До 31 мая 2020 года РГБ переносит все массовые мероприятия, а также временно ограничивает обслуживание читателей. Подробнее...
Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

На войне как на войне

04 мая 2020 года

Ленинка, как и все, участвует в праздновании 75-летия великой Победы. Отдел изоизданий Российской государственной библиотеки готовит выставку для Розового зала. В ходе подготовки к проекту были оцифрованы работы военных корреспондентов из фондов РГБ. Среди них — фотографии Сергея Струнникова, который работал в газете «Правда» практически с начала войны и погиб под Полтавой летом 1944 года. Ему было 36 лет.


Сергей Струнников в вагоне кинопоезда имени К. Е. Ворошилова. 1934 год

Сергей Николаевич Струнников родился в 1907 году в Херсоне в семье художника. Учился в Москве на операторском отделении Государственного кинотехникума и одновременно работал осветителем на студии «Межрабпомфильм». После окончания учебы хорошо проявил себя в съемочной группе Всеволода Илларионовича Пудовкина. С 19 лет его работы начинают публиковать в прессе. В 1940 году в Центральном доме журналиста состоялась выставка «Фото С. Струнникова 1930—1940 гг».

В августе 1941 года начал работать как военный корреспондент в газете «Правда». Чаще всего сотрудничал с пишущим корреспондентом Петром Лидовым. В 1942 году 57 работ Струнникова были представлены на выставке «Москва военная» в Центральном доме Красной армии. В том же году фотограф был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги». Погиб Сергей Струнников в ночь с 22 на 23 июня 1944 года от авиационной бомбы на военном аэродроме под Полтавой. Эта бомба унесла и жизнь его друга и коллеги Петра Лидова.

Международную известность Сергей Струнников приобрел благодаря посмертным снимкам Зои Космодемьянской, опубликованным 27 января 1942 года в газете «Правда». Снимок впервые появился в газете «Правда» на второй полосе с другим снимком Струнникова на первой полосе. На примере этого номера, кстати говоря, очень хорошо видна задача военных фотографов — поддерживать боевой дух тем, кто на фронте, и — веру в победу тем, кто в тылу.


Газета «Правда», 27 января 1942 года.
Слева: Красная площадь. «Доблестные защитники отечества направляются на фронт». Фото С. Струнникова. Источник: Электронекрасовка
Справа: Труп комсомолки-партизанки Татьяны [Зоя Космодемьянская], зверски замученной и повешеной гитлеровскими бандитами в деревне Петрищево, Верейского района, Московской области. Фото С. Струнникова. Источник: Электронекрасовка

До нас дошли не только фотографии, но и дневники и письма фотографа.

После перенесенного сыпного тифа из подмосковного санатория «Архангельское» Сергей Струнников пишет другу-корреспонденту «Правды» Петру Лидову: «14 марта 1942 г. Судьба и обстоятельства перебросили меня в санаторий, где я ремонтирую свое здоровье, чтобы вновь вместе с Вами (это мое желание) создавать ценные вещи нашей эпохи для потомков, для истории, отойти от стандарта и брать самую соль жизни, самое острое, самое необходимое».

Сергей Струнников говорил про свою работу: «Фотография — это документ… И если я заставлю людей позировать мне, играть ради снимка, то займусь не чем иным, как подделкой документов».


Фотографии Сергея Струнникова из фондов РГБ

Из записей в дневнике Струнникова, датированных весной 1944 года: «Мы в двух километрах от противника. Целый день над нами летают „мессеры“. Работают артиллерия, миномёты. Снимаю всё, что может отразить войну. <...> Вечером наша тройка (Л. С. Соболев, И. И. Золин и я) заходим к дежурному. Неожиданно он нам сообщает, что Калашников убит... Не могу себе представить: только вчера утром мы все брели вместе и ночевали в одной комнате. Только вчера утром я снимал его. Оказалось, это было в последний раз... ...Никто не гарантирует, будем мы завтра живы или нет. Мы находимся в самом огне борьбы за Севастополь. Под этим городом почти уже накануне самой победы погиб наш верный товарищ большевик Миша Калашников, самый отзывчивый из среды репортеров, которых я знаю. Он честно отдавал все свои силы газете».

 

 

Вскоре после этой записи Струнников погиб на военном аэродроме под Полтавой. Его коллега Лазарь Бронтман, редактор газеты «Правда» так писал об этом 25 июня в своем дневнике:

«Эти дни в редакции траур. Днем 22-го получили телеграмму: „В ночь с 21 на 22 июня на месте командировки бомбой убиты ваши корреспонденты Лидов и Струнников, и корреспондент „Известий“ Кузнецов. Похороны устраиваются на месте. Прошу сообщить Ровинскому. Полковник Денисов“. Утром 22-го они вылетели на базу „летающих крепостей“, а ночью были убиты. Страшно. Меня эта весть поразила почему-то больше, чем известие о гибели Калашникова. Еле сдерживал слезы. Как раз накануне вечером оба были у меня. Струнников показывал снимки приема в особняке НКИД. Молотов, Микоян, Вышинский, Лозовский — прямо живые, свежо и непосредственно. Написал я вчера некролог о нем. Теплый, как мог».

 

 

 

В фондах РГБ есть альбомы с работами Сергея Струнникова — всего более тысячи фотографий. Мы показываем только некоторые из них. Сегодня это документы времени, которые интересно смотреть не только сами по себе, но и в контексте полос газеты, для которой они были сделаны.

Его фотографии очень часто публиковались на первых полосах в газете «Правда». Струнников — автор кадров, вселяющих надежду и уверенность, кадров, перевернувших визуальные нормы и способ видеть мир.

 


Фотография Сергея Струнникова из фондов РГБ

Во время посещения данного сайта, Российская государственная библиотека может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.