Спросите библиотекаря

Новые поступления в электронную библиотеку Ленинки

11 января 2022 года

Каждый месяц в открытый доступ в электронную библиотеку Ленинки выкладываются десятки книг. Предлагаем вам обзор самых интересных из них, поступивших в последнее время в электронную библиотеку и выбранных редактором отдела редакции сайтов РГБ Ольгой Морозовой.

Морской кот. Иллюстрация Н. Н. Кондакова из атласа «Промысловые рыбы СССР»

Персонажи комедии дель арте

Среди новых поступлений в электронную библиотеку — серия раскрашенных эстампов с рисунков Мориса Санда. Морис Санд, сын писательницы Жорж Санд, написал книгу «Masques et bouffons; comédie italienne by Maurice Sand» и впервые издал её в 1852 году. Иллюстрации к книге Санд нарисовал сам. В Ленинке оцифрованы оттиски с его Бригеллы (персонажа-слуги), Панталоне (скупого старика), Тартальи (судьи) и других персонажей.

Панталоне. Рисунок Мориса Санда

Морской кот, белуга, терпуг

Атлас «Промысловые рыбы СССР» был издан в 1949 году. «Почти все рисунки рыб для Атласа исполнены с живых или недавно пойманных экземпляров, для чего художники работали непосредственно в районах промысла», — говорится в предисловии. Рыбы изображены в натуральную величину там, где это возможно, и в том виде, который больше всего известен работникам рыбного промысла.

Иллюстрации для атласа были сделаны Всеволодом Григорьевичем Авериным, Алексеем Алексеевичем Захваткиным и другими известными советскими биологами и художниками-анималистами. Художником-редактором был Николай Николаевич Кондаков, художник-анималист, зоолог и путешественник.

Кижуч. Иллюстрация Н. Н. Кондакова из атласа «Промысловые рыбы СССР»

Искатели женьшеня в Уссурийском крае

Брошюра «Искатели женьшеня в Уссурийском крае» была написана Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым и издана во Владивостоке в 1925 году. Владимир Арсеньев — путешественник, писатель, этнограф, исследователь Дальнего Востока, автор книги «Дерсу Узала». В очерке о женьшене (пан-цуй по-китайски) описаны собиратели этого ценного материала (Арсеньев пишет, что дикий женьшень стоил в 250 раз дороже серебра): «Ежегодно в течение всего лета, приблизительно с начала июня, китайцы — искатели женьшеня — отправляются в тайгу за дорогим корнем. Идут они в одиночку, часто без всякого оружия, с одною только молитвою и с твердой верой, что духи гор и лесов окажут им свое покровительство. … Завидев женьшень, манза-искатель кидает в сторону от себя палку и, закрыв глаза рукою, с криком бросается ниц на землю: „Пан-цуй не уходи!“ — кричит он громким голосом. „Я — чистый человек, я душу свою освободил от грехов, сердце мое открыто, и нет худых помышлений“. Только после этих слов китаец решается открыть глаза и посмотреть на растение». Женьшень открывается только непорочным людям. Если его пытается найти человек безнравственный, тот, кто постоянно причинял людям зло и обиды, «в мгновение ока растение исчезает, корень глубоко уходит в землю, гора, где рос женьшень, начинает стонать и колебаться, и из зарослей выходит грозный охранитель лесов — тигр».

Обложка книги «Искатели женьшеня в Уссурийском крае»

Офорты Рембрандта

Благодаря работе по оцифровке фондов читатели Ленинки могут познакомиться с творчеством Рембрандта-гравёра. Это офорты «Адам и Ева» (1638), «Отсечение головы Иоанна Крестителя» (1640), «Три восточных фигуры» (1641), «Крещение евнуха» (1641), «Христос и самарянка» (1657—1658).

Офорты Рембрандта «Адам и Ева» и «Три восточных фигуры»

Страшные истории Емельянова-Коханского

В сборник «Для дорожного чтения» Александра Николаевича Емельянова-Коханского вошли рассказы «Месть», «Ночь на Ивана Купала», «Коварная панна», «В аду» и стихотворение «Страшное наказание».

Встряхнувши косматой главою, крестом позабыв осениться, крестьянин поплелся домой…
Приходит, и диво: собака встречает его у ворот и голосом ясным и громким ему говорит, что хозяйка к любовнику ночью ходила.
Идет он на двор свой и видит, корова стоит у калитки, с тревожным и жалобным криком ему объявляя о том, что больше кормить не желает прекрасным, густым молоком детей, порожденных на свет коварным любовником, злою, неверной, развратной женою.

Емельянов-Коханский писал сатирические рассказы под псевдонимами «Алоэ, Бегемот, Вельзевул, Граф Ундинов, Дьяволенок, Лысый Сатана, Львенок» и получил в начале 1890-х звание «первого русского символиста», после выхода скандального сборника стихов «Обнажённые нервы». Валерий Брюсов, под влиянием которого Емельянов-Коханский выпустил сборник, называл его «одним из бездарнейших поэтов мира». Критик Аполлон Коринфский писал: «шаблонно пошлы и шаблонно бездарны все его потуги на оригинальность».

Обложка сборника «Для дорожного чтения» А. Н. Емельянова-Коханского


Перечисленные здесь книги — лишь немногое из того, что было оцифровано и выложено в открытый доступ в течение последнего времени. Все новые поступления в электронную библиотеку можно увидеть, отфильтровав выдачу по нескольким параметрам: время поступления, язык, вид книги, тип доступа. Приятного чтения!

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие