Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Нотная библиотека князя Владимира Фёдоровича Одоевского

25 июня 2020 года
Экскурсоводы Ленинки рассказывают
   

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают». Заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ, председатель секции музыкальных библиотек РБА, кандидат педагогических наук Алла Алексеевна Семенюк рассказывает о нотной библиотеке князя Владимира Фёдоровича Одоевского.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Раскрытие фондов является одним из главных направлений работы Российской государственной библиотеки. Ядро фонда РГБ составляют книжные памятники, как единичные, так и целые владельческие коллекции.

В 1980 году в РГБ приступили к составлению каталогов владельческих коллекций выдающихся российских деятелей. Об одном из них, князе Владимире Фёдоровиче Одоевском (1804—1869), чья коллекция хранится в библиотеке, ранее уже говорили. В обзор вошли книги по философии, эстетике, педагогике, естественно-научные и историко-литературные труды. Но раскрытие богатейшей коллекции Владимира Одоевского не будет полным, если не сказать о нотных изданиях и музыкальных трудах, входящих в библиотеку, о сочинённых им музыкальных пьесах.

В отчёте Румянцевского музея за 1867—1896 годы было отмечено, что в коллекции Одоевского широко была представлена «история и преимущественно история музыки, равно как и теория этого искусства».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Известно, что князь любил музыку, был прекрасным музыкантом, историком и теоретиком. Кроме того, после переезда в Москву у Одоевского, несмотря на то, что в «его гостеприимном кабинете встречались люди самых разнообразных профессий и специальностей», «начался довольно заметный поворот интересов и деятельности в сторону музыки». Он целенаправленно собирал ноты и книги по музыке, которые покупал не только в русских магазинах или книжных лавках, но и «через купцов-букинистов разыскивал редкие материалы», заказывая их за границей. Известно также, что многие его друзья, знакомые учёные и литераторы дарили ему свои книги по музыке и ноты — об этом говорят оставленные на книгах их автографы и дарственные надписи.

В Дневнике Одоевского читаем: «Священник Зачатьевской церкви ... привёз мне Обиход и Праздники издания 1772 года», «... молодой Веневитинов ... обещал ещё прислать старых нот». В свою очередь и сам Одоевский щедро дарил друзьям издания из своей библиотеки: «... американец Юнг (подарил ему Обиход и Праздники)...»; «... Яромир Эрбен — подарил ему синодский Ирмологий»; «Екатерине Алексеевне [Хомяковой] дал коллекцию симфоний Гайдна. Лаубу — Reismann’а, жене его Merkel’s Stimme und Sprache Organ».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Напомним факт передачи Ольгой Степановной Одоевской, вдовой Владимира Фёдоровича, после его смерти бόльшей части нот в Московскую консерваторию. Какое-то количество этих нот затем перешло в Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки — ныне Российский национальный музей музыки. В книжной части коллекции Одоевского в РГБ были выявлены ноты и книги по музыке в процессе подготовки «Каталога библиотеки В. Ф. Одоевского». В 1993 году часть нот переставили в фонд отдела нотных изданий и звукозаписей.

Хронологические рамки музыкальной коллекции Одоевского, находящейся в РГБ — от 1606 до 1863 года. Сюда входят более 40 историко-теоретических изданий с нотными примерами, около 20 собственно нотных изданий.

Известно, что во многих книжных изданиях Одоевский проставлял чернилами шифр, сочетающий в себе римские, арабские цифры и буквы латинского алфавита, обозначающие отрасль знания (и одновременно шкаф), полку и место на полке. Такой же шифр встречается и в нотах. Например, в издании Feillée Fr. «Nouvele méthode pour apprendre facilement les regles du plain-chant et de la psalmodie...» мы видим запись «N. XXVI 1/6», где «N.» — ноты, «XXVI» — номер шкафа, «1» — номер полки, «6» — место на полке. Практически на всех изданиях имеются факты принадлежности их Одоевскому.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Помимо известного экслибриса с гербом князей Одоевских на нотах и музыкальных историко-теоретических трудах сохранились автографы Владимира Фёдоровича на русском и французском языках, написанные ручкой с чёрными чернилами, реже карандашом. Чаще всего владелец оставлял их на переплёте, обложке, титульном листе.

В нотах можно увидеть разные варианты автографа: В. Одоевский, К. В. Одоевский, Кн. В. Одоевский, Ex libris Pr. W. Odoewskoy, P.W.O., Prince W. Odoewsky, W. Odoewsky и другие. Многочисленные карандашные пометы на страницах изданий говорят о том, что владелец их изучал, осмысливал. Встречаются такие «следы» работы, как отчёркивания ногтем, знаки «NB», «!», даже нотная правка. На корешках некоторых изданий можно увидеть прямоугольные наклейки с указанием отрасли («Mus») и номер полки и место, а также тиснёные золотом буквы «P.W.O» и «К.В.О».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Внешний облик большинства изданий нотной коллекции весьма скромен: почти все издания в обычных для того времени переплётах. Исключение составляют несколько изданий, имеющих кожаный переплёт, гравированные титульные листы и иллюстрации.

Нередко для удобства работы с материалами одного направления Одоевский объединял небольшие по объёму издания, ноты и книги в единый корешок. Образцом такого своеобразного методико-теоретического «сборника» служит конволют, включающий номера газет, бюллетеней, отдельно изданные статьи по истории арабской, греческой музыки, иллюстрации, таблицы, нотные вкладыши.

Нотные издания и музыковедческие труды демонстрируют разносторонние музыкальные интересы Владимира Фёдоровича Одоевского: народные песни, французская опера, песнопения католической церкви, русская духовная музыка, научные исследования музыкальных инструментов, теория композиции, фуги, методика исполнительства.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Наиболее интересным среди отечественных изданий является «Песенник, или Полное собрание старых и новых российских народных и прочих песен для фортепиано, собранные издателями», изданный в 1797 году. Одоевский всегда тепло относился к фольклору: любил записывать народные песни с голоса Владимира Ивановича Даля или Ивана Евстратьевича Молчанова и по возможности собирал все сборники народных песен. Его исследования по фольклору часто появлялись в печати.

В издании «Песенника» мы видим экслибрис и различные рукописные записки и надписи как минимум пяти владельцев сборника. Главными являются собственноручные комментарии Одоевского к «Песеннику». Небольшой лист является историко-культурным памятником. Исследователи русской музыкальной культуры конца XVIII—XIX веков знакомы с этим документом. В трудах Бориса Львовича Вольмана и  Бернарда Борисовича Грановского даже имеются ссылки на него. К сожалению, цитирование текста было неполным и не всегда точным.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

В читальном зале нотного отдела можно познакомиться с полными комментариями Одоевского и других владельцев «Песенника». Расшифровка выполнена Аллой Алексеевной Семенюк при консультации доктора исторических наук Александры Алексеевны Гусевой, сотрудника научно-исследовательского отдела редких книг, и кандидата исторических наук Евгении Эдуардовны Вишневской, заместителя заведующего отделом рукописей.

В заключение ещё раз подчеркнём ценность музыкальной коллекции князя Владимира Фёдоровича Одоевского. Современники отмечали, что главным украшением квартиры князя была «замечательная библиотека, постоянно им дополнявшаяся». Коллекция Одоевского — «не предмет библиофильского любования, а ... источник знаний для её владельца». В настоящее время изучение музыкального фонда библиотеки Одоевского продолжается.


Заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ Алла Алексеевна Семенюк рассказывает о нотной библиотеке князя Одоевского. Фото: Мария Говтвань, РГБ


Некоторые ноты из коллекции Владимира Фёдоровича Одоевского:

  • Арнольд, Юрий (Георгий) Карлович. Краткое руководство к изучению правил композиции / сочинение К. Г. Арнольда. — СПб. : у К. Ф. Гольца, [1840—1842]. — 72 с. — Экслибрис В. Одоевского, тиснёные буквы «К.В.О.» на корешке
  • Байр, Пьер. Метода для виолончели и аккомпанирующего баса / составленная из сочинения гг. Бальо, Левассе, Катель и Бодио, одобренного Парижскою Консерваторию музыки ; пер. С. Зотова.— СПб. : собств. изд.; у К. Ф. Гольца, [1840—1842]. — 28 с. — Автограф неизв. лица с посвящением В.Ф. Одоевскому «Е. С-ву Князю В. Одоевскому»
  • Биргфельдт, К. Новая практическая скрипичная школа / составленная по лучшим сочинениям К. Биргфельдтом ; пер. с нем. К.К. А-да. — СПб. : собств. изд.; у К. Ф. Гольца, [1840—1842]. — 45 с. — Автограф неизв. лица с посвящением В. Ф. Одоевскому «Е. С-ву Князю В. Одоевскому»
  • Destouches, A. C. Amadis de Grece : Tragedie en Musique : pour chant avec l’accomp. instrumentale. — Sec. ed. — A Paris : Christophe Ballard, 1699. — [II], 287 с. — В кож. пер. — Надпись В.Ф. Одоевского «Musique d’André Cardinal Destouches donné in 1699»
  • Feillée, M. de la. Nouvele Methode pour apprendre facilement les regles du plain-chant et de la Psalmodie / par M. de la Feillée. — Nov. ed. — A Poitiers : J.-F. Faulcon et Fr. Barsier, 1782. — 611 с. — Экслибрис В. Одоевского
  • Kastner G. La Harpe d’Eole et la musique comique: études sur les rapports des phénomènes sonores de la nature avec la science et l’art suivies de Stephen ou La harpe d’Eole grand monologue lyrique avec choeurs. — [Партитура]. — Paris : G. Brandus, Dufor et Cie, 1856. — 170, 6 с.: ил., таб. — Автограф В. Ф. Одоевского «Pr. W. Odoewsky»
  • Marpourg, Fr. W. Traite de la Fugue et du Contrepoint, divise en deux parties : Part. 1—2 / par Mr. Marpourg. — A Berlin : Haude et Spener, 1756. — 92 с. —Экслибрис В. Ф. Одоевского, автограф В. Ф. Одоевского «Ex libris Pr. W. Odoewskoy», тиснёные буквы «P.W.О.»
  • и другие.

При подготовке статьи были использованы материалы:

  • Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы / ред.-сост. М.П. Рахманова ; авт. вступ. ст. и коммент. О.П. Кузина, М.П. Рахманова. — М. : Дека, 2005. — 624 с. — (Труды Гос. центр. музея муз. культуры им. М.И. Глинки).
  • Каталог библиотеки В.Ф. Одоевского / Гос. б-ка им. В.И. Ленина — М., 1988. — 490 с. — (Частные собрания в фондах ГБЛ. Каталоги).
  • Грин Ц.И., Третьяк А.М. Публичная библиотека глазами современников (1795—1917) : хрестоматия / Ц.И. Грин, А.М. Третьяк ; Рос. нац. б-ка. — СПб. : РНБ, Искусство России, 2003. — 694 с.
  • Отчёт Московского Публичного Румянцевского Музея (МПРМ). — М., 1871. — 160 стр.

По материалам статьи «Ноты из коллекции князя В. Ф. Одоевского (из фондов Российской государственной библиотеки)» / Семенюк Алла Алексеевна // Музыкальное наследие в современном обществе. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 1—5 октября 2012 года. — М. : ВМОМК имени М. И. Глинки, 2014. — С. 111—118.

Во время посещения данного сайта может использоваться общеотраслевая технология, называемая cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на Вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие