22 февраля — короткий день. 23 — все читальные залы закрыты. 24 — Библиотека работает по обычному расписанию, 25 — выходной, 26 — санитарный день. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

22 февраля — короткий день. 23 и 26 февраля библиотека закрыта. Подробнее
Спросите библиотекаря

В Ленинке прошла кураторская экскурсия

08 февраля 2024 года

В отделе нотных изданий и звукозаписей 2 февраля прошла кураторская экскурсия по выставке «Три юбилея: Александр Пушкин, Михаил Глинка, Николай Римский-Корсаков».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

2024 год богат на юбилеи представителей русской культуры — художников, театральных деятелей, литераторов. 250-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799—1837) — один из важнейших.

Русская музыкальная культура в этом году чествует многих юбиляров: Алексея Верстовского (1799—1862), Михаила Глинку (1804—1857), Модеста Мусоргского (1839—1881), Николая Римского-Корсакова (1844—1908), Александра Гречанинова (1864—1956), Николая Иванова-Радкевича (1904—1962), Аркадия Островского (1914—1967), Евгения Крылатова (1934—2019), Альфреда Шнитке (1934—1998), Александра Клевицкого (р. 1954) и других.

На экскурсии была представлена концепция выставочного цикла «Музыкальная Пушкиниана», состоящего из трёх выставок, которые будут связаны не только с именем Пушкина, но и с именами ярчайших представителей русской музыкальной культуры XIX—XXI веков.

В процессе знакомства с экспозицией были приведены некоторые статистические данные, демонстрирующие огромную популярность произведений поэта у композиторов XIX—XXI веков: более тысячи композиторов написали свои произведения на тексты Пушкина; около 500 сочинений Пушкина (поэзия, драмы, повести) легли в основу более чем трёх тысяч музыкальных произведений. Были обозначены жанры, в которых писали композиторы, — это оперы, балеты, хоровые сочинения, оратории, кантаты, симфонические и камерно-инструментальные сочинения, более 2500 романсов, музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, телефильмам и т. д.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Знакомство с выставкой началось с экспозиции, посвящённой Пушкину и композиторам XIX—XX веков (деятельность Михаила Глинки и Николая Римского-Корсакова представлены отдельно). Присутствующие увидели издания сочинений композиторов второй половины XIX — начала ХХ века. Это оперы Петра Чайковского — «Мазепа» (1883), «Евгений Онегин» (1897) и «Пиковая дама» (1890); Сергея Рахманинова — «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь» (1906); Цезаря Кюи — «Капитанская дочка» (1909—1910); Модеста Мусоргского — «Борис Годунов» (1908); Эдуарда Направника — «Дубровский» (1901); Александра Даргомыжского — «Каменный гость» (1872), «Русалка» (1921), оперу-балет «Торжество Вакха» (1867) и другие.

Среди сочинений композиторов ХХ века на темы пушкинских произведений демонстрировались балет Бориса Асафьева «Кавказский пленник» (1940), оперетта Иосифа Ковнера «Акулина» по повести «Барышня-крестьянка» (1959), опера Дмитрия Шостаковича «Сказка о попе и работнике его Балде» (1981) и многие другие.

Особый интерес вызвал рассказ о произведениях, посвящённых поэту. Сегодня известно более ста таких сочинений. Присутствующим были представлены «Хор „В память столетия со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина 1799—1899 г.“» (1899) Леонида Малашкина, «Два хора „Слава Пушкину“» (1899) Александра Рубца, кантата Сергея Танеева «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1937), опера Бориса Шехтера «Пушкин в изгнании» (1961), «Прелюдия памяти А. С. Пушкина» Юрия Кочурова (1957) и т. д.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Особенностью экспозиции, посвящённой Михаилу Глинке, стали прижизненные издания романсов на стихи Пушкина, хранящиеся в фонде особо редких и ценных изданий музыкального отдела: «Грузинская песня» (1828), «Заздравный кубок» (1848), «Ночной зефир» (1838) и другие. Внимание слушателей привлекли представленные разные издания оперы «Руслан и Людмила» 1885 и 1907 годов с обложкой, выполненной Иваном Билибиным.

В витринах с нотными изданиями Николая Римского-Корсакова были выставлены оперы композитора, написанные на сюжеты произведений Пушкина — «Моцарт и Сальери» (1897), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Золотой петушок» с обложкой, выполненной Иваном Билибиным (1909). Они привлекли особое внимание гостей.

Участникам экскурсии было предложено познакомиться с известным стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Я здесь, Инезилья», написанным в 1830 году, положенным на музыку Глинки и изданным впервые в 1834 году. Проследить хронологию выхода в свет романсов на этот текст разных композиторов XIX—ХХ веков: Александра Даргомыжского (1871, 1929), Платона Броуна (1888), Юлия Блейхмана (1900), Михаила Гнесина и Виссариона Шебалина (1938), Александра Титова и Тихона Хренникова (1973) и т. д. После окончания экскурсии некоторые гости изъявили желание помузицировать и исполнить этот романс под авторством Титова и Блейхмана.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Вниманию присутствующих были предоставлены для прослушивания записи арий из опер, романсов в исполнении известных русских оперных исполнителей: Фёдора Шаляпина, Ивана Козловского, Сергея Лемешева, Ивана Петрова, Клары Кадинской.


Аудиофайлы музыкальных произведений

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться