Новые поступления в РГБ с 15 по 20 октября 2018 года

Фонды Российской государственной библиотеки постоянно пополняются изданиями по различным отраслям знаний. Специалисты зала новых поступлений РГБ отобрали самые интересные на их взгляд издания, поступившие в библиотеку в октябре 2018 года.

 

 

Письма художников к Д. Д. Бурлюку. Составление и подготовка текста: Надежда Гутова, Владимир Поляков; вступительная статья и примечания Владимира Полякова. — Москва: Grundriss, 2018.

 

В книгу вошли письма коллег к художнику, поэту, мемуаристу «отцу русского футуризма» Давиду Давидовичу Бурлюку, посылавшиеся ему из разных стран в разные годы. Корреспонденция охватывает период с 1925 по 1966 год, когда Д. Бурлюк жил в США. Среди авторов такие известные художники, как К. Малевич, А. Лентулов, Б. Григорьев, С. Судейкин, Н. Гончарова, М. Ларионов, а также Рокуэлл Кент и многие другие. Большинство писем воспроизводится впервые. Книга содержит обширную вступительную статью, подробные комментарии и множество документальных иллюстраций.


 

IT-справочник следователя: монография; под редакцией С. В. Зуева. — Москва: Юрлитинформ, 2019.

 

В справочнике представлен практико-ориентированный материал, который предназначен для лиц, занимающихся расследованием преступлений и в ходе своей профессиональной деятельности осуществляющих процессуальные действия, связанные с изъятием электронных носителей информации, различного рода операциями с цифровой информацией. Авторы провели подборку нормативных актов, сформировали словарь специальных терминов, подготовили образцы некоторых процессуальных документов, предоставили методические рекомендации по расследованию компьютерных преступлений и преступлений в сфере оборота платёжных карт. Все это должно оказать несомненную помощь органам предварительного расследования.

Работа предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов (адъюнктов), студентов (курсантов) юридических вузов и факультетов, сотрудников оперативно-розыскных подразделений и служб, следователей, прокуроров, судей, а также всех тех, кто интересуется современными проблемами расследования преступлений, связанных с информационными технологиями.


 

Ботаническая иллюстрация. Мотивы & идеи: история изящных искусств для творческих личностей / Кэрол Беланже Графтон. Перевод с английского С. Бавина. — Москва: КоЛибри: Азбука-Аттикус, cop. 2018.

 

Это издание — бесценный источник идей и кладезь уникальной информации для всех ценителей прекрасного и творческих натур, стремящихся повысить свое мастерство и ощутить себя настоящими экспертами в искусстве. Книга станет полезным подспорьем и для тех, кто только изучает графику, искусство полиграфии и книжной иллюстрации и совершенствуется в области дизайна и рекламы, и для простых любителей художественно-прикладных видов деятельности, послужит мощным творческим импульсом для создания собственных шедевров. Здесь представлена редкая коллекция черно-белой и цветной ботанической иллюстрации — от иллюминированных средневековых рукописей и гравюр на дереве до недавних достижений книгопечатания. Открывают её искусно выполненные рисунки XV и XVI веков, далее следуют непревзойденные образцы из фундаментальных изданий XVII века — «Травника» Джона Джерарда, «Сада Айхштетта» Басилиуса Беслера, «Храма Флоры» Криспина ван де Паса. В более позднюю часть собрания входят работы величайшего мастера цветочной живописи Пьера-Жозефа Редуте, раскрашенные вручную литографии других известных художников, изысканные фантазии в стиле ар-нуво М. П. Вернея и Э. А. Сеги. Страницы научных трудов и изящные орнаменты в интерьере, полотна великих живописцев и роскошные витражи, собранные в этой книге, — свидетельство удивительного таланта художников, черпавших вдохновение в капризах природы. «Благодаря изобретению и развитию книгопечатания стремительно распространялись знания о мире, в том числе и о ботанике. Мало найдётся иных сфер науки, где описание объекта столь же настойчиво требовало бы иллюстрирования. Некоторые из выдающихся произведений искусства, имеющие отношение к миру ботаники… можно увидеть в нашей книге. Ботаническая иллюстрация представлена в бесчисленных изданиях, ей посвящено множество трудов. Здесь отражена лишь микроскопическая ее часть, но, по крайней мере, указаны самые значительные вехи на этом изумительном пути». (Джон Графтон)


 

Эрих Куби. Русские в Берлине: сражения за столицу Третьего рейха и оккупация 1945. Перевод с немецкого О. И. Лапиковой. — Москва: Центрполиграф, cop. 2018.

 

Эрих Куби — известный немецкий публицист, участник Второй мировой войны — анализирует военную и политическую обстановку, сложившуюся на международной арене весной 1945 года, в преддверии Битвы за Берлин, описывает процесс падения столицы Третьего рейха и последствия этих событий для Германии и всей Европы. Во время Второй мировой войны Куби служил в вермахте, воевал во Франции и на Восточном фронте. Он описывал обычную жизнь немецкого солдата в письмах, которые посылал с фронта, и в почти ежедневных дневниковых записях. Используя свой боевой опыт и колоссальный документальный материал, включая архивы и мемуарную литературу, автор представил знаковые фигуры полководцев и политических деятелей — участников событий — боевых офицеров и рядовых солдат противоборствующих сторон. В своём исследовании Куби стремился дать объективную оценку «тех последних, безумных дней» весны 1945 года.


 

Дональд Томпсон. Оранжевая собака из воздушных шаров: дутые сенсации и подлинные и шедевры: что и как на рынке современного искусства. Перевод с английского О. Якименко, А. Щениковой-Архаровой. — Санкт-Петербург: Азбука, 2018.

 

Осенью 2014 года посетители нью-йоркских торгов «Сотбис» и «Кристис» за сорок восемь часов истратили на приобретение произведений современного искусства 1 700 000 000 долларов. Некоторые лоты сразу же после покупки отправились на свободный от таможенных пошлин склад в порто-франковой зоне – разделив участь миллиона других произведений искусства, в ожидании выгодной перепродажи томящихся на подобных складах по всему миру. Одна из пяти сверкающих «Собак из воздушных шаров» Джеффа Кунса была продана на аукционе за рекордную сумму, на 50 % превысившую предыдущий рекорд цены для произведения ныне живущего художника. Картина Кристофера Вула «Апокалипсис сегодня» – четыре строчки черного текста на белом фоне – ушла с торгов за 28 000 000 долларов.

Эти и другие фантастические истории из повседневной жизни арт-рынка анализирует в своей книге «Оранжевая собака из воздушных шаров» экономист и автор бестселлера «Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы» Дон Томпсон, приоткрывая завесу тайны над тем, как определяется и меняется «цена искусства» в горячих точках современного арт-рынка от Нью-Йорка до Лондона, Сингапура и Пекина.

 


 

Леонид Самойлович Марочкин. Полеты к кометам: физическая природа комет, кометы в Солнечной системе, исторические казусы, нерешенные проблемы. — Москва: URSS: ЛЕНАНД, cop. 2018.

 

На окраинах Солнечной системы вращается гигантское облако комет. Иногда одна из них покидает облако и устремляется к Солнцу. Физика многих явлений, наблюдаемых в кометах, до сих пор непонятна, а понять её важно, так как именно кометы несут в себе информацию о тех временах, когда Солнечная система только начинала формироваться. Существует гипотеза, что кометы ответственны за происхождение жизни и могут, следовательно, иметь отношение к проблеме внеземных цивилизаций. Для ответа на эти и многие другие вопросы в разных странах мира к кометам снаряжены экспедиции космические зонды. Обо всём этом рассказано в книге. Для школьников старших классов, учителей, студентов и широкого круга читателей, интересующихся астрофизикой. Издание дополненное.


 

Александр Афанасьевич Потебня. К истории звуков русского языка. — Москва: URSS, cop. 2017.

 

Выдающийся русский филолог, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России, Александр Потебня родился в селе Гавриловка Полтавской губернии, в дворянской семье. В 1856 году окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. В 1861 году защитил магистерскую диссертацию и начал читать лекции в Харьковском университете. В 1862 году выпустил труд «Мысль и язык». В 1874 году защитил докторскую диссертацию, а в 1875 году стал профессором Харьковского университета. В 1877 году был избран членом-корреспондентом Императорской академии наук и действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Лауреат Ломоносовской премии (1877). В 1878—1890 годах — председатель Харьковского историко-филологического общества.

А. А. Потебня находился под сильным влиянием идей В. фон Гумбольдта, однако переосмыслил их в психологическом духе. Он много занимался изучением соотношения мышления и языка, в том числе в историческом аспекте, выявляя, прежде всего на русском и славянском материале, исторические изменения в мышлении народа. Занимаясь вопросами лексикологии и морфологии, он ввёл в русскую грамматическую традицию ряд терминов и понятийных противопоставлений. Он также известен своей теорией внутренней формы слова, в которой конкретизировал идеи В. фон Гумбольдта. Одним из первых в России он исследовал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, изучал украинский язык и украинский фольклор, комментировал «Слово о полку Игореве». Потебня — создатель научной школы, известной как Харьковская лингвистическая школа; к ней принадлежали Д. Н. Овсянико-Куликовский и ряд других ученых. Идеи А. А. Потебни оказали большое влияние на многих русских лингвистов второй половины XIX века и первой половины XX века.

Книга рекомендуется филологам-русистам и филологам других специальностей, историкам языка, студентам филологических факультетов высших учебных заведений, а также всем, кто интересуется историей развития русского языка.


 

Европа от Латена до Средневековья: варварский мир и рождение славянских культур: к 60-летию А. М. Обломского. — Москва: ИА РАН, 2017.

 

В сборник, посвящённый юбилею A. M. Обломского, вошли статьи публикационного и аналитического характера, имеющие широкий хронологический и территориальный охват: от эпохи Латена до раннего Средневековья и от Нижней Эльбы и Прибалтики до Средней Волги, Крыма и Подунавья. Авторы, представляющие научные центры России, Украины, Белоруссии, Польши, Сербии, Германии, рассматривают проблемы происхождения и развития ряда археологических культур Восточной и Центральной Европы, особенности их памятников и вещевого комплекса. В научный оборот вводятся новые материалы, расширяющие источниковую базу изучения культурно-исторических процессов в Европе в конце I тыс. до н. э. — 1 тыс. н. э.


 

Фредерик Барбье. Европа Гутенберга. Книга и изобретение западного модерна (ХIII—ХVIвв.). Перевод с французского И.Кушнаревой; под науч. ред. А.Марковой. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2018.

 

Важные фазы трансформации общества сопровождаются параллельными трансформациями систем общественной коммуникации — того, что мы называем медиа. Первая «медийная» революция на Западе — это изобретение Гутенбергом книгопечатания в середине XV века. Эта книга показывает, как рост потребностей в письменных документах в XII—XIII веках запускает логику изменений, кульминацией которой станет Гутенберг. XV век — «время стартапов»: капиталисты вкладываются в исследования и разработки, чтобы отладить и использовать инновационные технологии, в том числе книгопечатание. Далее описываются основные черты этой первой «медийной» революции: рост техники, организация современного литературного поля, развитие надзора и цензуры и изобретение самого процесса медиатизации. Это новое прочтение революции Гутенберга позволяет не только лучше понять ряд проблем, относящихся к культурной истории западного мира, но также проводит множество сравнений с самыми актуальными явлениями.

Фредерик Барбье — ведущий научный сотрудник Национального центра научных исследований и руководитель исследований в Практической школе высших исследований. Им были опубликованы среди прочих: «Три века книжного дела и книгопечатания», «Европа и книга», «Три книжные революции», «История медиа» и «История книги». Руководит центром исследования истории книги и является главным редактором журнала «Histoire et civilisation du livre: revue internationale».


 

Обои. Новейшая история. XX–XXI век. — Москва: Перо, 2018.

 

Эта книга — сборник тематических статей о том, как производились обои в России и СССР в ХХ веке. Как устроена отечественная обойная фабрика, кто основные производители в стране, каковы были принципы функционирования советского производства и чем они отличаются от рыночных, парк оборудования и технологии, экономические и политические взаимосвязи — авторы постарались максимально полно описать обойную промышленность времен СССР, а также чуть более раннего и более позднего периода.

Формат сборника статей позволяет открыть любую интересующую страницу согласно оглавлению и найти либо исторические вехи, либо подробности технологии, либо сведения о социалистических принципах хозяйствования, либо иллюстрации и пояснения к ним. Можно использовать книгу как сборник библиографических сведений, поскольку практически все используемые источники находятся в открытом доступе.

Старинные русские обои подробно описаны в книге И. А. Киселева «Бумажные обои в интерьерах России XVIII—XX веков», но повествование заканчивается в первом десятилетии ХХ века, притом книга эта в первую очередь о дизайне и истории интерьера. Новейшая история обоев в России и технологический аспект производства не были описаны более никем. Авторы взяли на себя смелость восполнить этот пробел.


 

Обзор книг подготовлен сотрудниками зала новых поступлений РГБ (1-й этаж, комната А-117). В этом читальном зале организован свободный, без предварительного заказа и ожидания доступ к наиболее значимым новым поступлениям научной и научно-популярной тематики. Экспозиция выставки новых поступлений РГБ включает от 400 до 800 книг и обновляется еженедельно.