Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Новые поступления в электронную библиотеку Ленинки

23 июня 2020 года

Каждый месяц в открытый доступ электронной библиотеки Ленинки выкладываются сотни книг. Предлагаем вам обзор самых интересных из них.

Страница из книги «Общественное питание Фрунзенского района» — ссылка

Рисунки из синодиков XVII века

Иван Александрович Голышев (1838—1896) был сыном крестьянина, но благодаря огромной работе в издательском деле стал действительным членом Владимирского губернского статистического комитета. Ни до, ни после Голышева крестьяне такой чести не удостаивались. В 1885 году Голышев опубликовал альбом рисунков рукописных синодиков (поминальных книг) XVII века, которые хранились в Вязниковском Благовещенском монастыре (город Вязники Владимирской области). Эти рисунки он перенёс из старинных рукописей на бумагу методом литографии. Кроме записей об усопших, в синодиках можно найти выписки из патериков, прологов, апокрифических сказаний. В синодиках из Вязниковского монастыря такие выписки сопровождаются иллюстрациями. Их и скопировал Голышев, сохранив для будущего.

  • И. А. Голышев. Альбом рисунков рукописных синодиков [Вязниковского Благовещенского монастыря] 1651, 1679 и 1686 гг. — ссылка
  • И. А. Голышев. Альбом рисунков рукописных синодиков [Вязниковского Благовещенского монастыря] 1651, 1679 и 1686 гг. — ссылка
 

Букварь красноармейца

Коммунистический букварь для взрослых, изданный в 1923 году, учит грамоте по «американскому» методу — начиная с целых предложений: «Учитель медленно читает предложение, обводит его пальцем и показывает рисунок, иллюстрирующий текст (слуховое и зрительное восприятие). По поводу предложения и рисунка ведётся краткая беседа, заинтересовывающая учеников и усиливающая, углубляющая впечатление. Учащиеся рисуют буквы, вырезывают их из разрезной азбуки и составляют из них данное предложение (моторное двигательное ощущение). Наконец, частое повторение предложения и отдельных его слов, притом повторение не механическое, а осмысленное даёт возможность легко овладевать процессом чтения».

Автор букваря Марк Борисович Темкин разрабатывал учебные пособия ещё до революции, а в 1920-е годы стал автором нескольких учебников для школ Северного Кавказа. В послереволюционные учебники он включал тексты на актуальные темы, а с пословицами советовал учителям быть осторожными: «Пословицы, проникнутые религиозным миросозерцанием, пословицы, от которых веет дух „Замоскворечья“ времён Островского, например: „Без Бога не до порога“, „Не обманешь — не продашь“, недопустимы».

М. Темкин. Грамотный красноармеец — ссылка

Общепит в центре Москвы в 1930-е годы

Альбом «Общественное питание Фрунзенского района» рассказывает о столовых и буфетах на заводах, которые в 1930-е годы находились на территории современных Остоженки, Пречистенки и Хамовников.

В альбоме опубликованы отзывы рабочих об обедах в местном общепите: «Благодарность повару Красикову за хороший и сытный суп, за быструю подачу. Обед был, как говорят, на большой палец». «Обедами вполне довольны. Необходимо отметить — особо вкусно приготавливаются — рассольник и ростбеф. Желательно иметь на столе мелкую соль и перец».

К 1934 году большинство жителей Фрунзенского района получили возможность есть в общепите. В районе открылись 3 фабрики-кухни, а на каждом предприятии была своя столовая. Их старались сделать удобными для рабочих, и внимание уделялось даже сервировке: «Убогая сервировка из одной ложки, хлеб без тарелки, прямо на столе, является уже редким исключением на сегодняшний день. Ложки, вилки, ножи, соль, горчица, графин с водой составляют необходимый предмет обеденного стола в большинстве столовых».

Новые столовые противопоставляются старым — грязным и неухоженным. В старых столовых за неубранными столами ждут обеда — а в новых партийные, профессиональные и хозяйственные организации проявляют заботу о рабочих.

Страница из книги «Общественное питание Фрунзенского района» — ссылка

Особого внимания заслуживает один из фотомонтажёров альбома, Дмитрий Георгиевич Дибабов (в альбоме «Дебабов»). Дмитрий Георгиевич работал фотокорреспондентом в советских газетах начиная с 1930-х годов, а в Великую Отечественную войну снимал полярные экспедиции, став одним из основоположников жанра «экспедиционной фотографии».

Ссылка в древности

Об истории ссыльных рассказывает книга Николая Сергеевского «О ссылке в древней Руси» (1887). Сергеевский пишет, что в XVII веке ссылали за такие проступки, как неумышленный поджог, торговля серебром, изготовление и продажа вина и даже — за прошение милостыни «притворным лукавством», «подвязав руки, також и ноги, глаза завися и зажмуря, будто слепы и хмуры».

В царских указах о месте ссылки редко называлось конкретное место, но, как правило, преступников ссылали туда, где в данный момент была необходимость в рабочей силе: «Такими местностями были, конечно, прежде всего, места „украинные“, мало населённые — Сибирь и южные окраины, а затем каждая вновь завоёванная местность, каждый вновь воздвигаемый или вновь укрепляемый город и, наконец, каждый город, жизнь и служба в котором, по местным условиям, представлялись настолько непривлекательными, что государство должно было прибегать к искусственному привлечению туда рабочих сил».

Семейных преступников ссылали вместе с жёнами и детьми — по крайней мере, до последней четверти 17 века. Провинившихся женщин в ссылку не отправляли.

Песни о сёстрах милосердия с портретами августейших особ

Императрица Александра Фёдоровна и её дочери трудились во время Первой мировой войны, заботясь о раненых. Великая княжна, 17-летняя Татьяна Николаевна уже в первые дни войны писала в дневнике: «мы заготавливаем для раненых бельё». Её тётя Ольга Александровна через 2 недели после объявления войны отправилась с санитарным поездом в армию, работала наравне с другими медсёстрами, ничем среди них не выделяясь.

Августейшие сёстры милосердия навещали раненых в Царскосельском госпитале дворцового ведомства — сейчас там находится городская больница № 38. Незадолго до войны в саду госпиталя был построен новый барак. Он был переоборудован для раненых офицеров, а хирургическое отделение в здании госпиталя — для раненых солдат.

Великие княжны не только ухаживали за ранеными, но и старались развлечь их: Татьяна Николаевна пишет в дневнике, что она и сёстры играли с ранеными в кости и другие игры. А когда не ходили в госпиталь, скучали. В дневниках девушек есть записи: «Скучно без наших раненых». Великие княжны внешне ничем не выделялись среди сестёр милосердия, и раненые порой даже не догадывались, кто на самом деле за ними ухаживает, сидит с ними и играет в кости.

  • Песни о русской сестре милосердия — ссылка
  • Песни о русской сестре милосердия — ссылка
 

В 1917 году Евгений Вильчинский собрал стихи, напечатанные в российских альманахах и журналах и посвящённые сёстрам милосердия. Этот сборник иллюстрировали портреты августейших особ, и возможно, что им были посвящены некоторые стихи.

Охраняйте ночами неслышной заботой постели,
На которых страданье забыто в лелеющем сне.
Подходите к страданью, как к некой священной купели,
В одеяний своих белизне.
Как лампаду, любовью зажжённое сердце несите,
Чтоб оно озаряло мучения скорбные дни,
Как угодников Божьих, страдальцев просите,
Чтобы приняли ваше служенье они.

Вера Рудич


Перечисленные здесь книги — лишь немногое из того, что было оцифровано и выложено в открытый доступ в начале 2020 года. Все новые поступления в электронную библиотеку можно увидеть, отфильтровав выдачу по нескольким параметрам: время поступления, язык, вид книги, тип доступа. Приятного чтения!

Во время посещения данного сайта может использоваться общеотраслевая технология, называемая cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на Вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие