20 апреля в связи с проведением Библионочи-2024 читальные залы Дома Пашкова закрыты. Читальные залы главного здания, Центра восточной литературы и Музей книги работают по обычному графику. Кафетерии в главном здании будут открыты дольше.


В связи с ремонтными работами введены ограничения в читальном зале «Центр правовой информации». Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

160 лет РГБ. 70 плакатов в подарок от «Золотой пчелы»

01 марта 2022 года

В этом году РГБ отмечает своё 160-летие: в 1862 году в Доме Пашкова открылись Московский публичный и Румянцевский музеи, созданные на основе частной коллекции государственного канцлера Николая Петровича Румянцева. В музеях было три отдела — живописный, гравюрный и этнографический — и библиотека, преемницей которой впоследствии и стала РГБ. К юбилею Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» подарила библиотеке 70 плакатов современных российских дизайнеров из своего собрания.


Президент Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» и куратор выставки «Кириллица в современном плакате» Сергей Серов . Фото: Мария Говтвань, РГБ

Плакаты как памятники истории представляют большой интерес для изучения. Отдел изоизданий РГБ хранит одну из крупнейших коллекций плакатов в нашей стране. Собирать её начали ещё в конце XIX века, и на сегодняшний день она насчитывает более 406 000 единиц хранения. В большой степени плакатный фонд сформирован благодаря закону об обязательном экземпляре. «С конца восьмидесятых плакат стал поступать в фонды РГБ всё реже и реже. Когда же в девяностые государство отказалось от поддержки плакатного искусства и исчезли основные издательские центры плаката, коллекция фактически остановилась в своём развитии», — рассказывает Любовь Родионова, начальник отдела изоизданий.

«В девяностые годы с появлением цифровой печати тиражного плаката стало меньше, и собирать коллекции современных авторов можно было только инициируя платные акции и выставки, что и делал Сергей Иванович Серов, в том числе и в рамках Московской международной биеннале графического дизайна „Золотая пчела“», — говорит Ксения Филатова, начальник отдела организации социокультурных мероприятий.

  • Начальник отдела организации социокультурных мероприятий Ксения Филатова и президент Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» Сергей Серов . Фото: Арина Галеева, РГБ
  • Президент Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» Сергей Серов . Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Колосова, РГБ
  • Фото: Арина Галеева, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Начальник отдела организации социокультурных мероприятий Ксения Филатова . Фото: Александр Александров
  • Фото: Мария Колосова, РГБ

25 февраля в Розовом зале состоялась церемония дарения 70 плакатов. Познакомиться с ними в течение февраля можно было на выставке «Кириллица в современном плакате» . Президент биеннале Сергей Иванович Серов поблагодарил начальника отдела организации социокультурных мероприятий Ксению Филатову за инициативу организации выставки и возможность пополнения фондов отдела изоизданий РГБ работами современных российских дизайнеров из собрания биеннале и добавил: «Российская государственная библиотека — это фактически главный музей плаката в нашей стране, здесь хранится крупнейшее собрание плакатного искусства. Для подарка мы отобрали 70 плакатов, дизайнеры которых использовали в своих работах кириллицу».

В этом году у биеннале «Золотая пчела» тоже юбилей: она отмечает своё тридцатилетие. Когда в 1992 году биеннале была основана, никто не мог предположить, что она будет оказывать влияние на развитие мирового дизайна. Большим сюрпризом для мирового профессионального сообщества также стало возникновение в России графического дизайна, продолжившего традицию русского авангарда. Графический дизайн в целом в последние годы стал одним из доминирующих инструментов проектной деятельности, принимающим вызовы цифровой эпохи. Для передачи в дар были отобраны только лучшие плакаты, все они прошли фильтр отборочного комитета «Золотой пчелы», гарантирующего высокий профессиональный уровень. «Среди просто хороших плакатов есть и отмеченные разными премиями, те, что в большом искусстве называются шедеврами, — продолжает Сергей Иванович. — Так, мы дарим по шесть плакатов Юрия Гулитова, Игоря Гуровича и Андрея Логвина, пять плакатов Петра Банкова, четыре работы Владимира Чайки — ведущих мастеров, выдающихся отечественных дизайнеров-графиков с мировыми именами. Более поздние плакаты напечатаны цифровой печатью, более ранние — шелкографией или офсетом. Это редкие, порой уникальные плакаты, сохранившиеся в единственном экземпляре».

  • Президент Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» Сергей Серов . Фото: Александр Александров
  • Художник-дизайнер Эдуард Зимовцев и начальник отдела организации социокультурных мероприятий Ксения Филатова . Фото: Мария Колосова, РГБ
  • Художник-дизайнер Дмитрий Кавко . Фото: Мария Колосова, РГБ
  • Художник-дизайнер Катя Терехова . Фото: Александр Александров
  • Художник-дизайнер Катя Ватель . Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Президент Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» Сергей Серов и художник-дизайнер Ольга Гончаренко . Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Художник-дизайнер Мария Кузина . Фото: Ксения Филатова, РГБ

Сергей Серов — куратор выставки — рассказал о работах, представил дизайнеров, которые приехали в этот день в библиотеку на церемонию дарения. На встрече 18 февраля присутствовали художники-дизайнеры Мария Афончикова, Ольга Гончаренко, Катя Ватель, Марина Кузина, а 25 февраля — Денис Барковский, Дмитрий Захаров, Эдуард Зимовцев, Дмитрий Кавка, Катерина Терехова.

О своём восприятии кириллицы рассказала Катерина Терехова, автор двух шрифтовых плакатов четырнадцатой «Золотой пчелы»: «Кириллица очень подвижна, очень пластична, она, безусловно, многострадальна и в связи с этим терпелива. То, что она позволяет с собой делать, — растяжение во времени и пространстве, звуковые ужасы, которые продолжают звучать и читаться, — всё это стало основной идеей для эксперимента. И ещё это была попытка сделать жидкую типографику, жидкий плакат: при трансформации текстового блока он всё равно остаётся читаемым».

Делать плакаты получается далеко не у всех художников. Плакаты — очень требовательный формат. Здесь сразу становится видно, есть ли у дизайнера своё творческое лицо, своя творческая позиция, отношение к жизни. Степень авторства в плакате значительно выше, чем во всей остальной работе дизайнера. Даже в советское время на плакате всегда ставился автограф автора, тем самым плакат признавался выходящим за рамки обычного графического дизайна.

Сергей Серов

В коллекции, подаренной РГБ, представлены работы и самых маститых и звёздных дизайнеров-графиков страны, и молодых талантов, таких как Мария Афончикова, Мила Дмитриева, Денис Маслов, Арсений Миргород, Мария Озонова. Представляя свой плакат «Красота спасёт мир», созданный к двухсотлетию со дня рождения Достоевского, Мария Афончикова сказала: «Я верю, что красота, которую создают графические дизайнеры, обязательно спасёт мир!».

Несомненно, потребность современного общества в графическом дизайне растёт. По мнению художника-графика Игоря Гуровича, «сейчас плаката стало меньше, но тем не менее плакат не умирает, потому что бумажный принт — это возможность физически зафиксировать событие». Искусство плаката живо! И бесценный подарок биеннале «Золотая пчела» Российской государственной библиотеке — наглядное тому подтверждение.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться