20 апреля в связи с проведением Библионочи-2024: читальные залы главного здания, Дома Пашкова будут закрыты; читальные залы Центра восточной литературы и Музей книги будут работать в обычном режиме


В связи с ремонтными работами введены ограничения в читальном зале «Центр правовой информации». Подробнее


С апреля 2024 года прекращён доступ ко всем ресурсам компании EBSCO Publishing. Где искать издания с этой платформы?


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

К юбилею Малого театра: спектакли, бенефисы, гастроли

с 10 июня по 15 сентября 2019 года
Торжественное открытие выставки — 10 июня в 14:00

10 июня в камерном зале отдела нотных изданий и звукозаписей начала работу выставка «К юбилею Малого театра: спектакли, бенефисы, гастроли», посвящённая Году театра.

«Российский театр имеет огромную, славную историю, и он вполне достоин того, чтобы провести в нашей стране Год театра».
Александр Калягин


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Выставка, посвящённая Году театра и подготовленная двумя специализированными отделами РГБ — отделом газет и отделом нотных изданий и звукозаписей — основана на документах XIX — начала XXI веков: газетах, нотах, грампластинках. Цель экспозиции — раскрыть историю Малого театра, празднующего в этом году свой 195-й юбилей, познакомить с другими драматическими театрами, с театрально-музыкальными постановками, с аудиозаписями спектаклей в исполнении великих русских актёров.

Театр всегда был и остаётся главным элементом русской культуры. Его становление было непростым. Краткий экскурс в историю приводит в последнюю треть XVII века, когда в 1672 году при царе Алексее Михайловиче были разыграны первые театральные действа. Созданный тогда придворный театр перестал существовать после кончины Алексея Михайловича в 1676 году. Следующий этап возникновения театра связан с эпохой Петра I; он также просуществовал всего несколько лет — с 1702 по 1707 годы. Были и другие попытки организации театра. Историки и театроведы располагают большим количеством документов, раскрывающих насыщенную театральную жизнь в России того времени и знакомящих нас с многочисленными русскими и иностранными труппами (итальянскими, французскими, немецкими), с широким репертуаром и многожанровостью театральных постановок, с гастролями актёров и так далее. Серьёзное увлечение русским обществом зрелищными искусствами подтвердило необходимость организации русского профессионального театра. Так, 30 августа 1756 года Елизавета Петровна своим Указом официально учреждает в Петербурге государственный публичный «Русский для представления трагедий и комедий театр», ставший постоянно действующим профессиональным театром. Директором был назначен Александр Петрович Сумароков.

В Москве возникновение национального театра произошло годом позже, в 1757 году, когда из воспитанников и студентов основанного в 1755 году Императорского университета под руководством известного поэта и драматурга Михаила Матвеевича Хераскова была составлена любительская театральная труппа «Вольного русского театра». Труппа Хераскова стала исторической основой будущего Малого театра.

Днём официального открытия Малого театра считается 14 (26) октября 1824 года. На выставке впервые демонстрируется газета-памятник начала XIX века «Московские ведомости», имеющая особое значение, так как в ней было помещено объявление о первом спектакле: «Дирекция Императорского Московского театра через сие объявляет, что в следующий вторник 14-го числа сего Октября месяца дан будет на новом малом Театре, в доме Варигина, на Петровской площади, для открытия оного, спектакль, а именно: новая увертюра сочинителя А. Н. Верстовского …» (1824 год, № 82, Суббота 11 октября).

Не меньший интерес представляют и другие редко экспонируемые для широкой публики газеты конца XIX — начала ХХ веков: «Театральная жизнь», «Театр», «Малый театр», — на страницах которых можно познакомиться с историей развития театрального искусства в России, с открытием Малого и других драматических театров, с критикой и рецензиями на театральные постановки, с публикациями пьес, театральной хроникой. Газеты, выполняя роль «скорой справки», буквально пестрят биографиями таких великих актёров, как Мария Дмитриевна Львова-Синецкая (1795—1875), Надежда Васильевна Репина (1809—1867), Пров Михайлович Садовский (старший) (настоящая фамилия Ермилов; 1818—1872), Леонид Львович Леонидов (настоящая фамилия Стакилевич; 1821—1889), Корнелий Николаевич Полтавцев (также встречается написание имени Корнилий; 1823—1865), Иван Васильевич Самарин (1817—1885), Александр Алексеевич Остужев (настоящая фамилия — Пожаров; 1874—1953), Варвара Николаевна Рыжова (1871—1963), Игорь Владимирович Ильинский (1901—1987), Михаил Иванович Царёв (1903—1987), Александра Александровна Яблочкина (1886—1964) и многие-многие другие.

Театр — это многогранный вид искусства, который соединяет в себе литературу, сценографию, хореографию. Интересный материал о театре конца XIX — начала XX века представлен в книге Владимира Аркадьевича Теляковского «Дневники директора Императорских театров» (М., 1998). Талантливый организатор театрального дела раскрывает секреты управления творческим процессом, наблюдает за важнейшими культурными процессами эпохи. Его книга — уникальный историко-театральный документ подробной летописи жизни театрального мира.

Говоря о театре, нельзя обойти и такую важную его составляющую, как музыка. С самого зарождения театральное действо сопровождалось музыкой. Музыка могла играть главенствующую роль или быть «на вторых ролях», но она всегда придавала спектаклю особый шарм и особую значимость. Музыкальные фрагменты обладают важными драматическими свойствами, создавая драматургическое напряжение или сглаживая кульминационную развязку. Вкрапление музыки разных стилей, направлений и жанров (классики, фольклора, эстрады, лирической песни и так далее ) соответствует образной роли и функции в спектакле. Музыка и театр в своём эмоциональном контакте формируют не только стиль и эстетику спектакля, но и философию театрального бытия.

Судьба театральной музыки особая. Иногда она выходит на широкий простор, становясь самостоятельной и очень популярной неожиданно для создателей спектакля. Иногда работа композитора в драматическом театре приводила его в дальнейшем к созданию сочинений для собственно музыкального театра.

Экспонируемые на выставке ноты отражают музыкальные произведения, написанные российскими композиторами для театра. Среди имён — Михаил Глинка, Василий Калинников, Александр Гречанинов, Юрий Кочуров, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Тихон Хренников.

Особый интерес в экспозиции представляют аудиозаписи — «творческие портреты» актёров Михаила Царёва, Аллы Тарасовой, Евгения Вахтангова, Николая Мордвинова, Николая Анненкова, Ольги Андровской и других. В их исполнении можно послушать отрывки из пьес Максима Горького, Александра Островского, Льва Толстого и так далее.

Кураторы выставки — Людмила Александровна Лейченко (отдел нотных изданий и звукозаписей), Татьяна Ильинична Белоусова (отдел газет).

Выставка работает до 15 сентября. Вход по читательским билетам.


Фото: Мария Говтвань, РГБ



Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться