Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Новые поступления в электронную библиотеку Ленинки

23 июня 2020 года

Каждый месяц в открытый доступ электронной библиотеки Ленинки выкладываются сотни книг. Предлагаем вам обзор самых интересных из них.

Страница из книги «Общественное питание Фрунзенского района» — ссылка

Рисунки из синодиков XVII века

Иван Александрович Голышев (1838—1896) был сыном крестьянина, но благодаря огромной работе в издательском деле стал действительным членом Владимирского губернского статистического комитета. Ни до, ни после Голышева крестьяне такой чести не удостаивались. В 1885 году Голышев опубликовал альбом рисунков рукописных синодиков (поминальных книг) XVII века, которые хранились в Вязниковском Благовещенском монастыре (город Вязники Владимирской области). Эти рисунки он перенёс из старинных рукописей на бумагу методом литографии. Кроме записей об усопших, в синодиках можно найти выписки из патериков, прологов, апокрифических сказаний. В синодиках из Вязниковского монастыря такие выписки сопровождаются иллюстрациями. Их и скопировал Голышев, сохранив для будущего.

  • И. А. Голышев. Альбом рисунков рукописных синодиков [Вязниковского Благовещенского монастыря] 1651, 1679 и 1686 гг. — ссылка
  • И. А. Голышев. Альбом рисунков рукописных синодиков [Вязниковского Благовещенского монастыря] 1651, 1679 и 1686 гг. — ссылка
 

Букварь красноармейца

Коммунистический букварь для взрослых, изданный в 1923 году, учит грамоте по «американскому» методу — начиная с целых предложений: «Учитель медленно читает предложение, обводит его пальцем и показывает рисунок, иллюстрирующий текст (слуховое и зрительное восприятие). По поводу предложения и рисунка ведётся краткая беседа, заинтересовывающая учеников и усиливающая, углубляющая впечатление. Учащиеся рисуют буквы, вырезывают их из разрезной азбуки и составляют из них данное предложение (моторное двигательное ощущение). Наконец, частое повторение предложения и отдельных его слов, притом повторение не механическое, а осмысленное даёт возможность легко овладевать процессом чтения».

Автор букваря Марк Борисович Темкин разрабатывал учебные пособия ещё до революции, а в 1920-е годы стал автором нескольких учебников для школ Северного Кавказа. В послереволюционные учебники он включал тексты на актуальные темы, а с пословицами советовал учителям быть осторожными: «Пословицы, проникнутые религиозным миросозерцанием, пословицы, от которых веет дух „Замоскворечья“ времён Островского, например: „Без Бога не до порога“, „Не обманешь — не продашь“, недопустимы».

М. Темкин. Грамотный красноармеец — ссылка

Общепит в центре Москвы в 1930-е годы

Альбом «Общественное питание Фрунзенского района» рассказывает о столовых и буфетах на заводах, которые в 1930-е годы находились на территории современных Остоженки, Пречистенки и Хамовников.

В альбоме опубликованы отзывы рабочих об обедах в местном общепите: «Благодарность повару Красикову за хороший и сытный суп, за быструю подачу. Обед был, как говорят, на большой палец». «Обедами вполне довольны. Необходимо отметить — особо вкусно приготавливаются — рассольник и ростбеф. Желательно иметь на столе мелкую соль и перец».

К 1934 году большинство жителей Фрунзенского района получили возможность есть в общепите. В районе открылись 3 фабрики-кухни, а на каждом предприятии была своя столовая. Их старались сделать удобными для рабочих, и внимание уделялось даже сервировке: «Убогая сервировка из одной ложки, хлеб без тарелки, прямо на столе, является уже редким исключением на сегодняшний день. Ложки, вилки, ножи, соль, горчица, графин с водой составляют необходимый предмет обеденного стола в большинстве столовых».

Новые столовые противопоставляются старым — грязным и неухоженным. В старых столовых за неубранными столами ждут обеда — а в новых партийные, профессиональные и хозяйственные организации проявляют заботу о рабочих.

Страница из книги «Общественное питание Фрунзенского района» — ссылка

Особого внимания заслуживает один из фотомонтажёров альбома, Дмитрий Георгиевич Дибабов (в альбоме «Дебабов»). Дмитрий Георгиевич работал фотокорреспондентом в советских газетах начиная с 1930-х годов, а в Великую Отечественную войну снимал полярные экспедиции, став одним из основоположников жанра «экспедиционной фотографии».

Ссылка в древности

Об истории ссыльных рассказывает книга Николая Сергеевского «О ссылке в древней Руси» (1887). Сергеевский пишет, что в XVII веке ссылали за такие проступки, как неумышленный поджог, торговля серебром, изготовление и продажа вина и даже — за прошение милостыни «притворным лукавством», «подвязав руки, також и ноги, глаза завися и зажмуря, будто слепы и хмуры».

В царских указах о месте ссылки редко называлось конкретное место, но, как правило, преступников ссылали туда, где в данный момент была необходимость в рабочей силе: «Такими местностями были, конечно, прежде всего, места „украинные“, мало населённые — Сибирь и южные окраины, а затем каждая вновь завоёванная местность, каждый вновь воздвигаемый или вновь укрепляемый город и, наконец, каждый город, жизнь и служба в котором, по местным условиям, представлялись настолько непривлекательными, что государство должно было прибегать к искусственному привлечению туда рабочих сил».

Семейных преступников ссылали вместе с жёнами и детьми — по крайней мере, до последней четверти 17 века. Провинившихся женщин в ссылку не отправляли.

Песни о сёстрах милосердия с портретами августейших особ

Императрица Александра Фёдоровна и её дочери трудились во время Первой мировой войны, заботясь о раненых. Великая княжна, 17-летняя Татьяна Николаевна уже в первые дни войны писала в дневнике: «мы заготавливаем для раненых бельё». Её тётя Ольга Александровна через 2 недели после объявления войны отправилась с санитарным поездом в армию, работала наравне с другими медсёстрами, ничем среди них не выделяясь.

Августейшие сёстры милосердия навещали раненых в Царскосельском госпитале дворцового ведомства — сейчас там находится городская больница № 38. Незадолго до войны в саду госпиталя был построен новый барак. Он был переоборудован для раненых офицеров, а хирургическое отделение в здании госпиталя — для раненых солдат.

Великие княжны не только ухаживали за ранеными, но и старались развлечь их: Татьяна Николаевна пишет в дневнике, что она и сёстры играли с ранеными в кости и другие игры. А когда не ходили в госпиталь, скучали. В дневниках девушек есть записи: «Скучно без наших раненых». Великие княжны внешне ничем не выделялись среди сестёр милосердия, и раненые порой даже не догадывались, кто на самом деле за ними ухаживает, сидит с ними и играет в кости.

  • Песни о русской сестре милосердия — ссылка
  • Песни о русской сестре милосердия — ссылка
 

В 1917 году Евгений Вильчинский собрал стихи, напечатанные в российских альманахах и журналах и посвящённые сёстрам милосердия. Этот сборник иллюстрировали портреты августейших особ, и возможно, что им были посвящены некоторые стихи.

Охраняйте ночами неслышной заботой постели,
На которых страданье забыто в лелеющем сне.
Подходите к страданью, как к некой священной купели,
В одеяний своих белизне.
Как лампаду, любовью зажжённое сердце несите,
Чтоб оно озаряло мучения скорбные дни,
Как угодников Божьих, страдальцев просите,
Чтобы приняли ваше служенье они.

Вера Рудич


Перечисленные здесь книги — лишь немногое из того, что было оцифровано и выложено в открытый доступ в начале 2020 года. Все новые поступления в электронную библиотеку можно увидеть, отфильтровав выдачу по нескольким параметрам: время поступления, язык, вид книги, тип доступа. Приятного чтения!

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие