27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.

27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.
Спросите библиотекаря

Конверты старых пластинок

23 апреля 2020 года

Экскурсоводы Ленинки рассказывают

 

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказ заведующей отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ, председателя секции музыкальных библиотек РБА, кандидата педагогических наук Аллы Алексеевны Семенюк, которая уже много лет проводит тематические экскурсии для посетителей.


Заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки Алла Алексеевна Семенюк. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Фонотека Российской государственной библиотеки, входящая в состав специализированного нотно-музыкального отдела, включает более 60 тысяч музыкальных, речевых, литературно-музыкальных и иных записей (голоса птиц, шумы природы), выполненных на разных звуконосителях — от шеллаковых односторонних пластинок начала ХХ века и магнитных лент до современных компакт-дисков и DVD.

Большой интерес представляет фонд старых отечественных пластинок, сохранившихся в библиотеке и выпущенных в 1907–1950-х годах. Коллекция старых пластинок РГБ небольшая —  около 1500 односторонних пластинок и первых виниловых грампластинок 1920–1930-х годов. Коллекция изучается с разных сторон: датировки пластинок, исполнительского репертуара, круга исполнителей и особенно —  оформления конвертов.

Не останавливаясь подробно на истории возникновения грампластинок, напомним, что первые попытки звукозаписи с помощью механических инструментов относятся к XVI веку, когда в Западной Европе появились всевозможные музыкальные табакерки и шкатулки. В России подобные игрушки появились несколько позже, но широкое распространение они получили в XIX — начале XX века. Основополагающим в этом направлении стал 1888 год, когда американский изобретатель немецкого происхождения Эмиль Берлинер изобрел граммофон, ставший чудом эпохи.

Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида и хранится сейчас в Национальном музее США в Вашингтоне. В 1897 году на смену ей пришёл диск из шеллака, шпата и сажи. Пластинки, изготовлявшиеся из шеллака — продукта жизнедеятельности тропических насекомых —  были недёшевы.

Среди фирм, производящих граммофонные пластинки в России в начале ХХ века, были «Интернациональ Зонофон», «Русское акционерное общество граммофонов», «Якоб Рекорд», «Артистотипiя», «Сирена Грандъ Рекордъ» и другие.

Отдельно скажем о фирме «Товарищество В. И. Ребиков и К°», которая в 1901 году по предложению профессора И. П. Рапгофа предприняла попытку наладить выпуск отечественных граммофонных пластинок. Компаньоны П. Ф. Коровин и С. Н. Захаров выделили необходимые денежные средства, а руководство технической частью было поручено инженеру-самоучке электротехнику В. И. Ребикову. По разным причинам в конце 1904 года фабрика закрылась, успев выпустить лишь несколько сотен записей.

Любопытным фактом являются масштабы дореволюционного производства. Например, известная русская певица Надежда Плевицкая только в России сделала около 170 записей, что приравнивается к 85 современным пластинкам, а на Апрелевской фабрике «Метрополь-Рекорд», построенной Готлибом Моллем в 1910 году (ныне — Апрелевский завод грампластинок фирмы «Мелодия»), ежемесячно производилось более 25 тысяч пластинок.

Почти одновременно с выпуском пластинок появляются первые каталоги, отразившие репертуар известных в то время исполнителей — Надежды Плевицкой, Фёдора Шаляпина, Натальи Ермоленко-Южиной, Павла Андреева, Льва Сибирякова, Александра Брагина, Андрея Лабинского, Ивана Ершова, Александра Давыдова, Николая Фигнера, Анастасии Вяльцевой и других.


Витрина выставки к 140-летию первой постановки балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Фото: Мария Колосова, РГБ

Знакомство со старым фондом Российской государственной библиотеки позволяет не только увидеть образцы односторонних шеллаковых пластинок и послушать их, но и представить историю развития упаковочного материала старых и первых советских пластинок: конверты, пакеты, коробки.

Оформление старых пластинок имеет свою историю. Например, сохранились сведения о том, как Николаю II был подарен красочный альбом с пластинками: у царя была коллекция граммофонных пластинок с записями оперных арий, песен, романсов в исполнении лучших певцов того времени, которые он часто слушал во время прогулок с семьей на яхте. Однажды, в 1905 году, находясь в Мариинском театре на концерте, император услышал Варвару Панину, известную в то время исполнительницу цыганских песен. Царь с сожалением отметил, что в его коллекции не было грампластинок с её записями. Уже спустя несколько месяцев фирма «Зонофонъ» (по другим сведениям — «Граммофон») записала лучшие романсы в исполнении Вари Паниной на 20 миньонах и выпустила их в потрясающе красивом альбоме, который был подарен императору.

Отметим, что самые ранние пластинки не имели конвертов и первое время записи на шеллаке продавались вообще без какой-либо упаковки или помещались в простые конверты из картона, иногда с тканевыми вставками по краям. Лишь в 1910 году появились бумажные конверты. Они были вполне утилитарны и вырабатывались из обёрточной бумаги с изображением простейшей символики — скрипичного ключа, нотного стана, поющей птички, то есть «сюжеты» были нейтральными и практически универсальными, что давало возможность их использования несколько раз для оформления разных записей.

Вся относящаяся к записи информация находилась на наклейке в центре самой пластинки — лейбле. Часто печатались только названия произведений без указания исполнителей. Вскоре было решено проделывать в конверте круглые отверстия для удобства чтения информации на лейбле.

Со временем отечественный бумажный конверт пластинки становился все более сложным, хотя большим разнообразием обложки пластинок тех лет явно не отличались. Конверту старались придать особенный вид, чтобы он отличался от других. Чаще всего конверты выглядели как рамки для лейбла, диктующего общий дизайн конверта. Изысканность и необычность подчеркивалась серебряным или золотым цветом.

На основе изучения конвертов старых пластинок, хранящихся в Библиотеке, наметились основные темы: виды Кремля, Москвы, сюжеты, передающие «дух эпохи» и важные события в жизни страны, нейтральные пейзажи, реклама.

Реклама, которой отводилось значительное место, размещалась чаще всего на обратной стороне конверта. Раньше она была не слишком разнообразной и впечатляющей. Например, это могла быть реклама иголок для граммофонов, реклама Союзопткниготорга «Книга — почтой», реклама витаминов или просто печатались названия фабрик.

Нередко оформление конвертов пластинок включало практические и полезные советы. Например, на конвертах можно было встретить такую надпись: «Граждане, Ташкентский завод Грампластинок розничной продажи грампластинок не производит, а также не высылает грампластинки посылками».

Довольно часто на конвертах «озвучивался» существовавший в то время порядок обязательной регистрации радиоприемников: «Я зарегистрировал свой радиоприемник в день его приобретения», «Все радиоприемники и отводы от них подлежат обязательной регистрации» или «Радиоприемники и отводы должны быть зарегистрированы в городе — в 3-дневный срок со дня их приобретения, в районе — в 10-дневный срок». Основной целью этих призывов было взимание абонементной платы за пользование: «Абонементная плата за радиоприемники и отводы вносится за каждый квартал вперед».

Постоянным элементом оформления конверта были размещавшиеся на нём правила использования пластинки, а также строгие рекомендации, выполнение которых должно было привести к продлению жизни музыкальной записи: «Опускайте звукосниматель на пластинку плавно, без толчка».

Большую долю занимала пропаганда вкладов в сберегательные кассы: «Вклады в сберегательные кассы способствуют восстановлению и развитию народного хозяйства СССР», «Росгосстрах надёжно работает на благо России еще с 1921 года».

Процветала реклама товаров широкого потребления — мыла, духов: «Крем мыльный — вот лучшее средство для бритья. Спрашивайте в фирменных магазинах Главпарфюмера», «Лучшее мыло — „Крымская роза“».

С 1920-х годов в России началось производство «альбомов записей», представляющих собой конверты с пластинками, скреплённые вместе в своеобразный «альбом». Как правило, такими «альбомами» издавалась классическая музыка — симфонии, концерты, оперы, записи которых не помещались целиком на одну пластинку. «Альбомы» имели однотонные обложки тёмного цвета с подписями на лицевой стороне и на «корешке».

В конце 1930-х годов начали появляться образцы «альбомов» с яркими картинками на обложке. Картинки печатались на бумаге и приклеивались на лицевую сторону «альбома», поверх картинок можно было наклеить портрет исполнителя или ещё что-нибудь. Удобство такого оформления было в том, что дизайн этих конвертов мог использоваться неоднократно с заменой вклейки поверх рисунка.

В 1940-50-е годы постепенно разрабатываются определенные узнаваемые «формулы» и характерные стили для оформления записей разных направлений. Появились конверты стандартные (нейтральные) и фирменные. Так, фотографии известных отечественных и иностранных исполнителей преобладали на обложках записей классической музыки. Записи афро-американских музыкантов чаще оформлялись геометрическим, абстрактным изображением с преобладанием тёмно-бордового, жёлтого или коричневого цветов.

Конверты пластинок — одна из интереснейших тем искусства оформления этого необычного произведения печати. Коллекция конвертов пластинок из фонда РГБ имеет культурно-историческое значение. Она интересна исследователям книжной культуры начала ХХ века и первых лет советской власти, музыкантам-исследователям и исполнителям, коллекционерам, любителям музыки.

Продолжение следует! Сотрудники разных отделов библиотеки — экскурсоводы с многолетним стажем — готовят для вас свои рассказы!


Витрина выставки «CD-мания» в отделе нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки. Фото: Мария Говтвань, РГБ


Цикл «Экскурсоводы Ленинки рассказывают»

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие