеров, которые на время коронавирусной инфекции открывали свои «информационные закрома», в их числе базы данных «ЛитРес», «Лань», «БиблиоРоссика», EBSCO, ProQuest и другие. Так, перечень открытых информационных ресурсов, предлагаемых РГБ своим читателям, составил более 35 баз данных.

Все без исключения библиотеки предлагали своим пользователям списки, или обзоры легитимных общедоступных и бесплатных интернет-ресурсов, среди них: НЭБ, научные электронные библиотеки eLIBRARY.RU и КиберЛенинка, Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», портал «Культура. РФ» и другие, в том числе ресурсы других федеральных и региональных библиотек.

Для расширения круга своих пользователей в период вынужденного закрытия некоторые библиотеки упрощали порядок записи в библиотеку, как, например, Российская государственная библиотека для молодежи, которая предоставляла полный пакет онлайн-услуг тем, кто заполнил и отправил специальную анкету, размещённую на сайте библиотеки (при условии правильности и достоверности полученных данных, проверенных модератором), а некоторые библиотеки, например, РГБ и Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского (город Санкт-Петербург) предоставили возможность после записи в библиотеку получить читательские билеты онлайн.

Чтобы сделать свои книжные богатства более доступными, многие библиотеки, если позволял режим самоизоляции, предлагали своим зарегистрированным пользователям услуги электронной доставки документов, благодаря чему в соответствии с правилами пользования можно было получить электронную копию статьи из сборника или журнала, оглавления или фрагмента из книги.

В библиотечной практике дистанционного обслуживания в условиях пандемии и самоизоляции можно назвать несколько способов раскрытия библиотечных фондов. Самый распространенный способ — создание и размещение на сайтах виртуальных выставок. Среди них встречаются как ресурсы, продлевающие жизнь реальных экспозиций и отражающие их информационный потенциал, так и оригинальные информационные продукты (чаще всего — выставки новых поступлений). Другой способ познакомить пользователей с составом библиотечных фондов, который применяли большинство библиотек, — информирование о новых поступлениях путем информационных рассылок.

Во всех федеральных и в большинстве региональных библиотек работали виртуальные справочные службы, которые по электронной почте, а некоторые даже с помощью чата отвечали на библиографические запросы любого обратившегося за библиографической помощью. Однако количество обрабатываемых запросов за день многие библиотеки вынуждены были сократить.

В дополнение к виртуальной справочной службе «Спроси библиографа» на сайте Российской национальной библиотеки были доступны и другие бесплатные справочные сервисы: служба помощи в поиске по каталогам библиотеки «Не могу найти»; справочная служба «Онлайн-консультант», отвечающая на любые вопросы о работе библиотеки, поиске в каталогах, доступа к ресурсам; Центр правовой информации, выполняющий адресные и уточняющие справки о документах в справочно-правовых системах; виртуальная справочная служба «КОРУНБ», объединяющая более 30 региональных библиотек России, Республики Беларуси и Республики Казахстан. За дополнительную плату РНБ предлагала широкий спектр услуг Информационно-сервисного центра и других подразделений библиотеки.

Социокультурная деятельность библиотек в дистанционном режиме была также разнообразна, как и непосредственно в помещениях библиотек. Среди библиотечных мероприятий просветительского и культурно-досугового характера можно было увидеть не только видеозаписи проведённых лекций, презентаций, литературных композиций, концертов, но и специально снятые буктрейлеры, подкасты, видеоролики, выложенные на страницах библиотечных сайтов и аккаунтов социальных сетей, библиотечных каналах YouTube, TikTok и других интернет-платформах. Кроме того, отдельные библиотеки, как, например, Российская государственная детская библиотека, организовывали на платформе ZOOM мастер-классы, консультации и другие онлайн-встречи, позволяющие непосредственно общаться с пользовательской аудиторией.

Кроме видеозаписей мероприятий библиотеки размещали на сайтах другой контент, например, виртуальные или видеоэкскурсии по собственным зданиям и помещениям, викторины, тесты, конкурсы, квесты, мультимедийные ресурсы.

При всём тематическом разнообразии социокультурной деятельности следует отметить главную тему анализируемого периода — 75-летие Победы. Федеральные и региональные библиотеки не только создавали новые информационные веб-ресурсы и проводили различные онлайн-мероприятия, посвящённые юбилейной дате, участвовали в различных всероссийских и международных акциях, но и инициировали региональные акции, организовывали участие в них других библиотек.

Под флагом юбилея Победы полностью в онлайн-формате были проведены Библионочь и Ночь музеев. В рамках «Библионочи» был организован всероссийский марафон «75 слов Победы», для участия в котором из самых разных уголков страны было получено, в том числе и от библиотек, более 3600 видеороликов с рассказами о родственниках, переживших войну, с чтением отрывков из произведений военных лет. По инициативе Минкультуры России все эти материалы будут включены в «Библиотеку Победы» — информационный полнотекстовый ресурс, созданный РГБ в партнерстве с издательской группой «Эксмо-АСТ», Российским военно-историческим обществом, Российским книжным союзом, и доступный для всех на платформе НЭБ с 9 мая 2020 года.

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино разместила на своём сайте новый интернет-ресурс «Библиотеки — свидетели Победы», подготовленный в партнёрстве с Российской государственной библиотекой, Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина, Национальными библиотеками Беларуси, Казахстана и Армении.

Самарская областная детская библиотека одиннадцатый раз подряд выступила организатором Международной акции «Читаем детям о войне», в которой зарегистрировались более 6 000 учреждений из 82 регионов России, а также из Армении, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и США.

Свердловская областная универсальная научная библиотека имени В. Г. Белинского в рамках Всероссийской акции «Библионочь» организовала телемост «#ВРЕМЯ 9 МАЯ», в котором приняли около трёхсот библиотек Свердловской области.

Челябинская областная универсальная научная библиотека организовала народный волонтёрский проект памяти «Полевая почта — Южный Урал» (письма с фронта 1941—1945 годов), в ходе которого на платформе «ЛитРес. Самиздат» было опубликовано 518 писем, множество открыток и 2 дневника фронтовиков — жителей Челябинской области.

Организуя социокультурную работу в дистанционном формате, многие федеральные и региональные библиотеки уделяли большое внимание образовательным потребностям своих пользователей, особенно детского и юношеского возраста, развитию их читательской и информационной культуры. Так, Российская государственная библиотека для молодежи выступила информационным партнером Всероссийской образовательной акции «Цифровой диктант» (организаторы: РОЦИТ, Microsoft и Общероссийский народный фронт) и координатором её проведения в публичных библиотеках страны с 28 марта по 11 апреля 2020 года. Всего в качестве региональных партнеров акции зарегистрировалось 115 библиотек из 38 регионов страны, в том числе 26 региональных библиотек.

Российская государственная детская библиотека реализовала необычный проект по организации горячей телефонной линии «В сказку — из дома»: за месяц работы поступило 50 тысяч звонков от детей из всех регионов России, в ответ на которые 400 волонтеров прочитали 339 различных произведений из коллекций Национальной электронной детской библиотеки.

Ещё одно направление работы, практикуемое детскими и юношескими библиотеками, было перенесено в дистанционный режим — оказание психологической помощи. На сайте РГДБ размещён целый раздел видеолекций «Советует библиотечный психолог», организован лекторий для подростков «Азбука общения», все занятия которого проводятся в формате группового общения на платформе ZOOM. На сайте Красноярской краевой молодёжной библиотеки можно получить видеоконсультацию специалиста психологической службы, на другой странице «Недостающий пазл» библиотечного сайта можно найти практические советы о том, как в сложных ситуациях, в режиме самоизоляции, раскрыть потенциал для развития и личностного роста.

Несмотря на особый режим функционирования федеральные и региональные библиотеки продолжали выполнять функции методических центров: проводили мониторинги и размещали в Интернете обзоры библиотечной работы, информировали о новых публикациях профессиональной литературы, разрабатывали и размещали на сайтах методические рекомендации, организовывали вебинары, тренинги, конференции и другие профессиональные мероприятия. Так, РГБ предложила библиотечным специалистам научно-практический семинар «Изучение памятников письменности и исторических источников из собраний Российской государственной библиотеки» из цикла «Роль науки в развитии библиотек (теоретические и практические аспекты)»; Российская государственная библиотека для молодёжи организовала целый ряд профессиональных мероприятий, в том числе Межведомственный проблемный онлайн-семинар «Социальное предпринимательство, социальное волонтёрство, библиотека: ищем точки пересечения» и вебинар «Изобретения Победы» (совместно с Всероссийской патентно-технической библиотекой Федерального института промышленной собственности). Учебный центр РНБ провёл онлайн семинар-практикум «Работа РНБ в удаленном режиме: опыт и возможности». Среди федеральных библиотек наибольшую активность в образовательной и методической деятельности проявила РГДБ: в её календарный план на апрель—июнь 2020 года было включено 16 вебинаров, семинаров, круглых столов, мастер-классов и других мероприятий.

Собранная информация позволяет судить об огромном информационном и культурном потенциале федеральных и региональных библиотек, их важной роли в организации доступа населения к культурным ценностям и традициям, в создании условий для его образования и просвещения, укрепления позитивного социального климата и даже психического здоровья российского общества в чрезвычайных условиях возникшей угрозы.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие