Лекция «Новелла четвёртая: Сравнение» в рамках фестиваля искусств «Лето внутри» прошла 4 июля в Музее книги. Даниил Огнев из Центра восточной литературы и София Харитонова из Музея книги познакомили слушателей с необычными материалами и формами книг, сопроводив рассказ диковинками из своих фондов.

Фото: Мария Говтвань, РГБ
Специалисты разделили свой рассказ на четыре части, каждую из которых иллюстрировали книгами из своих фондов: материал и форма книги, материал и характер письменности, иллюстрирование, переплёт.
При таком разнообразии примеров особенно наглядно проявились закономерности, характерные для развития письменной культуры в целом. В первую очередь, зависимость формы книги и даже способа письма от материала, из которого она сделана.
Даниил Огнев продемонстрировал китайскую книгу на бамбуковых дощечках, текст на которой расположен сверху вниз, и бумажную книгу, в которой этот принцип продолжен уже согласно традиции. София Харитонова показала гостям самый распространённый в Европе и Малой Азии материал для письма — пергамен, и они познакомились с ним в том числе тактильно, на демонстрационных образцах.
Даниил Огнев, София Харитонова, Ксения Филатова
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Образец книги на деревянных планках — трактат Сунь-Цзы «Искусство войны»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Трактат Сунь-Цзы «Искусство войны»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Тайное учение Манджушри. Монголия, XIX век
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Тайное учение Манджушри. Бумага сделана из вторсырья — китайских упаковок чая (обёрток и реклам), поэтому на бумаге проступают иероглифы
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Тайное учение Манджушри
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Детская книга, напечатанная на ткани
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Детская книга, напечатанная на ткани
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Детская книга, напечатанная на ткани
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Детская книга, напечатанная на ткани
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Традиционный китайский способ прошивной брошюровки. Организация текста такая же, как в книгах на деревянных планках: сверху вниз, справа налево
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Традиционный китайский способ прошивной брошюровки
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Традиционный китайский способ прошивной брошюровки
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Традиционный китайский способ прошивной брошюровки
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Затем поговорили о способах переплёта и других вариантах сохранения написанного текста. Интересно было сравнить европейский переплёт и восточный, с клапанами. А образцы традиционной китайской брошюровки нашлись и в ЦВЛ, и в фонде Музея книги.
Конечно же, речь зашла и об иллюстрировании текстов. Даниил Огнев удивил гостей арабским персидским сборником сказок, в котором, несмотря на религиозный запрет на изображение людей, много сюжетных иллюстраций в технике ксилографии. София Харитонова принесла на встречу уникальные образцы из коллекции «Книга художника». Эти экземпляры создавались художниками как творческие проекты, форма книги выбиралась ими как способ воплощения художественного замысла.
Даниил Огнев и София Харитонова с книгой художника Инны Гринчель (Рассохиной) «Велимир Хлебников. Из войска песен»* на бумаге ручного производства
* На обложке книги — «Велемир», как в некоторых прижизненных изданиях
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Велимир Хлебников. Из войска песен. Художник — Инна Гринчель (Рассохина)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Велимир Хлебников. Из войска песен. Художник — Инна Гринчель (Рассохина)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Велимир Хлебников. Из войска песен. Художник — Инна Гринчель (Рассохина)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Велимир Хлебников. Из войска песен. Художник — Инна Гринчель (Рассохина)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Даниил Огнев и София Харитонова сравнивают восточный и европейский переплёты с клапаном
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Даниил Огнев и София Харитонова сравнивают восточный и европейский переплёты с клапаном
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Даниил Огнев и София Харитонова сравнивают восточный и европейский переплёты с клапаном
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Пир Петра Первого», изданное отдельной книгой. Издание сброшюровано в восточной технике
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Даниил Огнев и София Харитонова демонстрируют книгу на китайском языке в форме гармоники — буддийский канон «Да минь сань цзан» (1735—1737)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Персидская сказка «Малек Джамшид». Иран, конец XIX века
Фото: Мария Говтвань, РГБ
София Харитонова c образцом пергамена. Посетители лекции могли подержать его в руках и самостоятельно ощутить разницу между двумя сторонами
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Книга художника Эмиля Гузаирова «Запретный сонник Агафона» (Москва, 2007)
Из коллекции Музея книги
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Книга художника Эмиля Гузаирова «Запретный сонник Агафона»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Книга художника Эмиля Гузаирова «Запретный сонник Агафона»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Книга художника Эмиля Гузаирова «Запретный сонник Агафона»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Камерная атмосфера экспозиции Музея располагала к общению: гости задавали вопросы о книгах и делали много фотографий.