Новые поступления в музыкальный отдел


В фонд отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ входят ноты, звукозаписи на разных носителях, книги по музыке и музыкальная периодика. Специалисты отдела рассказывают о наиболее интересных новых поступлениях.

 

 

Музыкальный альбом императрицы [Звукозапись] : немецкие композиторы в России / исполн. Ансамбль «Солисты барокко». — Москва: ООО «Студия классической музыки», 2016. — 1 CD+1 бр. (15 с. : портр.).

 

Московский ансамбль «Солисты барокко» (художественный руководитель А. Спиридонов) — один из немногих российских коллективов, исполняющих приоритетно музыку XVII—XIX вв. в исторически достоверном стиле. Среди исполнителей С. Маркина (сопрано), Я. Иванилова (сопрано), М. Крушевская (арфа), М. Никешичев (фортепиано), И. Спиридонов (скрипка), М. Спиридонова (скрипка, альт), А. Федотова (альт), А. Спиридонов (виолончель), Д. Голубев (гобой), О. Бойко (гитара), Ф. Строганов (клавесин).
Данное издание посвящено исследованию истории культурного взаимодействия России и Германии. Записанные произведения демонстрируют музыкальные предпочтения двух российских императриц — супруги императора Павла I, вюртембергской княгини Софии-Доротеи-Августы-Луизы, принявшей в России имя Марии Федоровны, и супруги великого князя Александра Павловича, Елизаветы Алексеевны, урожденной баденской принцессы Луизы-Марии-Августы. В приложенной брошюре приводятся сведения о той уникальной творческой атмосфере, которая сложилась при дворах обеих российских императриц благодаря их таланту к музыке, искусству.
На диске записаны кантата «Александр и Елизавета» И. В. Гесслера (1747—1822), Вариации на тему русской народной песни «Белолица, круглолица» И. Г. В. Пальшау (1742—1813), «Пять песен, посвящение императрице Елизавете Алексеевне» К. М. фон Вебера (178—1826), «Трио-соната» Даниэля Штейбельта (1764—1823). Все эти композиторы так или иначе были связаны с Россией, некоторые из них, приехав с гастролями в Россию на время, остались здесь навсегда. Кроме немецких композиторов, на диске записаны сочинения Д. Бортнянского (1751—1825) и Ф. Антонолини (1774—1824).

Шифр издания

Фн КД/3184


 

Макиевский, Станислав Александрович
Школа постановки рук барабанщика [Ноты] : учебно-методическое пособие: [для любого возраста] / Станислав Макиевский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Маска, 2018, cop. 2011, cop. 2005. — 98 c. : ил. — С предисл. от авт. и метод. рекомендациями.

 

Специальность барабанщика — одна из тех, где залогом успеха в формировании правильного звукоизвлечения выступают максимальные знания специфики взаимодействия всех двигательных функций рук и ног музыканта и умелое применение этих знаний на практике. Данное методическое пособие, выдержавшее несколько переизданий, оказалось очень востребованным, так как детально и в доступной форме помогает разобраться в природных принципах двигательной системы человека, отвечает на такие сложные вопросы, как анатомическое строение рук, строение кисти руки и т. д. Отдельно автор рассматривает особенности физиологии леворукости человека, считая это явление не каким-то аномальным, а вполне природным и естественным. Значительное место отведено знакомству с техническими характеристиками барабана, палочек, тренажёров. Подробно изложен авторский метод обучения основным принципам постановки и развития двигательного аппарата рук. Материал сопровождается большим количеством иллюстраций, образцами ритмических формул, этюдами, а также специальным словариком с аббревиатурой СОВА (СОВеты Автора), где приводятся комментарии, примечания, советы, расшифровка терминов и другое.

Шифр издания

МЗ т-29/84


 

Ванхаль, Иоганн Баптист
Концерт для двух фаготов и струнного оркестра [Ноты] = Concerto in F major 2 Bassoons and Orchestra: учебно-методическое пособие: для студентов и преподавателей высших и средних специальных заведений / И. Б. Ванхаль; переложение Ю. И. Скворцова; Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Саратовской области, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова. — Партитура, партии. — Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2018. — 1 партит. (47 с.), 7 парт. (49 с. разд. паг.). — Тит. л. и обл. рус. Сведения перед нот. текстом рус., англ.

 

История жизни и творчества известного чешского композитора Иоганна Баптиста Ванхаля (Jan Křtitel Vaňhal, 1739–1813) связана с ведущими европейскими странами, где бурно развивалась музыкальная культура — Франция, Австрия, Италия, Германия. Он совершенствовался как исполнитель и учился композиции под руководством композитора и музыкального педагога К.Д. фон Диттерсдорфа. Современники отмечали его привлекательные личные качества: он был человеком красивым, скромным, честным, глубоко религиозным и одновременно с прагматичным и независимым духом. У И. Ванхайля большой список камерных сочинений, среди которых Концерт Фа мажор занимает ведущее место. Предлагаемая редакция была выполнена профессором, заведующим кафедрой оркестровых духовых и ударных инструментов Саратовской государственной консерватории Юрием Ивановичем Скворцовым.

Шифр издания

МЗ т-29/80


 

Красноскулов, Владимир Феодосиевич
Музыкальный слух: от простого к сложному [Ноты] : практические задания по сольфеджио, гармонии и теории музыки: учебное пособие: для продвинутых учащихся средних и старших классов ССМШ, ДМШ и ДШИ, для студентов музыкальных колледжей и вузов / В. Краснокулов, А. Колотиенко, Н. Шпак; Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. — Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2018. — 135 с. — С предисл., метод. рекомендациями и подстроч. примеч. — Библиогр.: с. 154–157.

 

Предлагаемое издание представляет серьезное учебно-методическое пособие, основанное на практике преподавателей музыкально-теоретических дисциплин Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, и предназначенное для учащихся всех ступеней музыкального образования — ДМШ, колледжи, консерватории. Основная идея сборника заключена в том, чтобы представить разнообразные практические задания, ориентируемые на совершенствование слуховой подготовки учащихся/студентов, на воспитание активного слуха, на развитие аналитической музыкальной памяти, влияющей на развитие исполнительского слуха. В пособии подробно изложены рекомендации по проведению уроков и экзаменов; отдельное внимание обращается на различные виды устных и письменных заданий по сольфеджио, гармонии, элементарной теории музыки.
Структура сборника состоит из двух больших разделов — Письменные задания, Устные задания. Внутри каждого — деление по специальностям (музыковедение, композиция, специальное фортепиано и т. д.). Приведен также большой список литературы и список нотных изданий для практических занятий.

Шифр издания

МЗ т-29/81


 

Одрина, Александра Анатольевна
13 песен [Ноты] : для детского хора в сопровождении фортепиано / Александра Одрина; на стихи Юнны Мориц; вступ. ст. «Феи радости из мира детства» хормейстера Степанниковой Р. А. — Пенза, 2018. — 75 с. : цв. портр.

 

Писать музыку для детей сложно, потому что мир детства — особый, в котором нет и не должно быть серых и грустных или скучных и неинтересных будней. Сборник А. Одриной радует своим светом, мажорным ладом, незатейливостью и непосредственностью. Во многом этому способствуют и стихи Юнны Мориц, написавшей немало замечательных стихотворений для маленьких читателей: «Хохотальная путаница», «Веселый чайник», «Малиновая кошка» и другие.
Песни, написанные для детского хора, удобны по тесситуре, разнообразны в ритмическом отношении, интересны по гармонии. Исполнение некоторых из них можно дополнить игровыми моментами, шумовыми эффектами (хлопки) и ударными инструментами (бубенцы, трещотки, свисток). Разные песни «по возрасту» исполнителей одинаково привлекательны и симпатичны.

Шифр издания

МЗ 45/969


 

Боттезини, Джованни
Болеро [Ноты] = Bolero: для контрабаса и фортепиано: для студентов музыкальных вузов и концертных исполнителей / Джованни Боттезини; редакция Александра Михно. — [Клавир], партия. — Москва: Перо, 2018. — 22 с. (клавир), 8 с. (парт.) : портр.

 

Имя итальянского виртуоза Дж. Боттезини (Giovanni Bottesini, 1821—1889) хорошо известно среди исполнителей на контрабасе. Он был блестящим солистом, прекрасным композитором и дирижером, видным музыкальным деятелем. Современники ставили его в один ряд с Н. Паганини, Ф. Листом. Дж. Боттезини своим искусством доказал, что контрабас может составить конкуренцию другим инструментам на концертной эстраде. Композитор написал большое количество пьес для любимого инструмента, которые с успехом исполняются музыкантами разных стран. Данная публикация известного «Болеро» выполнена на основе авторской партитуры, хранящейся в библиотеке Пармской консерватории. Редакция нотного текста и комментарии принадлежат Александру Васильевичу Михно, известному российскому контрабасисту и педагогу, исследователю жизни и творчества великого музыканта, автору монографии о Дж. Боттезини. Издание предназначено для исполнителей и студентов музыкальных вузов.

Шифр издания

МЗ 45/965


С этими и другими изданиями фонда можно познакомиться в читальном зале нотных изданий и звукозаписей. Издания с шифром «FB» также можно заказать в один из читальных залов отдела библиотечно-информационного обслуживания.