27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.

27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.
Спросите библиотекаря

Лекционно-дискуссионный диптих Константина Райкина «Мольер & Островский». Встреча вторая. Островский

25 февраля 2022 года

22 февраля в Российской государственной библиотеке прошла вторая встреча с Константином Райкиным, актёром театра и кино, режиссёром, художественным руководителем Российского государственного театра «Сатирикон». Темой обсуждения в рамках лекционного диптиха «Мольер & Островский» стала современная интерпретация пьес Островского в постановках театра.


Фото: Александр Иванишин

В отделе рукописей РГБ хранится фонд Александра Николаевича Островского (1823—1886), драматурга, реформатора русского театра. В конце 1880-х годов вдова писателя Мария Васильевна передала в Румянцевский музей оставшиеся после смерти мужа черновые рукописи 32-х драматических сочинений. Несколько пьес в виде отрывков, другие же — в нескольких редакциях. В 1896 году в отделение рукописей поступило ещё 15 произведений Островского от его знакомого, чиновника дворцовой конторы Николая Ираклиевича Шаповалова. Многие автографы пьес отличаются от изданных сочинений и представляют в основном их первоначальную редакцию. Но в этих работах ясно виден процесс творчества писателя.

На выставке в Голубом зале, подготовленной к лекционному диптиху, представлены: черновой автограф пьесы «Гроза» (1859) и её первое издание (1860), на которое публицист Николай Александрович Добролюбов написал известную статью «Луч света в тёмном царстве»; рукописи пьес «Доходное место» (1856), «Бесприданница» (1874—1878), «Волки и овцы» (1875), «Без вины виноватые» (1883). Из собрания отдела редких книг поступило интересное издание пьесы «Воевода» (1890), проиллюстрированное «восемью фототипиями, изображающими главнейшие сцены пьесы в постановке её на сцене Императорского московского Малого театра».

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Тетради, хранящиеся в РГБ, наглядно показывают, как строго Островский относился к самому себе, как тщательно прорабатывал каждую фразу, каждое слово. В письме к Николаю Алексеевичу Некрасову (1874) он писал: «У меня очень много идёт времени на обдумывание и отделку. Я не выпускаю нового произведения до тех пор, пока не уверюсь, что употребил на него все силы, какие у меня есть». Листая рукописи Островского, Константин Райкин делился своими впечатлениями:

Я никогда раньше не видел почерка Островского. Эти рукописи имеют энергию, энергию гения. Боже, как это написано! Сколько здесь божественной мазни! С одной стороны, он так аккуратно пишет, перо прямо ювелирное, а с другой — всё равно делает какие-то исправления, зачёркивает что-то, вставляет.

Константин Райкин

С Островского начинается русский театр в его современном понимании, он разработал театральную школу и целостную концепцию игры на сцене: «Александр Николаевич всё своё мироощущение выражал через театр. Из драматургов, писавших на русском языке, он знал законы театра, как никто другой. Просто диву даёшься, до какой степени он знает театральные способы воздействия на публику. Его пьесы наполнены страстями, коллизиями, в них замечательно выстроены сюжеты, интереснейшие, острейшие столкновения характеров, взглядов, позиций. Островский — обязательный автор, через которого методом полного погружения у меня проходят все студенты, будущие актёры».

  • Спектакль «Шутники». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Шутники». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Шутники». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Шутники». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Бесприданница». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Бесприданница». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Бальзаминов». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Бальзаминов». Фото: театр «Сатирикон»
 

Всего драматургом написано 48 пьес. В «Сатириконе» в разные годы было поставлено семь спектаклей по пьесам Островского. В текущем сатириконовском репертуаре два спектакля: пьеса «Бесприданница» в постановке Елены Бутенко-Райкиной и комедия «Шутники» в постановке Евгения Марчелли, в которой Райкин играет чиновника Оброшенова.

Пьеса «Доходное место» была поставлена в «Сатириконе» дважды: в 2003 году и в другом составе возобновлена в 2009 году. Это было первое режиссёрское прикосновение Райкина к драматургии Островского. «„Доходное место“ — одна из его самых великих пьес, и совершенно невероятно, что она написана так давно, — восхищается Константин Аркадьевич. — До такой степени точно попадание в наше время, что ощущение, будто кто-то просто шутит, назвавшись Островским. Одна из его острейших пьес! Этот великий автор написал на несколько сот лет вперёд про всю психологию городской, чиновничьей и властной жизни, попав в суть человеческой природы, в суть природы общественных, социальных отношений».

  • Спектакль «Доходное место». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Доходное место». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Доходное место». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Не всё коту масленица». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Не всё коту масленица». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Страна любви». Фото: театр «Сатирикон»
  • Спектакль «Деньги». Фото: театр «Сатирикон»
 

Во время встречи в Российской государственной библиотеке гости увидели на большом экране фрагменты купеческой комедии «Не всё коту масленица», главную роль в которой сыграл Константин Райкин; отрывки из драмы-игры «Страна любви» по пьесе «Снегурочка», фрагменты криминальной сказки «Деньги» по пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и отрывки из комедии «Доходное место» в постановках Райкина.

В завершение вечера Константин Аркадьевич поделился своими размышлениями о «Грозе» Островского, постановкой которой занимается в настоящий момент: «Кажется, что „Гроза“ — это что-то изведанное. А вот как эту невероятную историю рассказать так, чтобы она стала живой? Как сделать, чтобы это гениальное, но затрактованное, замусоленное произведение опять тронуло зрителя, чтобы это была история не из старинной жизни, а история про нас, про сегодняшнюю жизнь? Мне кажется, это совершенно современная пьеса, попадающая в настроение, в атмосферу нашего времени. И ведь место действия её не столичный город, а небольшой волжский городок. Так почему она вызывает так много ассоциаций у современного столичного человека? А потому что эта пьеса о свободе и несвободе. О свободе от предрассудков, укладов, привычек и о невозможности выйти за рамки положенного, общепринятого. Пьеса о мещанстве, об утлости сознания, о тяжести дыхания в таком окружении и о желании вырваться из этого душного уклада жизни».

  • Фото: Александр Иванишин
  • Фото: Александр Иванишин
  • Фото: Александр Иванишин
  • Фото: Александр Иванишин
 

Пьесы Островского не теряют своей актуальности и вот уже на протяжении 170 лет входят в репертуар русских театров. В 2023 году наша страна будет праздновать 200 лет со дня рождения великого русского драматурга. Выставка в Голубом зале — это лишь небольшой анонс, знакомящий с наследием писателя, которое хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки.

 

Благодарим всех, кто принимал участие в подготовке и организации встреч с Константином Райкиным как со стороны театра «Сатирикон», так и со стороны Российской государственной библиотеки. Последний год принёс нам несколько интересных совместных проектов: прошлой зимой актёры театра прочитали свои любимые стихи в пространствах библиотеки; осенью 2021 года мы вместе отпраздновали юбилей Достоевского, проведя в Доме Пашкова интеллектуальную квиз-игру «Достоевский. 200 лет сомнений», по завершении которой актёры прочитали отрывки из произведений писателя; и вот только что закончился лекционный диптих Константина Райкина «Мольер & Островский». Надеемся на плодотворное творческое сотрудничество в будущем!

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Оцифрованные книги и рукописи

  • А. Н. Островский. Гроза. Драма в 5 действиях. Черновой автограф. 1859. — Открыть в НЭБ
  • А. Н. Островский. Бесприданница. Рукопись, черновой автограф. 1874—1878.  — Открыть в НЭБ
  • А. Н. Островский. Воевода (Сон на Волге). Сцены из народной жизни XVII века, в 5 действиях с прологом. Москва, 1890.  — Открыть в НЭБ
  • П. В. Безобразов. Рукописи А. Н. Островского // Исторический вестник. Т. 39, № 2 (февраль). СПб., 1890.  — Открыть в НЭБ
  • Памяти А. Н. Островского. Сборник статей об Островском и неизданные труды его. К столетию со дня рождения, 1823—1923. Петроград, 1923.  — Открыть в НЭБ
  • Островский. 13 апреля 1823 — 31 марта 1923. К столетию со дня рождения. Юбилейный сборник. Москва, 1923. — Открыть в НЭБ
  • А. Н. Островский. Новые материалы, письма и статьи // Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Труды. Сб. 4. Москва, 1939.  — Открыть в НЭБ
Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие