Новая жизнь для старых рукописей


За­ве­ду­ю­щая от­де­лом ре­став­ра­ции ГосНИИР Ин­на Пав­лов­на Мок­ре­цо­ва, исполнительный директор РГБ
Владимир Иванович Гнездилов, за­ве­ду­ю­щая от­де­лом на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и ре­став­ра­ции пер­га­мен­ных
ру­ко­пи­сей ВХНРЦ им. ака­де­ми­ка И. Э. Гра­ба­ря Эли­на Ни­ко­ла­ев­на Доб­ры­ни­на.
РГБ, отдел рукописей, 23.12.2014

23 де­каб­ря 2014 года в До­ме Паш­ко­ва со­сто­я­лась пре­зен­та­ция но­вой ра­бо­ты от­де­ла на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и ре­став­ра­ции пер­га­мен­ных ру­ко­пи­сей ВХНРЦ им. ака­де­ми­ка И. Э. Гра­ба­ря, ко­то­рая бы­ла про­де­ла­на спе­ци­аль­но для на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ. Это два кон­сер­ва­ци­он­ных фу­тля­ра осо­бой кон­струк­ции для ценней­ших па­мят­ни­ков — Еван­ге­лия Хит­ро­во и Еван­ге­лия Си­мео­на Гор­до­го.

Обе ру­ко­пи­си бы­ли на ре­став­ра­ции в цен­тре Гра­ба­ря свы­ше де­ся­ти лет на­зад. 26 ок­тяб­ря 2012 го­да в НИО ру­ко­пи­сей РГБ про­хо­дил вы­езд­ной ре­став­ра­ци­он­ный со­вет по по­во­ду кон­троль­но­го осмот­ра и со­сто­я­ния со­хран­но­сти и усло­вий их хра­не­ния. «Мы при­шли на обя­за­тель­ный по­сле­ре­став­ра­ци­он­ный осмотр па­мят­ни­ков и по­ня­ли, что без кон­сер­ва­цион­ных фу­тля­ров не­ко­то­рые де­та­ли древ­не­го окла­да при хра­не­нии в шел­ках, да­же очень хо­ро­ше­го ка­че­ства, от­ле­та­ют, — рас­ска­за­ла за­ве­ду­ю­щая от­де­лом на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и ре­став­ра­ции пер­га­мен­ных ру­ко­пи­сей ВХНРЦ им. ака­де­ми­ка И. Э. Гра­ба­ря Эли­на Ни­ко­ла­ев­на Доб­ры­ни­на. — Так был со­здан про­ект по раз­ра­бот­ке фу­тля­ров для этих двух цен­ней­ших ру­ко­пи­сей биб­лио­те­ки».

В ре­зуль­та­те ис­сле­до­ва­ний и по­ис­ков ана­ло­гий, в ос­но­ву кон­струк­ции фу­тля­ров лег проект, вы­пол­нен­ный в Биб­лио­те­ке Кон­грес­са США для дру­гих па­мят­ни­ков. В ВХНРЦ его су­ще­ствен­но мо­ди­фи­ци­ро­ва­ли: все ма­те­ри­а­лы, из ко­то­рых сде­ла­ны фу­тля­ры для РГБ, пол­но­стью на­ту­раль­ные, без ма­лей­ших при­зна­ков син­те­ти­ки — де­ре­во, ко­жа, тек­стиль. «Ис­поль­зо­ван­ные в ра­бо­те тка­ни со­от­вет­ству­ют тем ар­хео­ло­ги­че­ским фраг­мен­там, ко­торые на­хо­дят­ся на пе­ре­пле­тах са­мих ру­ко­пи­сей: бар­хат в слу­чае Еван­ге­лия Хит­ро­во и лен в слу­чае Си­мео­на Гор­до­го, — рас­ска­зы­ва­ет Эли­на Доб­ры­ни­на. — Очень слож­но бы­ло най­ти лен и бар­хат без син­те­ти­ки, ис­ка­ли дол­го, на­ко­нец, на­шли во Фран­ции. Ко­жу для па­пок то­же под­би­ра­ли с при­ме­не­ни­ем тех кра­си­те­лей, ко­то­рые со­от­вет­ство­ва­ли бы ру­ко­пи­си и по от­тен­ку, и по со­ста­ву».


Евангелие-Апостол апракос великого князя Московского Симеона Ивановича Гордого, 1344.
Статья И. В. Левочкина «Древнейшая московская великокняжеская книга» (журнал «Древняя Русь. Вопросы
медиевистики»)

Один из ос­нов­ных прин­ци­пов ра­бо­ты спе­ци­а­ли­стов ВХНРЦ — со­от­вет­ствие ори­ги­на­лу, по­это­му сти­ли­сти­че­ски фу­тля­ры со­став­ля­ют вме­сте с ру­ко­пи­сью еди­ный ком­плекс, а не про­сто от­дель­ную кон­сер­ва­ци­он­ную пап­ку. Плот­ный фу­тляр спо­соб­ству­ет со­хран­но­сти ру­ко­пи­сей, не поз­во­ляя пер­га­ме­ну де­фор­ми­ро­вать­ся в ре­зуль­та­те воз­дей­ствия воз­ду­ха и влаж­но­сти. И, что не­ма­ло­важ­но, фу­тля­ры поз­во­ля­ют де­мон­стри­ро­вать ру­ко­пись, не выни­мая ее из пап­ки, что улуч­ша­ет ее экс­по­зи­ци­он­ные ка­че­ства.

В ВХНРЦ при­зна­ют­ся, что до­воль­ны про­де­лан­ной ра­бо­той, ко­то­рая при­нес­ла от­де­лу науч­ных ис­сле­до­ва­ний и ре­став­ра­ции пер­га­мен­ных ру­ко­пи­сей но­вый ин­те­рес­ный опыт. А в РГБ бла­го­дар­ны цен­тру Гра­ба­ря за про­фес­си­о­на­лизм и на­де­ют­ся, что на этом про­цесс оформ­ле­ния ма­ну­скрип­тов из фон­дов биб­лио­те­ки не за­кон­чит­ся.

Фотогалерея на Flickr

25.12.2014