Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Наш Пушкин

10 февраля 2021 года

10 февраля 1837 года не стало Александра Сергеевича Пушкина. В России в этот день вспоминают великого поэта. Об архивах Пушкина в рамках проекта «Музей истории библиотеки» рассказывает главный специалист сектора истории библиотеки Ольга Соломина.


Последний прижизненный портрет Пушкина, работа художника Н. Л. Линёва, 1836—1837 год. Фотохромолитография. Съёмка 1935 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

С именем Александра Сергеевича Пушкина был тесно связаны Московский публичный и Румянцевский музеи, в которых долгое время хранился его архив. Архив создавался по двум направлениям — выявление документов поэта в архивах и коллекциях его современников, друзей и родственников, а также передача музею архива, хранившегося в семье Пушкина. С собраниями Вукола Ундольского, Сергея Полторацкого, Михаила Жихарева, Михаила Погодина в музей поступили письма поэта, автографы стихотворений «Не пой, волшебница, при мне…» и «Цветы последние милей…», статей, записи народных песен «Как у нас было на улице…» и «Не белинька берёзанька к земле клонится…». Единичные поступления документов поэта продолжались до 1935 года.


Портрет Пушкина с работы Т. Райта 1837 года. Фото Фишера, Москва, Кузнецкий Мост. 1899 год

Передача архива, хранившегося в семье поэта, началась в 1880 году. В Москве был торжественно открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину. К этим дням было приурочено открытие Пушкинской выставки, организованной Обществом любителей российской словесности. Выставка открылась 5 июня и разместилась в двух залах Дворянского собрания (ныне Дом Союзов): были «в особых витринах выставлены рукописи, черновые наброски стихотворений, рисунки пером». Автографы Пушкина предоставил на выставку сын поэта — Александр Александрович. В РГБ хранятся два издания о выставке. Одно из них —  «Альбом Московской Пушкинской выставки 1880 года. Издание Общества любителей российской словесности под редакцией действительного члена Льва Поливанова», напечатанный в 1882 году (переиздан в 1887 году). Экземпляр 1882 года ранее принадлежал меценату и собирателю Кузьме Терентьевичу Солдатёнкову, о чём есть отметка на форзаце: «Из библ. К. Т. Солдатёнкова». Сохранился также отчёт о выставке в приложении к журналу «Народная школа» № 9 1880 года издания, составленный Александром Петровичем Пятковским, под названием «Пушкинский праздник в Москве». На форзаце дарственная надпись: «Князю Павлу Петровичу Вяземскому от... автора. 18.12.1880». Возможно, эта книга происходит из библиотеки Вяземских в Остафьево.


Памятник Пушкина работы скульптора А. М. Опекушина. Съёмка 1899 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

Ещё до открытия памятника и выставки, 9 мая 1880 года старший сын поэта Александр Александрович Пушкин сообщил музею о своём желании: «В ознаменовании торжественного дня открытия в г. Москве памятника отцу моему Александру Сергеевичу Пушкину, предполагая передать в общественную собственность сохранившиеся у меня подлинные рукописи его сочинений, я избрал местом хранения их на вечные времена находящийся под вашим управлением Московский публичный музей, куда эти рукописи и будут доставлены из Общества любителей российской словесности». Передача автографов проходила через Петра Ивановича Бартенева в 1880—1903 годах. Кроме автографов основных произведений, были переданы 89 писем к Пушкину, 64 письма поэта к его жене, о которых было оговорено, что они «в течение 50 лет в чтение никому выдаваемы не будут».

В 1899 году музей принял участие в юбилейной Пушкинской выставке. В Москве были организованы две выставки: одна — Обществом любителей российской словесности, она проходила в залах Исторического музея с 29 мая по 13 июня, поставив перед собой задачу дать изображения «самого Пушкина».


Альбом Московской Пушкинской выставки 1880 года. Издание Общества любителей российской словесности под редакцией действительного члена Льва Поливанова. Москва, 1882. На форзаце помета: «Из библ. К. Т. Солдатёнкова». РГБ

Другую Пушкинскую выставку проводил Музей в Пашковом доме в залах картинной галереи с 12 по 25 мая 1899 года. Комиссией по устройству Пушкинской выставки было принято решение: «Посетители допускаются на выставку бесплатно. Устроить выставку в Ивановском зале и в соседнем с ним, заградив вход в следующие залы щитами. Принять меры предосторожности для охранения экспонатов. При выборе рукописных тетрадей для выставки руководиться степенью известности произведения и количеством поправок, заключающихся в рукописи. Из рисунков выставлять как можно более оригинальных; ввиду того, что не все оригиналы могут быть выставлены, часть их представить в фотографических снимках». Сыну поэта Александру Александровичу Пушкину было послано приглашение посетить выставку, тогда же он был избран почётным членом Московского публичного и Румянцевского музеев. Был выпущен «Указатель к Пушкинской выставке 1899 года Московского публичного музея». Выставка состояла из двух разделов: в первом были помещены рукописи и рисунки поэта, во втором — печатные издания.


Московский публичный и Румянцевский музеи. Пушкинская выставка. Указатель. Москва, 1899. РГБ

К 1917 году в Музее в архиве поэта хранились все его рабочие тетради, множество тетрадок, листов и листков с его записями и рисунками, переписка с родными и друзьями, его стихотворные и прозаические работы, больше всего в черновиках, а некоторые переписанные поэтом. Здесь же находились автографы поэм «Евгений Онегин», «Борис Годунов», прозаических произведений «Повести Белкина», «История Пугачёва», лирических стихотворений и другие документы.

После расформирования музея в 1922—1924 годах в составе библиотеки остался отдел рукописей, который продолжал собирать и обрабатывать архивные документы, в том числе и документы Пушкина.


Письменный стол с рукописями Пушкина. Съёмка 1935 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

В июле 1919 года от внука Александра Сергеевича, Григория, поступил дневник деда за 1834—1835 годы. Дневник был приобретён за 40 000 рублей «керенками», поскольку, как писал Григорий, «это последнее средство к жизни моей семьи». Последние годы жизни внук Пушкина Григорий Александрович работал в библиотеке в отделе рукописей библиотекарем 1-го разряда.

Вместе с другими архивами продолжали поступать и автографы Пушкина. К 1937 году объём архива Пушкина достиг более 8800 страниц, став наиболее полным собранием пушкинских документов. За время хранения пушкинского архива в библиотеке его активно использовали специалисты и не только. Сохранились письма видных пушкинистов — Бориса Модзалевского, Павла Щеголева, Татьяны Цявловской с просьбой о предоставлении и копировании рукописей. В 1936 году Татьяна Цявловская беспокоится, что «рукописи Пушкина кажутся мне слишком легко доступны для учащейся молодёжи. Учиться на рукописях — непозволительная роскошь. Для этого существуют фотокопии. М[ожет] б[ыть,] следовало бы завести умывальник, для мытья рук непосредственно перед обращением к рукописи». Архив поэта хранился в шкафчике, который, по музейному преданию, поступил из имения Лопасня, принадлежавшего Александру Александровичу Пушкину, вместе с документами.


Портрет Пушкина работы Е. Е. Вивьена. 1826 год. Съёмка 1899 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

В отделе стали собирать и мемориальные вещи поэта. Так, из Симонова монастыря 21 июля 1930 года был получен перстень Веневитинова. После ликвидации литературного музея в Остафьево, в котором хранились мемориальные вещи Пушкина, Карамзина, Вяземского, часть этих реликвий была перевезена в библиотеку, а остафьевская библиотека поступила в основной фонд Ленинки. Тогда же из Остафьево в отдел рукописей попадает мебель из Карамзинского кабинета: письменный стол Пушкина, его витрина для книг, чугунный бюст Пушкина с подставкой, витрина с жилетом Пушкина, восковой свечой и белой лайковой перчаткой, рисунок с местом дуэли Пушкина, картины Козлова и Дмитриева, изображающие поэта, кресло, вышитое Натальей Николаевной Пушкиной.


Трость А. С. Пушкина. Камышовая тросточка, с головкой, шнурком и кистями. В головку трости Пушкин врезал пуговицу с мундира своего деда Ганнибала. Съёмка 1935 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского; Белая лайковая перчатка с левой руки А. С. Пушкина. В этих перчатках Пушкин был на последней дуэли. Съёмка 1935 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского; Жилет А. С. Пушкина. В этом жилете поэт был на последней дуэли. Пуля прошла ниже жилета и не оставила на нём никаких следов. Съёмка 1935 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

В 1937 году страна впервые на государственном уровне отмечала 100 лет со дня смерти Пушкина. В декабре 1935 года был создан Всесоюзный Пушкинский комитет для организации и руководства мероприятиями по увековечению памяти поэта. Выставка была открыта 12 февраля 1937 года: в 17 залах второго этажа Исторического музея в Москве разместились экспонаты из Государственной библиотеки имени В. И. Ленина, Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, музеев Москвы и Ленинграда. Тогда же начались и передачи пушкинских материалов из библиотеки. В Ленинград в музей «Последняя квартира Пушкина. Мойка, 12» 31 декабря 1936 года передаются «письменный стол и жилет (в футляре) предназначаемые для экспозиции». Туда же отправляются «перчатка и свечи, связанные с памятью А. С. Пушкина». В 1937 году был издан «Краткий путеводитель по выставке, посвящённой столетию со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина». 


  • Краткий путеводитель по выставке 1937 года, РГБ

  • Краткий путеводитель по выставке 1937 года, РГБ

  • Краткий путеводитель по выставке 1937 года, РГБ

  • Краткий путеводитель по выставке 1937 года, РГБ
 

4 марта 1938 года вышло Постановление Совета народных комиссаров Союза ССР № 256 «Об организации Государственного музея А. С. Пушкина», согласно которому Всесоюзная Пушкинская выставка реорганизовалась в Государственный музей А. С. Пушкина, переданный в ведение Института мировой литературы имени А. М. Горького (ИМЛИ). В музее сосредоточились все материалы, связанные с жизнью и творчеством Пушкина: подлинные рукописи поэта, архивные дела и документы, живопись, графика, скульптура, предметы быта, редкие книги и другие материалы. Музеи, архивы, библиотеки, хранящие материалы о поэте, были обязаны сдавать их в Государственный музей А. С. Пушкина. Планировалось «предоставить музею А. С. Пушкина необходимое помещение в старом здании библиотеки им. В. И. Ленина (Пашков дом). Впредь до освобождения здания библиотекой им. В. И. Ленина, музей А. С. Пушкина оставить в помещении Государственного исторического музея».


Скульптура Пушкина работы А. И. Теребенева (1837 год, посмертно) на шкафчике с надписью: «Собственноручные рукописи Пушкина». Рядом оборот фотографии со штампом фотоателье Б. Аванцо и адресом: «Москва, Кузнецкий Мост». Съёмка 1899 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

Вплоть до 1941 года вновь созданный музей собирает материалы, а библиотека принимает в этом активное участие. Из архивов, хранящихся в отделе рукописей, изымаются пушкинские письма, документы, картины и литографии того времени. Передаются не только подлинные документы, но и их копии. В сентябре 1938 года Государственному музею А. С. Пушкина было передано 4848 негативов с автографов поэта. По описи сдали мемориальные вещи, полученные из остафьевского музея, — «статуэтку (восковую) работы Теребенева, пюпитр с бронзовым дельфином, тросточку Пушкина и ящик Вяземского с деревянными обрезками». В марте 1939 года в музей передали кресло, вышитое Натальей Николаевной Гончаровой. К 1941 году все рукописи и мемориальные вещи Пушкина из библиотеки были переданы в Государственный музей А. С. Пушкина.


Скульптура Пушкина работы скульптора А. И. Теребенева. Съёмка 1899 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского; Скульптура Пушкина работы скульптора А. И. Теребенева. Съемка 1899 года. Фотография Левицкого. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

После Великой Отечественной войны Пушкинский музей всё ещё находился в здании Исторического музея и состоял в ведении ИМЛИ. Стало понятно, что Пашков дом освободится не скоро. Строительство нового здания библиотеки закончилось только в 1960 году.

По решению Президиума Академии наук СССР, в свете подготовки к 150-летию со дня рождения Пушкина, Государственный музей А. С. Пушкина перевели из Москвы в Ленинград, все архивные фонды, принадлежавшие музею, были переданы в Институт русской литературы (Пушкинский Дом). В июне—июле 1948 года рукописи поэта и связанные с его именем архивные материалы перевезли из Москвы в Пушкинский Дом, где, соединившись с уже хранившимися в рукописном отделе автографами и документами, они образовали Пушкинский фонд.


Шкаф с рукописями Пушкина. Съемка 1935 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

До 1991 года продолжалось действие постановления СНК СССР № 256, поэтому документы Пушкина, которые поступали в отдел рукописей библиотеки после 1938 года, должны были передаваться в Пушкинский Дом. После распада СССР исчезла и необходимость выполнять постановление СНК СССР № 256. В конце 1995 года отдел рукописей приобретает альбом, бытовавший в семье Пушкиных и, по семейному преданию, подаренный Василием Андреевичем Жуковским Наталье Николаевне перед её новым замужеством. В отделе рукописей в фонде Оленина (Ф.211) хранится подписной лист на сооружение памятника Николаю Ивановичу Гнедичу, датированный апрелем 1833 года. Среди подписавшихся на пожертвование есть подпись Александра Сергеевича.


Портрет А. С. Пушкина, принадлежавший Е. А. Энгельгардту. Неустановленный автор. Внизу надпись: «А.С. Пушкин в лицее». Литография. Съемка 1899 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие