Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Новые поступления в электронную библиотеку Ленинки

30 марта 2021 года

Каждый месяц в открытый доступ в электронную библиотеку Ленинки выкладываются десятки книг. Предлагаем вам обзор самых интересных из них, поступивших в последнее время в электронную библиотеку и выбранных редактором отдела редакции сайтов РГБ Ольгой Морозовой.

Рабочие фабрики «Рот-фронт» шьют шубы. Фото из каталога меховых изделий фабрики (1936—1937)

Скоромный и постный стол

Книга «Скоромный и постный стол» (1876) — это «руководство для приготовления 2800 блюд, начиная с самых изысканных, разных печений, хлебов, варений, наливок и т. п., с 20-ю раскрашенными рисунками всех частей быка и теленка, снятыми с натуры и сопровождаемыми подробным описанием употребления каждого куска мяса». Здесь есть старинные рецепты весенних блюд: как кулича, пасхи и других пасхальных кушаний, так и необычных: берёзового уксуса, яблочного сыра, телячьих битков с молоками от селёдки.

Обложка книги «Скоромный и постный стол»

Кто нарисовал самые известные портреты русских писателей

Любой школьник знаком с этими портретами поэтов и писателей, чьи произведения вошли в школьную программу. Они украшают стены классов, их печатают в учебниках по литературе, но немногие интересуются авторами портретов и тем более обстоятельствами их жизни. Книга «Русское искусство», изданная в 1958 году, позволяет узнать больше об этих художниках.

Самый, наверное, известный портрет Виссариона Белинского, «наиболее правдивый и значительный образ», был сделан юным художником Кириллом Горбуновым — в 1843 году Горбунову исполнился 21 год. Горбунов был крепостным у помещиков Владыкиных, и Белинский сыграл в его судьбе решающую роль: он настоял на поступлении юноши в Художественный класс, опекал Горбунова и помог ему получить «вольную».

Автор гравюры со знаменитого портрета Николая Некрасова кисти Ивана Крамского, Иван Пожалостин, был не крепостным, а государственным крестьянином. Рисовать он начал в сиротском училище, а потом, благодаря счастливой случайности, поступил в Академию художеств, став там лучшим учеником. Гравированный портрет Некрасова предназначался для широкой продажи — и был продан огромным тиражом, более пятнадцати тысяч экземпляров.

  • Иллюстрации из книги «Русское искусство»
  • Иллюстрации из книги «Русское искусство»
 

Рукописный архив Юрия Венелина

Юрий Иванович Венелин (1802—1839) — болгарский писатель, публицист, один из создателей славистики. Его настоящее имя — Георгий Гуца. Переехав в Россию, он получил образование врача и некоторое время работал домашним учителем — среди его учеников были Константин и Иван Аксаковы. В 1830 году Венелин совершил археографическую экспедицию в Болгарию, целью которой были сбор материала для грамматики болгарского языка, описание древних книг и народной словесности. В современной Болгарии есть имя Венелин — оно появилось в память об учёном.

Рукописный архив Юрия Ивановича Венелина оцифрован и доступен для изучения в электронной библиотеке Ленинки.

Лист одной из рукописей Ю. И. Венелина

Шубы и шапки ленинградцев

Ленинградская фабрика меховых изделий «Рот-фронт» находилась недалеко от Смольного собора, в здании бывшей богадельни. В середине 1930-х годов она была крупнейшей скорняжной фабрикой в СССР. «Каталог меховых изделий. 1936—37» демонстрирует модели одежды и головных уборов, которые шили на этой фабрике из меховых шкурок кролика, крота, суслика, хомяка, мерлушки, водяной и амбарной крыс и других. В разделе головных уборов есть рисунки мужских шапок, ушедших в историю: бадейки, финки, малоросски.

Иллюстрации из каталога меховых изделий фабрики «Рот-Фронт» (1936—1937)

Старинные скафандры

Слово «скафандр» было придумано ещё в XVIII веке для описания одежды солдат, переплывающих реки. Но спустя сотню лет, в конце XIX века, скафандрами стали называть одежду межзвёздных путешественников. И это слово употреблялось и в женском, и в мужском роде!

Cкафандра-прародительница, по мнению тогдашних футурологов, должна была стать гибкой, крепкой, защищать всё тело от атмосферного воздействия, газов и паров. Для того, чтобы космонавт мог видеть, в скафандру должны были быть вставлены пластинки, не пропускающие при этом солнечных лучей. Проблему естественных выделений предполагалось решать с помощью толстой впитывающей прокладки.

Мы, современные жители планеты, привыкшие к внешнему виду космонавтов, сразу представляем себе их современный костюм. Но до начала эры покорения космоса у художников было другое ви́дение.

Женщины-космонавты с иллюстрации ниже найдены нами в книге Жоржа Ле Фора и Анри Графиньи «Путешествие на луну: Необыкновенные приключения русского ученого», вышедшей в переводе на русский в 1891 году. Другой, мужской, скафандр, придуманный этими писателями, состоял из каучуковой куртки и шапки, плотно облегавших тело, а дышать космонавтам нужно было через шланг, присоединённый к баллону с кислородом. Выдыхать нужно было через другое отверстие, открывавшееся изнутри, через него же и говорить. (Как при этом нужно было защищаться от вредного влияния иной атмосферы, авторы не пишут.)

Иллюстрации из книги «Путешествие на луну: Необыкновенные приключения русского ученого»


Перечисленные здесь книги — лишь немногое из того, что было оцифровано и выложено в открытый доступ в течение последнего времени. Все новые поступления в электронную библиотеку можно увидеть, отфильтровав выдачу по нескольким параметрам: время поступления, язык, вид книги, тип доступа. Приятного чтения!

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие