В электронном каталоге РГБ в разделе «Медиатека» выложена коллекция редких звукозаписей из фонда нотных изданий и звукозаписей. Многие экземпляры находятся в свободном доступе для читателей. Прослушать оцифрованные звукозаписи


С апреля 2024 года прекращён доступ ко всем ресурсам компании EBSCO Publishing. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

Новые поступления в электронную библиотеку Ленинки

23 июня 2021 года

Каждый месяц в открытый доступ в электронную библиотеку Ленинки выкладываются десятки книг. Предлагаем вам обзор самых интересных из них, поступивших в последнее время в электронную библиотеку и выбранных редактором отдела редакции сайтов РГБ Ольгой Морозовой.

Страница альбома «Синяя блуза»

Колдуны в Советской России

По данным этнографических очерков в сборнике «Старый новый быт» (1924), в северных деревнях молодой Советской России в 1920-е годы резко выросло количество колдунов. «Деревенская Россия вся расписана на колдовские приходы нисколько не хуже церковных. В каждом селе четыре основные фигуры: священник, учитель, фельдшер, колдун», — пишет редактор сборника, профессор Владимир Тан-Богораз .

Раньше колдовство было запрещённой, подпольной верой, но теперь оно действует совершенно открыто. У колдуна приём, порою прямо очередь. У одного колдуна 4 тысячи пациентов в год, вдвое больше, чем у местного фельдшера. В другом селе порою до ста человек в день.

Колдуны появлялись в деревнях разными путями: это были либо потомственные колдуны, которые «взяли слова» у отца или деда, либо православные священники, перешедшие в язычество, а то и совмещавшие службу в церкви и колдовские обряды. Поводами для колдовства были охота, болезни и заговоры на суженого (суженую) — это у крестьян называлось «присушка». «Знахарка берёт чаще всего соль, наговаривает на неё и заставляет девушку положить её парню в пищу — не в холодную, чтобы его сердце не „захолодело“, и не в горячую, чтобы вместе с паром не улетели слова, а в тёплую, тогда слова окажут самое благоприятное действие».

Тан-Богораз продолжает: «Колдун ворожит пациентам перед зеркалом с ухватками гипнотизера, вызывает всяческих духов и „рогатых и камлатых“ и называет их деликатно по-новому : „мои товарищи“».

Колдовство, говорит он, не только приняло в себя новый лексикон, но и взяло на службу грамотность: советский колдун записывает заговоры на бумажки и скрепляет их в самодельные тетрадки. Порой единственными, кто мог бы принять силу, «взять слова» у колдуна, становились… этнографы. В одной из валдайских деревень старуха-колдунья , узнав о том, что приехал отряд этнографов, выслала к ним внучку с просьбой прийти: «Скажи им — худо мне. Умереть не могу. Никто моей силы не принимает. Слыхала я, что ходят такие люди, собирают ведовщину, так пускай бы пришли, забрали бы и моих дьяволов».

Титульный лист книги «Старый и новый быт»

Шоффер, к Зону!

Некоторые плакаты в электронной коллекции Ленинки не имеют полных выходных данных, и порой стоит больших трудов воссоздать смысл происходящего на плакате. Плакат «Шоффер, к Зону!» — именно такой, загадочный. На нём не указаны ни год создания, ни художник. Известно лишь, что плакат был напечатан в начале ХХ века в санкт-петербургской типографии.

Плакат изображает нарядную, расслабленную пару, сидящую в фаэтоне по моде 1900-х годов. Судя по их позам, едва ли «к Зону» — это что-то срочное и тревожное. Скорее всего, пара едет развлекаться. Так кто такой Зон? Ресторатор? Директор цирка или зоосада? Ответ даст библиотека. В электронном архиве Исторички есть документ об Игнатии Сергеевиче Зоне.

Игнатий Зон был организатором театральных представлений и устроителем новых театральных площадок. В его театре играл знаменитый актёр Макс Линдер — приглашённая звезда, как сказали бы сейчас. Б. С. Лихачёв в книге об истории российского кино пишет о Линдере:

Популярность его была исключительна, и когда, в конце ноября 1913 года, он приехал к нам в Россию и выступал в театре «Зона» в маленьком скетче «Любовь и танго», успех его был феноменален. Я помню, как с бою брались билеты и какие овации происходили в театре во время его гастролей.

Мы можем найти даже фильм , где Макс Линдер танцует танго, и на этот танец, возможно, собиралась посмотреть томная пара с плаката «Шоффер, к Зону!»

Плакат «Шоффер, к Зону!»

Париж: картинки и очерки современного Вавилона

Н. Леонард в книге «Париж: картинки и очерки современного Вавилона» (1901) пишет о том, какой была недорогая аренда жилья в столице Франции в конце XIX века.

Самый доступный вариант жилья для тех, у кого было немного денег, — «комнаты на ночь». Содержание таких, как бы сейчас сказали, хостелов было очень прибыльным делом: сняв квартиру из 20 комнат, хозяин ставил в каждой комнате 15–20 лежанок и каждую из лежанок сдавал посуточно за 20–30 су. За такие же деньги можно было снять целую комнату в пригороде Парижа, но в таком случае бедняку пришлось бы оплатить две недели вперёд, а хозяева «комнат на ночь» брали плату за сутки. Лежанки в таких комнатах были сколочены из досок, а сверху лежал соломенный матрас. Привилегией для ночующих была простыня, точнее, кусок грубого холста, который стирали раз в полтора месяца.

Леонард рассказывает о ночлежке в центре Парижа, где за раз могли ночевать до тысячи нищих. Дом на улице Сен-Дени сохранился до наших дней, его можно увидеть на панораме Google Maps — и выглядит он очень мрачно — возможно, так же мрачно, как в те времена, когда был пристанищем бедноты. Люди набивались в комнаты ночлежки как сельди в бочку, и любой пожар стал бы для них фатальным. Беднякам здесь не положены были лежанки — они ночевали на полу, на лестнице, на подоконниках и «даже в клозетах».

Другая ночлежка в XIX веке была открыта в доме с удивительной судьбой. По легенде, на улице Галанд, 57 в XVI веке жила фаворитка короля Генриха IV и он сам бывал здесь, но потом дом был заброшен и тут открыли бойню, а потом её превратили в ночлежку. В память о «кровавом» периоде ночлежка называлась «Красный замок» (Шато Руж). В 1899 году этот дом был снесён, а на его месте построили другой — но тоже красный.

«Красный замок» был, по сути, огромным кабаком, в котором посетителям, купившим вина, разрешалось остаться и поспать. Никаких кроватей в кабаке не было, и беднота спала сидя на скамейках, оперев голову на верёвку, протянутую на уровне виска, а то и вповалку прямо на полу. Здесь ночевали и мужчины, и женщины, и дети.

Титульный лист книги «Картинки и очерки современного Вавилона»

От Камчатки до Грузии — синеблузие

Альбом «Синяя блуза» рассказывает об истории этого движения: в 1923 году оно трансформировалось из «живой газеты». В выступлениях синеблузников соединились «раек, частушка, инсценировка, марш-парад, лубок, оратория, скетч, буффонада, гротеск, водевиль, музыкальная комедия». К 1927 году в советских рабочих клубах и при красных уголках насчитывалось около 7 тысяч кружков синеблузников. Из представлений «Синей блузы» в середине ХХ века родился «Клуб веселых и находчивых».

Страница альбома «Синяя блуза»

Киевская Александровская мужская гимназия

В 1913 году, к столетию Императорской Александровской гимназии, в Киеве был издан альбом «Летопись Александровской гимназии» . Книга рассказывает об учебных предметах, кабинетах и библиотеке, о торжествах в честь 300-летия Дома Романовых и столетнего юбилея самой гимназии. В биографическом своде выпускников гимназии, который завершает этот том «Летописи», ещё нет имён самых известных сегодня гимназистов: Михаила Булгакова, Константина Паустовского, Александра Вертинского. Паустовский, выпустившийся в 1912 году, вспоминал в автобиографической «Повести о жизни», что почти в одно время с ним в гимназии училось несколько юношей, ставших потом известными литераторами, актёрами и драматургами. «Было ли случайностью, что эта гимназия за короткое время воспитала стольких людей, причастных к литературе и искусству? Я думаю, нет. … Это не было, конечно, случайностью. Причины этого явления так многочисленны и трудно уловимы, что мы, по лености своей, не хотим в них углубляться и предпочитаем думать, что всё произошло по счастливой случайности». Список известных выпускников подтверждает «случайность» того, что здесь расцвели таланты именно людей искусства: среди тех, кем гордится гимназия, есть медики, юристы, судья, преподаватель женских курсов, но нет ни одного литератора или театрального деятеля.

Титульный лист «Летописи Александровской гимназии» и портрет императора Николая II на фронтисписе


Перечисленные здесь книги — лишь немногое из того, что было оцифровано и выложено в открытый доступ в течение последнего времени. Все новые поступления в электронную библиотеку можно увидеть, отфильтровав выдачу по нескольким параметрам: время поступления, язык, вид книги, тип доступа. Приятного чтения!

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться