Библиотека будет закрыта 29 апреля, 1, 5, 9 и 12 мая.
30 апреля и 8 мая — короткий день.
Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Библиотека будет закрыта 29 апреля, 1, 5, 9 и 12 мая. Подробнее
Спросите библиотекаря

Немного любви, страсти и танго

11 февраля 2021 года

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . В преддверии Дня всех влюблённых главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева знакомит читателей с историей танго.

«В танго есть драма, но нет пессимизма».
Астор Пьяццолла


Фото: Источник

На тематических экскурсиях Российской государственной библиотеки вниманию гостей предлагаются факсимиле и раритетные документы из фондов специализированных отделов. В отделе нотно-музыкальных изданий и звукозаписей можно познакомиться с отечественными и иностранными нотными изданиями, литературой по музыке, услышать звукозаписи классической музыки, русских романсов, фокстротов, полек, вальсов, полонезов, мазурок, кадрилей. Звукозаписи выступают ожившими иллюстрациями тематических экскурсий.


Долуар. Последнее танго / Слова Изы Кремер. — Детлаф и Ко. Ссылка

Одна из интереснейших страниц мировой музыкальной культуры принадлежит танго — горячему коктейлю чувств, песни, танца и поэзии. Этот парный танец возник в трудовых кварталах Аргентины и Уругвая в конце XIX — начале XX века. Танец воинственно настроенных соперников нередко заканчивался поножовщиной, танго считалось танцем плебеев, представляло собой жгучую смесь африканского ритма и чувственных испанских мотивов.

Этимологически слово «танго» происходит от латинского «tangere», что означает «касаться», но это только одна из многочисленных версий. Аргентинские композиторы Освальдо Пульезе (1905—1995) и Астор Пьяццолла (1921—1992) превратили танец городских трущоб в высокое искусство, покорившее не только танцевальный и эстрадный Олимп. Аргентинское танго в инструментальном и симфоническом исполнении звучит и в лучших мировых концертных залах.


Астор Пьяццолла. Фото: Источник

Современное танго имеет множество разновидностей. Наибольшую известность получили бальное, аргентинское и финское танго. С 2009 года уругвайское и аргентинское танго включено экспертами ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. 11 декабря, в память трагически погибшего в авиакатастрофе «Креольского дрозда» — аргентинского исполнителя и великого певца танго Карлоса Гарделя (1890—1935), отмечается всемирный День танго.


Карлос Гардель. Фото: Источник . Освальдо Пульезе. Фото: Источник .

В начале 1920-х годов, невзирая на официальный запрет исполнять порочный и непристойный танец «упадочной буржуазной культуры», эпидемия танго захлестнула Россию — модные ритмичные мелодии звучали на открытых танцевальных площадках городских парков. Оркестровое сопровождение на подобных мероприятиях присутствовало далеко не всегда, но рвущий душу плач скрипки в сочетании с аккордеоном был обязательным компонентом исполнения завораживающего, интригующего и проникновенного танго. В домах заводили патефоны, звуки танго разносились по комнатам коммуналок и общежитий. Налёт изящной грусти, салонного флёра, томной печали и несчастной любви скрашивал досуг непростой жизни строителей светлого будущего.


Астор Пьяццолла. Либертанго

Судьба танго, подобно судьбам вальса, мазурки, твиста и многих других танцев, окажется полной драматических событий. Но очевидно главное — танго не коснётся забвение. Востребованное в мировом кинематографе и мультипликации, воспетое в прозе и поэзии, танго уверенно шествует по планете, собирая фестивали исполнителей, танцоров и спортсменов.


При подготовке материала использованы:

Жильбер, Жан. Принцесса танго = Королева танго : оперетта в 1-м действии / музыка Ж. Жильберта ; пер. С. А. Алексина. — Типолитография И. Ф. Смирнова, 1915. Ссылка

Долуар. Последнее танго / слова Изы Кремер ; муз. Долуара. — Детлаф и Ко. — 4 с. — (Песенки Изы Кремер; 21). Ссылка

Камерный театр [Текст] : статьи, заметки, воспоминания / [отв. ред. Л. Охитович]. — Москва : Худож. лит. ; Политиздат, 1934. Ссылка

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться