Спросите библиотекаря

Новые поступления в РГБ с 15 по 20 октября 2018 года

17 октября 2018 года

Фонды Российской государственной библиотеки постоянно пополняются изданиями по различным отраслям знаний. Специалисты зала новых поступлений РГБ отобрали самые интересные на их взгляд издания, поступившие в библиотеку в октябре 2018 года.

 

 

Письма художников к Д. Д. Бурлюку. Составление и подготовка текста: Надежда Гутова, Владимир Поляков; вступительная статья и примечания Владимира Полякова. — Москва: Grundriss, 2018.

 

В книгу вошли письма коллег к художнику, поэту, мемуаристу «отцу русского футуризма» Давиду Давидовичу Бурлюку, посылавшиеся ему из разных стран в разные годы. Корреспонденция охватывает период с 1925 по 1966 год, когда Д. Бурлюк жил в США. Среди авторов такие известные художники, как К. Малевич, А. Лентулов, Б. Григорьев, С. Судейкин, Н. Гончарова, М. Ларионов, а также Рокуэлл Кент и многие другие. Большинство писем воспроизводится впервые. Книга содержит обширную вступительную статью, подробные комментарии и множество документальных иллюстраций.


 

IT-справочник следователя: монография; под редакцией С. В. Зуева. — Москва: Юрлитинформ, 2019.

 

В справочнике представлен практико-ориентированный материал, который предназначен для лиц, занимающихся расследованием преступлений и в ходе своей профессиональной деятельности осуществляющих процессуальные действия, связанные с изъятием электронных носителей информации, различного рода операциями с цифровой информацией. Авторы провели подборку нормативных актов, сформировали словарь специальных терминов, подготовили образцы некоторых процессуальных документов, предоставили методические рекомендации по расследованию компьютерных преступлений и преступлений в сфере оборота платёжных карт. Все это должно оказать несомненную помощь органам предварительного расследования.

Работа предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов (адъюнктов), студентов (курсантов) юридических вузов и факультетов, сотрудников оперативно-розыскных подразделений и служб, следователей, прокуроров, судей, а также всех тех, кто интересуется современными проблемами расследования преступлений, связанных с информационными технологиями.


 

Ботаническая иллюстрация. Мотивы & идеи: история изящных искусств для творческих личностей / Кэрол Беланже Графтон. Перевод с английского С. Бавина. — Москва: КоЛибри: Азбука-Аттикус, cop. 2018.

 

Это издание — бесценный источник идей и кладезь уникальной информации для всех ценителей прекрасного и творческих натур, стремящихся повысить свое мастерство и ощутить себя настоящими экспертами в искусстве. Книга станет полезным подспорьем и для тех, кто только изучает графику, искусство полиграфии и книжной иллюстрации и совершенствуется в области дизайна и рекламы, и для простых любителей художественно-прикладных видов деятельности, послужит мощным творческим импульсом для создания собственных шедевров. Здесь представлена редкая коллекция черно-белой и цветной ботанической иллюстрации — от иллюминированных средневековых рукописей и гравюр на дереве до недавних достижений книгопечатания. Открывают её искусно выполненные рисунки XV и XVI веков, далее следуют непревзойденные образцы из фундаментальных изданий XVII века — «Травника» Джона Джерарда, «Сада Айхштетта» Басилиуса Беслера, «Храма Флоры» Криспина ван де Паса. В более позднюю часть собрания входят работы величайшего мастера цветочной живописи Пьера-Жозефа Редуте, раскрашенные вручную литографии других известных художников, изысканные фантазии в стиле ар-нуво М. П. Вернея и Э. А. Сеги. Страницы научных трудов и изящные орнаменты в интерьере, полотна великих живописцев и роскошные витражи, собранные в этой книге, — свидетельство удивительного таланта художников, черпавших вдохновение в капризах природы. «Благодаря изобретению и развитию книгопечатания стремительно распространялись знания о мире, в том числе и о ботанике. Мало найдётся иных сфер науки, где описание объекта столь же настойчиво требовало бы иллюстрирования. Некоторые из выдающихся произведений искусства, имеющие отношение к миру ботаники… можно увидеть в нашей книге. Ботаническая иллюстрация представлена в бесчисленных изданиях, ей посвящено множество трудов. Здесь отражена лишь микроскопическая ее часть, но, по крайней мере, указаны самые значительные вехи на этом изумительном пути». (Джон Графтон)


 

Эрих Куби. Русские в Берлине: сражения за столицу Третьего рейха и оккупация 1945. Перевод с немецкого О. И. Лапиковой. — Москва: Центрполиграф, cop. 2018.

 

Эрих Куби — известный немецкий публицист, участник Второй мировой войны — анализирует военную и политическую обстановку, сложившуюся на международной арене весной 1945 года, в преддверии Битвы за Берлин, описывает процесс падения столицы Третьего рейха и последствия этих событий для Германии и всей Европы. Во время Второй мировой войны Куби служил в вермахте, воевал во Франции и на Восточном фронте. Он описывал обычную жизнь немецкого солдата в письмах, которые посылал с фронта, и в почти ежедневных дневниковых записях. Используя свой боевой опыт и колоссальный документальный материал, включая архивы и мемуарную литературу, автор представил знаковые фигуры полководцев и политических деятелей — участников событий — боевых офицеров и рядовых солдат противоборствующих сторон. В своём исследовании Куби стремился дать объективную оценку «тех последних, безумных дней» весны 1945 года.


 

Дональд Томпсон. Оранжевая собака из воздушных шаров: дутые сенсации и подлинные и шедевры: что и как на рынке современного искусства. Перевод с английского О. Якименко, А. Щениковой-Архаровой. — Санкт-Петербург: Азбука, 2018.

 

Осенью 2014 года посетители нью-йоркских торгов «Сотбис» и «Кристис» за сорок восемь часов истратили на приобретение произведений современного искусства 1 700 000 000 долларов. Некоторые лоты сразу же после покупки отправились на свободный от таможенных пошлин склад в порто-франковой зоне – разделив участь миллиона других произведений искусства, в ожидании выгодной перепродажи томящихся на подобных складах по всему миру. Одна из пяти сверкающих «Собак из воздушных шаров» Джеффа Кунса была продана на аукционе за рекордную сумму, на 50 % превысившую предыдущий рекорд цены для произведения ныне живущего художника. Картина Кристофера Вула «Апокалипсис сегодня» – четыре строчки черного текста на белом фоне – ушла с торгов за 28 000 000 долларов.

Эти и другие фантастические истории из повседневной жизни арт-рынка анализирует в своей книге «Оранжевая собака из воздушных шаров» экономист и автор бестселлера «Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы» Дон Томпсон, приоткрывая завесу тайны над тем, как определяется и меняется «цена искусства» в горячих точках современного арт-рынка от Нью-Йорка до Лондона, Сингапура и Пекина.

 


 

Леонид Самойлович Марочкин. Полеты к кометам: физическая природа комет, кометы в Солнечной системе, исторические казусы, нерешенные проблемы. — Москва: URSS: ЛЕНАНД, cop. 2018.

 

На окраинах Солнечной системы вращается гигантское облако комет. Иногда одна из них покидает облако и устремляется к Солнцу. Физика многих явлений, наблюдаемых в кометах, до сих пор непонятна, а понять её важно, так как именно кометы несут в себе информацию о тех временах, когда Солнечная система только начинала формироваться. Существует гипотеза, что кометы ответственны за происхождение жизни и могут, следовательно, иметь отношение к проблеме внеземных цивилизаций. Для ответа на эти и многие другие вопросы в разных странах мира к кометам снаряжены экспедиции космические зонды. Обо всём этом рассказано в книге. Для школьников старших классов, учителей, студентов и широкого круга читателей, интересующихся астрофизикой. Издание дополненное.


 

Александр Афанасьевич Потебня. К истории звуков русского языка. — Москва: URSS, cop. 2017.

 

Выдающийся русский филолог, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России, Александр Потебня родился в селе Гавриловка Полтавской губернии, в дворянской семье. В 1856 году окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. В 1861 году защитил магистерскую диссертацию и начал читать лекции в Харьковском университете. В 1862 году выпустил труд «Мысль и язык». В 1874 году защитил докторскую диссертацию, а в 1875 году стал профессором Харьковского университета. В 1877 году был избран членом-корреспондентом Императорской академии наук и действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Лауреат Ломоносовской премии (1877). В 1878—1890 годах — председатель Харьковского историко-филологического общества.

А. А. Потебня находился под сильным влиянием идей В. фон Гумбольдта, однако переосмыслил их в психологическом духе. Он много занимался изучением соотношения мышления и языка, в том числе в историческом аспекте, выявляя, прежде всего на русском и славянском материале, исторические изменения в мышлении народа. Занимаясь вопросами лексикологии и морфологии, он ввёл в русскую грамматическую традицию ряд терминов и понятийных противопоставлений. Он также известен своей теорией внутренней формы слова, в которой конкретизировал идеи В. фон Гумбольдта. Одним из первых в России он исследовал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, изучал украинский язык и украинский фольклор, комментировал «Слово о полку Игореве». Потебня — создатель научной школы, известной как Харьковская лингвистическая школа; к ней принадлежали Д. Н. Овсянико-Куликовский и ряд других ученых. Идеи А. А. Потебни оказали большое влияние на многих русских лингвистов второй половины XIX века и первой половины XX века.

Книга рекомендуется филологам-русистам и филологам других специальностей, историкам языка, студентам филологических факультетов высших учебных заведений, а также всем, кто интересуется историей развития русского языка.


 

Европа от Латена до Средневековья: варварский мир и рождение славянских культур: к 60-летию А. М. Обломского. — Москва: ИА РАН, 2017.

 

В сборник, посвящённый юбилею A. M. Обломского, вошли статьи публикационного и аналитического характера, имеющие широкий хронологический и территориальный охват: от эпохи Латена до раннего Средневековья и от Нижней Эльбы и Прибалтики до Средней Волги, Крыма и Подунавья. Авторы, представляющие научные центры России, Украины, Белоруссии, Польши, Сербии, Германии, рассматривают проблемы происхождения и развития ряда археологических культур Восточной и Центральной Европы, особенности их памятников и вещевого комплекса. В научный оборот вводятся новые материалы, расширяющие источниковую базу изучения культурно-исторических процессов в Европе в конце I тыс. до н. э. — 1 тыс. н. э.


 

Фредерик Барбье. Европа Гутенберга. Книга и изобретение западного модерна (ХIII—ХVIвв.). Перевод с французского И.Кушнаревой; под науч. ред. А.Марковой. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2018.

 

Важные фазы трансформации общества сопровождаются параллельными трансформациями систем общественной коммуникации — того, что мы называем медиа. Первая «медийная» революция на Западе — это изобретение Гутенбергом книгопечатания в середине XV века. Эта книга показывает, как рост потребностей в письменных документах в XII—XIII веках запускает логику изменений, кульминацией которой станет Гутенберг. XV век — «время стартапов»: капиталисты вкладываются в исследования и разработки, чтобы отладить и использовать инновационные технологии, в том числе книгопечатание. Далее описываются основные черты этой первой «медийной» революции: рост техники, организация современного литературного поля, развитие надзора и цензуры и изобретение самого процесса медиатизации. Это новое прочтение революции Гутенберга позволяет не только лучше понять ряд проблем, относящихся к культурной истории западного мира, но также проводит множество сравнений с самыми актуальными явлениями.

Фредерик Барбье — ведущий научный сотрудник Национального центра научных исследований и руководитель исследований в Практической школе высших исследований. Им были опубликованы среди прочих: «Три века книжного дела и книгопечатания», «Европа и книга», «Три книжные революции», «История медиа» и «История книги». Руководит центром исследования истории книги и является главным редактором журнала «Histoire et civilisation du livre: revue internationale».


 

Обои. Новейшая история. XX–XXI век. — Москва: Перо, 2018.

 

Эта книга — сборник тематических статей о том, как производились обои в России и СССР в ХХ веке. Как устроена отечественная обойная фабрика, кто основные производители в стране, каковы были принципы функционирования советского производства и чем они отличаются от рыночных, парк оборудования и технологии, экономические и политические взаимосвязи — авторы постарались максимально полно описать обойную промышленность времен СССР, а также чуть более раннего и более позднего периода.

Формат сборника статей позволяет открыть любую интересующую страницу согласно оглавлению и найти либо исторические вехи, либо подробности технологии, либо сведения о социалистических принципах хозяйствования, либо иллюстрации и пояснения к ним. Можно использовать книгу как сборник библиографических сведений, поскольку практически все используемые источники находятся в открытом доступе.

Старинные русские обои подробно описаны в книге И. А. Киселева «Бумажные обои в интерьерах России XVIII—XX веков», но повествование заканчивается в первом десятилетии ХХ века, притом книга эта в первую очередь о дизайне и истории интерьера. Новейшая история обоев в России и технологический аспект производства не были описаны более никем. Авторы взяли на себя смелость восполнить этот пробел.


 

Обзор книг подготовлен сотрудниками зала новых поступлений РГБ (1-й этаж, комната А-117). В этом читальном зале организован свободный, без предварительного заказа и ожидания доступ к наиболее значимым новым поступлениям научной и научно-популярной тематики. Экспозиция выставки новых поступлений РГБ включает от 400 до 800 книг и обновляется еженедельно.

 





 

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие