Спросите библиотекаря

Новые поступления в электронную библиотеку Ленинки

08 июня 2021 года

Каждый месяц в открытый доступ в электронную библиотеку Ленинки выкладываются десятки книг. Предлагаем вам обзор самых интересных из них, поступивших в последнее время в электронную библиотеку и выбранных редактором отдела редакции сайтов РГБ Ольгой Морозовой.

Портреты балерин из альбома «Русский балет»

Частушки в СССР

Сборник «Русская частушка», изданный в 1950 году, содержит частушки, пришедшие из народа — так, по крайней мере, утверждает составитель сборника Виктор Фёдорович Боков. Боков — поэт и собиратель фольклора — был автором популярных советских песен «На Мамаевом кургане тишина», «Гляжу в поля просторные», «На побывку едет молодой моряк», «Оренбургский пуховый платок», которые уже в 1950-е — 1960-е годы воспринимались как народные.

В сборнике «Русская частушка» есть раздел «старых», дореволюционных частушек, которые рассказывают о тяжёлой участи народа, и «новых»: здесь прославляются идеологи коммунизма, достижения сельского хозяйства и промышленности, военные подвиги и труд стахановцев. Интересно, что ударный труд в частушках встречает неожиданное сопротивление со стороны влюблённых: те ревнуют стахановца к его достижениям, но готовы смириться с ними ради общего дела.

Страницы сборника «Русская частушка»

Римский бревиарий

Бревиарий — богослужебная книга Римско-католической церкви. Древнейшие бревиарии были созданы в XI веке. Недавно оцифрованный в Российской государственной библиотеке Breviarium Romanum — рукопись XV века, украшенная миниатюрами, заставками и медальонами.

Две миниатюры в самом начале рукописи были, как считают исследователи, добавлены в бревиарий позже — в XVI веке. Они изображают два родовых герба с щитодержателями. Два «диких человека» держат родовой герб французского дома Крой, два ангела держат герб одного из представителей дома Крой, жившего в XVI веке.

Заставка и миниатюра, изображающая «диких людей» с гербом дома Крой, из рукописи «Breviarium Romanum»

Как обходиться без мяса

Кулинарный сборник «Как обходиться без мяса» — это не книга для вегетарианцев, а вынужденная мера ввиду крайне ограниченного количества мяса и его высокой цены, — пишет составитель сборника, вышедшего в 1917 году. Необходимость жёстко экономить каждый кусок и каждую косточку не отменяет, по мнению автора, изысканных прозрачных супов, блюд из раков и судака, разнообразной выпечки. При этом бульон в режиме экономии можно сварить из овощных очисток, а соус приготовить из пары ложек супа, оставшегося в тарелке.

Титульный лист книги «Как обходиться без мяса»

Старинный русский фарфор

Из «Краткого очерка развития фарфорового производства в России» инженера-технолога Ф. Я. Яковлева можно узнать о том, как производили ту самую чайную посуду, увековеченную на картинах Бориса Кустодиева.

Большие, яркие чайники, украшавшие московские трактиры в XIX веке, производили на заводах Кузнецова, Гарднера и Сабанина в Московской губернии. Изначально их расписывали крестьяне-самоучки, используя самые разные подручные средства, вплоть до пальцев. В наши дни старинные традиции хранятся на фарфоровых и фаянсовых производствах в Вербилках, Гжели и Ликино-Дулёво.

Креативная индустрия, к которой относится сейчас фарфоровое производство, попала в центр внимания встречи генерального директора РГБ Вадима Дуды и заместителя министра промышленности и торговли Гульназ Кадыровой. В рамках Петербургского международного экономического форума они подписали соглашение о сотрудничестве.

Инициатива направлена на реализацию творческих проектов, создание благоприятных условий для развития креативных индустрий, поддержку культурных достопримечательностей и народных художественных промыслов в регионах России, используя обширную сеть российских библиотек.

Картина Бориса Кустодиева «Московский трактир». Репродукция из книги Всеволода Воинова «Б. М. Кустодиев»

Русский балет

Русскому балету был посвящён один из номеров иллюстрированного журнала «Альбом Солнца России», который в начале ХХ века выпускало издательство «Копейка». Большой — 40 см по длинной стороне — альбом «Русский балет» был издан в 1913 году. Он рассказывал о четырёх ведущих балеринах Императорского Мариинского театра: Матильде Кшесинской, Анне Павловой, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной, а также о знаменитых мужчинах-артистах балета. Кроме того, в альбом вошёл очерк Николая Шебуева «Русский балет и его эволюция».

«Почему именно русская танцовщица оказалась таким совершеннейшим существом, к которому, как к идеалу, стремятся танцовщицы всего мира?» — спрашивает Шебуев и отвечает: прорыв в русском балете произошёл благодаря балетмейстеру Михаилу Фокину. «Фокин вывел балет из того тупика, в который ввел его «классицизм», и из того тупика, в который поставила его Дункан... Фокин пробудил ансамбль, заменил условную жестикуляцию мимикой. Он расширил границы, как реализма, так и стилизации. Он объявил непримиримую войну анахронизмам, которые приобрели в балете права гражданства... Его основной взгляд на технику: она не цель, а средство в искусстве».

Портреты балерин из книги «Русский балет»


Перечисленные здесь книги — лишь немногое из того, что было оцифровано и выложено в открытый доступ в течение последнего времени. Все новые поступления в электронную библиотеку можно увидеть, отфильтровав выдачу по нескольким параметрам: время поступления, язык, вид книги, тип доступа. Приятного чтения!

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие