В РГБ прошли мероприятия в рамках VII Недели осведомлённости о дислексии
В Российской государственной библиотеке
В Румянцевском читальном зале Дома Пашкова 23 октября прошёл открытый разговор с представителями портала «Грамота.ру» на тему «Язык по правилам и без: как и почему меняется норма».
Гости дискуссии были приглашены обсудить изменения, происходящие в русском языке, сохранившие его внутреннее единство и гармонию.
Основные вопросы дискуссии:
- почему наиболее устойчивые элементы языка меняются медленно, а новые явления становятся очевидными мгновенно;
- как мемы влияют на изменение норм языка;
- какие аналогии можно провести между изменениями в грамматике и этапами освоения речи детьми;
- когда именно нарушение становится частью общепринятых норм.
Эта встреча стала ярким примером взаимодействия науки и общества, подчеркнув важность понимания процессов, происходящих в живом организме нашего родного языка.
Мероприятие провела Мария Лебедева, кандидат филологических наук, руководитель образовательного направления портала «Грамота.ру», заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина.
24 октября состоялся
Значимой частью форума стала презентация образовательного проекта Ассоциации родителей детей с дислексией — «Навигатор: 100 ответов о дислексии», подготовленного в рамках Всероссийского марафона педагогических идей.
Спикерами форма выступили:
- Александр Корнев, доктор психологических наук, профессор кафедры логопатологии
Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Минздрава России. Он представил доклад о современном понимании проблем чтения; - Ольга Драгой, доктор филологических наук, профессор, директор Центра языка и мозга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», которая поделилась инструментами оценки речи и когнитивных функций у русскоязычных детей;
- Марина Елисеева, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языкового и литературного образования ребенка Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Она представила онтолингвистический подход к диагностике речевого развития дошкольников;
- Регина Мачинская, доктор биологических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования, руководитель лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития, рассказала о роли междисциплинарных исследований в изучении особенностей поведения и когнитивного развития детей; - Татьяна Ахутина, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории нейропсихологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова;
- Марина Захарова, старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития. Она осветила вклад нейропсихологических факторов в возникновение учебных трудностей;
- Алексей Корнеев, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории нейропсихологии МГУ имени М. В. Ломоносова;
- Ольга Акатьева, особый гость форума и режиссёр фильма «Я делаю шаг».
Эти два насыщенных дня стали важным событием, продемонстрировали важность сотрудничества профессионалов разных областей знания и родителей в деле поддержки детей с дислексией и других расстройствами чтения и письма.


























