Ивановский зал открывается проектом «Книга глазами дизайнера»

Фоторепортаж с открытия Ивановского зала (Flickr)

Российская государственная библиотека к новому году подготовила замечательный подарок себе, своим читателям и всем, кто любит и ценит книгу. 23 декабря выставкой «Книга глазами дизайнера» в РГБ открылось уникальное выставочное пространство — Ивановский зал.

 


Слева направо: исполняющий обязанности генерального директора РГБ Владимир Иванович Гнездилов, министр культуры РФ Владимир Ростиславович Мединский, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям
и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко. Фото: сайт министерства культуры РФ

 

Три года назад Российская государственная библиотека при поддержке Министерства культуры Российской Федерации решила вернуть Ивановский зал любителям искусства. Реконструкция и современные методы музейного проектирования превратили старое здание в современную выставочную площадку. Ивановский зал возвращает библиотеке её славную выставочную историю, но, безусловно, является важной частью настоящего. Именно поэтому первая выставка в Ивановском зале будет посвящена книгам. Книгам, которые являются частью искусства.


Ивановский зал — вчера, сегодня, завтра

Ивановский зал спроектировал в 1910-х годах архитектор Николай Львович Шевяков специально для демонстрации картин и скульптур Румянцевского музея. Построен он был так, чтобы во всей красе экспонировать картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Полотно размером 540 × 750 см требовало особенного размещения и освещения.

После революции картины «переехали» в Третьяковскую галерею, а зал был разрушен.

Три года назад Российская государственная библиотека при поддержке Министерства культуры Российской Федерации решила вернуть Ивановский зал любителям искусства. Реконструкция и современные методы музейного проектирования превратили старое здание в современную выставочную площадку. Восстановленный на историческом фундаменте, зал не только отсылает к славному прошлому Румянцевского музея, но и рассказывает о настоящем Российской государственной библиотеки, и показывает, каким будет её завтрашний день.


Дизайнеры книги в РГБ

Для открытия такого значимого для библиотеки, для Москвы и для всей России экспозиционного пространства нужна была яркая и значительная выставка. Вот что говорит об этом заместитель генерального директора по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко:

«Не случайно проектом „Книга глазами дизайнера“ открывается новое экспозиционное пространство Российской государственной библиотеки. В последнее десятилетие происходят важнейшие изменения в информационной сфере, а значит, и в судьбе книги: мы получаем основной массив информации из интернета, исчезают периодические издания, научные и художественные тексты мы чаще всего читаем с экрана. Книга на наших глазах превращается в драгоценность, библиотека — из рабочего пространства в хранилище сокровищ... Книга не собирается умирать. Она меняется. Происходит то, что когда-то во времена появления фотографии переживала живопись: тогда утилитарное изобразительное начало потеряло свою первостепенную важность, зато выразительное начало приобрело главное значение. Так и современная книга должна стать дизайнерской, чтобы не исчезнуть в эпоху гаджетов».


Идея выставки, горячо поддержанная Натальей Юрьевной Самойленко, принадлежит Елене Рымшиной. Она привлекла к работе ведущих книжных дизайнеров разных поколений, имена которых хорошо известны специалистам книжного рынка и библиофилам: Николая Калинина, Бориса Трофимова, Александра Коноплёва, Евгения Корнеева, Анатолия Гусева, Юрия Суркова, Игоря Гуровича и Наталью Агапову (Arbeitskollektiv), Дмитрия Мордвинцева и Максима Родина (ABCdesign), Андрея Шелютто и Ирину Чекмареву, Анну Наумову и Кирилла Благодатских (ANKB).



Фото: сайт министерства культуры РФ
 

Хранители научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги), Центра восточной литературы и основного хранения выбрали из фондов РГБ книги, которые смело можно назвать жемчужинами библиотеки. Дизайнеры же из этих раритетов отобрали те, что произвели на них самое сильное впечатление как на специалистов, работающих с книгой профессионально.

Так, на «раритетном» этаже Ивановского зала оказались инкунабула «Шестая книга декреталий», «Апостол» из типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца (1564), китайское «Собрание важнейшего из военных канонов» в десяти томах (около XVI века), «Библия. Комплютенская Полиглотта» (Алькала-де-Энарес, 1517), «Зерцало мира» Кятиба Челеби (Стамбул, 1732), «Королевская астрономия» Петера Апиана (Ингольштадт, 1540), «Зарисовки Хокусая» (Токио, 1814—1878), «Супрематизм» Казимира Малевича (1920), «Индустрия социализма» (1935) работы Эль Лисицкого и другие драгоценности.

 


Петер Апиан. Королевская астрономия. — Ингольштадт, 1540. Музей книги РГБ


Книга как предмет искусства

Вы представляете, как трудно демонстрировать книгу так, чтобы показать все её достоинства? Если в витрине открыт один разворот, другие уже не увидеть. Поиск новых конструктивных решений возвращает нас к истории создания галереи в 1911 году: архитектору тоже пришлось искать необычные решения, чтобы выполнить поставленную задачу. И сейчас в Ивановском зале установлены интерактивные мониторы, с помощью которых можно перелистать самые драгоценные книги из фондов РГБ, выбранные дизайнерами — участниками выставки как «главные книги». Листая страницы, читая комментарии специалистов, позволяющих каждому понять, чем ценна именно эта книга, вы ещё лучше понимаете то, что хотели сказать хранители и дизайнеры, готовя выставку.

А на втором этаже вы увидите современные книги — лучшие работы дизайнеров, принимавших участие в проекте. Здесь же — небольшой читальный зал, где любой желающий может познакомиться с книгами более подробно.

На стене второго этажа демонстрируется фильм, смонтированный из интервью, данных дизайнерами в процессе подготовки к выставке. Они говорят о книгах и о профессии, о своём пути к книжному дизайну и о том, какой важной вехой в их работе стало сотрудничество с Российской государственной библиотекой.

«В последнее десятилетие происходят важнейшие изменения в информационной сфере, а значит, и в судьбе книги: мы получаем основной массив информации из интернета, исчезают периодические издания, научные и художественные тексты мы чаще всего читаем с экрана. Книга на наших глазах превращается в драгоценность, библиотека — из рабочего пространства в хранилище сокровищ, куда с интересом идут на экскурсию. Происходит то, что во времена появления фотографии переживала живопись: тогда утилитарное изобразительное начало потеряло свою первостепенную важность, зато выразительное начало приобрело главное значение. Так и современная книга должна стать дизайнерской, чтобы не исчезнуть в эпоху гаджетов», — говорит руководитель проекта, заместитель генерального директора РГБ по выставочной работе Наталья Самойленко. 



Фото: сайт министерства культуры РФ


Новая страница в жизни библиотеки

Открытие получилось тёплым и радостным — настоящий праздник и для дизайнеров, и для сотрудников библиотеки, и для её гостей, и для всех, кто любит и ценит книгу. Открывая Ивановский зал, министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский отметил, что «здесь, в стенах бывшего Румянцевского музея, мы возвращаемся к античному пониманию слова „музей“... Возможно, со временем мы сможем говорить о превращении библиотек в музей в классическом понимании этого слова как центра просвещения и образования».

Владимир Иванович Гнездилов, исполняющий обязанности генерального директора Российской государственной библиотеки, выглядел по-настоящему счастливым: «Наконец свершилось! Годы усилий наших сотрудников, дизайнеров, строителей увенчались таким вот замечательным результатом. Сегодня библиотека открывает новую страницу. Жизнь в ней станет ещё интереснее, ещё разнообразнее, ещё привлекательнее!»

Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора по внешним связям и выставочной деятельности, поимённо поблагодарила всех, кто принимал участие в подготовке выставки. Список получился внушительный — пожалуй, нет ни одного отдела библиотеки, который остался бы в стороне от этого масштабного проекта. Благодарности удостоились дизайнеры — участники выставки, куратор Елена Рымшина, дизайнер выставки Эрик Белоусов, координатор проекта Анастасия Перевезенцева, сотрудники отдела хранения основного фонда, научно-исследовательского отдела редких книг (МК), Центра восточной литературы, управления специализированных отделов, отдела организации выставочных работ, отдела репрографии и полиграфии, редакция сайта РГБ и другие.

К открытию был подготовлен альбом-каталог, в котором информацию о представленных книгах дополняют размышления дизайнеров об искусстве книги. Автор идеи и дизайна каталога — Евгений Корнеев. Необычная Белая книга, которую можно начинать смотреть с любой стороны, перекликается с самой идеей выставки — где история встречается с современностью, и одно неотделимо от другого.
 


Куратор выставки — Елена Рымшина
Аавтор проекта экспозиции — Эрик Белоусов
Координатор проекта — Анастасия Перевезенцева
Автор идеи и дизайна каталога — Евгений Корнеев

 


СМИ об открытии Ивановского зала РГБ


 

 

 

 

 


ФОТОРЕПОРТАЖ О ПОДГОТОВКЕ К ВЫСТАВКЕ
МУЗЕЙ КНИГИ, ЦЕНТР ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ОСНОВНОЕ ХРАНЕНИЕ

Осень, 2016. Фото: Мария Колосова




Слева направо: Николай Калинин, Александр Коноплев, Анатолий Гусев. Основное хранение РГБ 

 


Слева направо: Наталья Агапова, Марина Меланьина, Борис Трофимов. Центр восточной литературы РГБ

 


Слева направо: Максим Родин, Наталья Самойленко, Джамиля Рамазанова, Юрий Сурков. Музей книги РГБ

 


Евгений Корнеев, Марина Честных. Основное хранение РГБ

 


Андрей Шелютто. Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ

 


Петер Апиан. Королевская астрономия. — Ингольштадт, 1540. Музей книги РГБ

 


 Слева направо: Елена Степанова, Кирилл Благодатских, Анна Наумова. Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ 

 


Дмитрий Мордвинцев. Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ

 


Индустрия социализма. — Москва: Изогиз, 1935. Кн. 1—7. Экземпляр из личной библиотеки Н. А. Рубакина. Основное хранение РГБ

 


Жак-Луи Флорентин Энграмель. Европейские бабочки, нарисованные с натуры. — Т. I—VIII. — Париж,  1785—1792. Музей книги РГБ

 


Юрий Сурков, Джамиля Рамазанова. Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ

 


Василий Каменский, Андрей Кравцов. Нагой среди одетых. — Москва :  Изд. рос. футуристов, 1914. Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ

 


Неиссякаемый кладезь знаний (Эйтай сэцуё мудзиндзо). Киото, 1849. 2 изд. Сост. Хори Гэннюсай; Ред. Каванабэ Соё.  Ксилография. 27×20×6 см, 767 гр. Центр восточной литературы РГБ
Иллюстрированный альманах  домашнего хозяйства, этикета  в аристократических кругах, с дополнением карт древней  Японии, изображением священной горы Фудзи и сезонных  праздни
ков.

 


История Вест-Индии. Месуди Эмир Мухаммед бин  Хасан. Стамбул, 1730. 22×18×3 см, 418 гр. Центр восточной литературы РГБ
Из книги, составленной в 1583 году для Мурада III, турецкий читатель узнавал об открытии  Нового Света, о войнах испанских конкистадоров. Мютеферрика составил и дополнил книгу по рукописи Месуди. Печатная  «История Вест-Индии» иллюстрирована изображениями людей и животных, что было строго запрещено шариатом. Мютеферрике удалось обойти этот запрет. Книга считается первым иллюстрированным изданием, вышедшим в мусульманском мире.

 


Трактор СТЗ-НАТИ  Москва, 1930-е. 60 с.: ил.;  24,5×37×0,5 см, 364 гр. Основное хранение РГБ
Оригинально оформленный, малотиражный альбом. Сталинградский тракторный  завод (СТЗ) — одно из крупнейших предприятий тракторостроения в СССР. Совместно с Научно-исследовательским тракторным институтом перешел на производство гусеничного трактора СТЗ-НАТИ. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже завод был удостоен Золотой медали и диплома Гран-при.

 


Слева направо: Евгений Корнеев, Мария Золотова, Игорь Гурович, Анатолий Гусев. Музей книги РГБ
 


Апостол. — Москва : Типография Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца, 1564. Музей книги РГБ