Спросите библиотекаря

РГБ: вызовы и перспективы

14 декабря 2018 года

Библиотека должна помогать книгам находить своих читателей

 

Генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда дал интервью федеральному порталу «Российское образование».

 

Генеральный директор РГБ Вадим Валерьевич Дуда
Генеральный директор РГБ Вадим Валерьевич Дуда

 

— Вадим Валерьевич, добрый день! Ещё раз поздравляю с назначением на должность. Расскажите, какие приоритетные задачи стоят на сегодняшний день перед библиотекой?

Прошло три месяца с момента моего назначения. Я испытываю гордость от того, что мы занимаемся таким важным и интересным делом.

Я вижу несколько долгосрочных задач. Во-первых, Ленинка уже давно подошла к своему пределу как книгохранилище. Мы каждый год получаем около 300 тысяч документов, для которых мы должны найти место. Уже 15—20 лет мы превышаем все возможные нормативы и лимиты того, сколько книг должно размещаться на наших площадях.

Наше основное книгохранилище было построено в 1940-х годах и рассчитано на 12—14 млн документов. Сейчас там находится 25 млн документов. Поэтому условия очень тяжёлые, и задача номер один — решить проблему размещения поступающих документов. Рабочий план, что площадка будет в Новой Москве, в посёлке Коммунарка.

Вторая проблема — это Национальная электронная библиотека. За последние несколько лет был создан хороший задел, библиотека стала важным ресурсом для многих библиотек РФ. Сейчас перед нами новый вызов — добиться, чтобы эта библиотека стала точкой доступа ко всем современным изданиям России в новом формате: чтобы не надо было ходить в библиотеку, а можно было бы получить информацию через Интернет. Это очень непростая задача, для этого необходимо выстроить прозрачную систему доверительных взаимоотношений между читателями, издателями и авторами, библиотеками, государством. Это потребует работы надо законами и подзаконными актами, совместной разработки технологических модулей, создания новых, перспективных цифровых «правил игры».

Ещё одна проблема — противопожарная безопасность. Ленинка достаточно сильно отстаёт от современных требований к системам пожаротушения, сигнализации, управления критическими ситуациями. Думаю, в течение следующих двух-трёх лет мы сможем эти проблемы решить. Для нас самая главная мотивация — не избавиться от проверяющих, а сохранить национальное культурное достояние. Мы должны позаботиться о том великом национальном фонде, что нам доверили, и который мы должны сохранить для будущих поколений. Одна из моих замечательных коллег сказала как-то: «мы в ответе не только перед МЧС, мы в ответе — перед вечностью». И во многом это — правильный подход.

 

Генеральный директор РГБ Вадим Валерьевич Дуда
Румянцевский зал в доме Пашкова РГБ. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

— В чём вы видите нераскрытый потенциал библиотеки за всё время её существования?

Если обратиться к истории библиотеки и почитать записки хранителей Румянцевского музея, то в 1845 году была сделана запись о том, что в музее не хватает денег на обновление фонда и пополнение коллекции. Думаю, что эта история, нехватки денег и недостаточного внимания к проблемам библиотек, стара как мир.

Как и в Библиотеке иностранной литературы — было то же самое, если почитать записки М. И. Рудомино. Такие же сложности были связаны с проверками, нехваткой денег, людей, ресурсов.

Считаю, что у нас есть потенциал: в хорошие годы Ленинку посещали 3,5—4 тысячи человек в день. Сейчас эта цифра составляет около 1,2 тысячи. У нас есть очень большой потенциал вернуть к нам аудиторию. Не думаю, что мы достигнем таких больших цифр, как были когда-то в золотое библиотечное время, но эта цифра точно может быть значительно более одной тысячи человек.

— Будет ли проведена работа по сокращению времени ожидания выдачи книг из книгохранилища?

Это одна из самых сложных проблем: большая библиотека, большое книгохранилище, сложная логистика, длинная история, как эти фонды поступали в библиотеку, как они были расставлены, какое соотношение читальных залов, расстановки.

Сейчас среднее время доставки книги — около двух часов. Мы хотим сделать этот процесс более понятным, быстрым и прозрачным. К сожалению, нет очень простых решений. Один из радикальных способов — обслуживание в электронном виде.

— Планируется ли, что библиотека станет более открытой для обычных людей, которым не нужно писать диплом/диссертацию/курсовую?

Мы очень на это рассчитываем. В библиотеках много традиций и многие из них очень верны, необходимо их поддерживать. Во всём, что касается пользовательского интерфейса, требуется очень много внимания и этим надо заниматься: и процесс записи в библиотеку, и получение читательского билета, и гардероб, и открытая социальная зона — всё это должно соответствовать современным требованиям.
 

Третий читальный зал РГБ
Третий читальный зал РГБ. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

— Что такое Национальная электронная библиотека и как сейчас идёт работа в этой области?

В России издается около 115—120 тысяч наименований в год. Мы видим серьёзный вызов в том, чтобы они стали доступны в современном виде, через портал НЭБ. Для этого необходимо решить несколько системных проблем. Отбор, условия доступа, многое другое. В течение ближайшего года мы будем заниматься именно налаживанием работы экспертов по отбору и организации доступа к поступающим в библиотеку обязательным электронным материалам. В идеале должно быть несколько экспертных советов, которые обеспечат отбор книг для доступа по важным для страны темам. Мы хотим, чтобы к концу 2019 года эти процессы были запущены — как минимум, в пилотном режиме.

— А что с оцифровкой старого фонда?

Я не считаю, что нужно оцифровывать всё, что есть в библиотеке. Это абсолютно неподъёмная задача. Должны быть какие-то прагматичные цели, зачем это нужно. Очевидно, что оцифровка может преследовать две цели: обеспечить сохранность книг, которые находятся в плохом физическом состоянии, второе: обеспечить более широкий доступ к этой книге. Я не думаю, что оцифровка фонда приведёт к росту посещаемости. Здесь нужно быть осторожным в отборе книг для оцифровки.

— От чего зависит посещаемость библиотеки?

В Иностранке мы говорили, что люди приходят в библиотеку «ногами» и «пальцами». Думаю, что стратегии и приоритеты очень отличаются для аудитории физической и для тех, кто приходит онлайн.

Библиотека должна быть удобным пространством, важно правильно подобрать фонды и определиться с линейкой мероприятий, которая поможет и ориентироваться в фондах, и получать новые знания. Люди в библиотеке могут общаться не только с книгами. Библиотека должна стать площадкой коммуникации не только между людьми и книгами, но и людей между собой.

Сейчас к нам приходит 1000—1200 человек в день. Последние несколько лет это стабильная цифра, 20—30 лет назад было в несколько раз больше.

 

Лампы третьего читального зала РГБ
Лампы третьего читального зала РГБ. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

— Вы уже успели заметить, как отличается аудитория Иностранки от аудитории Ленинки?

Я пока не готов сделать аналитические выводы, но в Иностранке была общая черта: это люди, которые изучают иностранные языки или планируют продолжить обучение в иностранных университетах, либо люди, которые интересуются зарубежной культурой.

Здесь гораздо более широкий спектр предпочтений.

— Как вы считаете, соответствует ли количество посетителей Ленинки тому фонду, который имеет библиотека?

Конечно, нет. Посетителей должно быть больше, потому что Ленинка — это хранилище всех знаний человечества.

— Как планирует расширять свою деятельность РГБ?

Будем улучшать наше пространство для читателей, совершенствовать вопросы выдачи книг и доступа к ресурсам в электронном виде. Мы — национальная библиотека, прежде всего, в этом наши главные приоритеты. Будем развивать Ленинку как ведущую научную организацию в нашей сфере, как методический и образовательный центр. Мы гордимся тем, что нас выбрали в качестве координатора национального проекта Культура в части создания региональных библиотек, мы понимаем важность этого направления. И, конечно же, мы — оператор НЭБ, будем уделять большое внимание этому крупнейшему проекту.

У нас огромный потенциал в части проведения культурных мероприятий, экскурсий, образовательных программ. Это тоже найдет место в нашей стратегии.


 

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие