Новые поступления в музыкальный отдел


В фонд отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ входят ноты, звукозаписи на разных носителях, книги по музыке и музыкальная периодика. Специалисты отдела рассказывают о наиболее интересных новых поступлениях.

 

 

Ковалёв К. П. Загадки древних крюков [Текст] : исторические рассказы о русских певческих иероглифах / Константин Ковалёв-Случевский. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 200, [2] с. : ил., портр., факс.

 

 

 

В книге идёт речь об уникальном знаменном пении, которое возникло в Древней Руси и сохранилось до нашего времени в скитах и храмах. «Знаменное пение» ещё называют «крюковым пением», так как «крюки» — специфические нотные знаки, являющиеся и остающиеся неповторимым кодом исконной русской духовной музыки. В хронологическом контексте автор даёт историю развития певческих иероглифов. Книга написана доступным языком, богато иллюстрирована. Предназначена для профессионалов, ценителей русской старины и любителей музыки.

Шифр издания

FB 2 18-19/139
MZ Щ 31 К 56


 

Пожидаева Г. А. Духовная музыка славянского Средневековья [Текст] : Русь, Болгария, Сербия IX—XVII века / Г. А. Пожидаева ; Высшее театральное училище (Институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России [и др.]. — Москва : Композитор ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2017. — 471 с. — Библиогр.: с. 294—327

Настоящее исследование посвящено духовной музыке славянского Средневековья. Исторически сложилось так, что культура Древней Руси, Болгарии и Сербии оказалась связанной с православием, образовав тем самым духовную общность славян. В книге предпринимается попытка обобщить главные вехи в истории церковно-певческого искусства. Говоря о сохранившихся рукописных певческих источниках Средневековья, автор особое внимание уделяет русскому фонду, который в своём большинстве имеется в хранилищах Государственного исторического музея, в Российском государственном архиве древних актов, в Библиотеке Российской академии наук, Российской национальной библиотеке и некоторых других. Российская государственная библиотека представлена образцами из собраний Д. Разумовского, В. Одоевского, Троице-Сергиевой лавры, Иосифо-Волоцкого собрания и других. Библиографический список по теме включает более 500 наименований; имеется также дискография. В приложение вошли образцы песнопений XI—XVII веков, список этих песнопений и комментарии.

Шифр издания

FB 1 18-5/315
MZ Щ 31 П 46


 

Студенникова С. В. Жанр реквиема в отечественной музыке: история, традиции, современность [Текст] : учебное пособие / С. В. Студенникова ; Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей», Кафедра хорового дирижирования. — Оренбург : ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2017. — 156 с.

Учебное пособие посвящено одному из самых сложных и серьёзных жанров — реквиему. Автор проводит экскурс в историю жанра, его развитие в западноевропейской музыке и становление в отечественной музыкальной культуре. Здесь определяются общеисторический и художественный контексты, во многом обусловленные национальной спецификой. В основе музыкального материала пособия легли образцы из сочинений композиторов XIX—XXI веков — О. Козловского, А. Кастальского, А. Караманова, А. Шнитке, Э. Денисова и другие. Особое место отведено реквиемам В. Сильвестрова и С. Слонимского. Библиография включает более трёхсот названий. Приведены Таблицы хронологического развития реквиема в западноевропейской музыке и в России, а также отдельные нотные примеры. Пособие предназначено для студентов, преподавателей высших и средних музыкальных учебных заведений, хормейстеров.

Шифр издания

FB 2 18-4/150
MZ Щ 31 С 88


 

Байер Йозеф (1852—1913). Фея кукол [Ноты] = Die puppenfee : балет / Йозеф Байер ; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой». — Клавир. — Санкт-Петербург : Акад. Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2017. — 63 с.

Йозеф Байер, австрийский дирижёр и композитор второй половины XIX — начала ХХ века, получил блестящее образование в Венской консерватории по классу скрипки (учился у Й. Хельмесбергера-старшего) и композиции (его педагогами были О. Дессофф и А. Брукнер). Вся его жизнь была связана с театром Венской придворной оперы: с 1870 года он играл на скрипке в оркестре, в 1883 году получил должность придворного капельмейстера, а с 1885 года — он художественный руководитель балета. Сценическая музыка занимала ведущее место в творчестве Й. Байера. Им было создано свыше двадцати балетов и несколько оперетт.
Самый известный балет «Фея кукол» (Die Puppenfee) был написан в начале 1888 года и в октябре того года поставлен на сцене Венской придворной оперы. Балет сразу получил признание публики и в дальнейшем вошёл в репертуар многих театров Европы. Российские премьеры прошли в Москве в 1897 году на сцене Большого театра и в Петербурге в 1903 году на сцене Императорского Эрмитажного театра. Известно, что художником последней постановки был Л. Бакст. В ХХ веке несколько раз спектакль шёл на сцене Мариинского театра.
В 2015 году балет Й. Байера «Фея кукол» был полностью восстановлен в редакции Н. М. Цискаридзе с декорациями и костюмами по эскизам Л. Бакста.

Шифр издания

MZ 45/904
MZ 45/905


 

Сафронова О. В. Практическое освоение фактуры в курсе гармонии на материале классической музыки [Ноты] : учебно-методическое пособие : для студентов теоретических и фортепианных отделений музыкальных училищ и колледжей искусств / О. В. Сафронова. — Красноярск : [б. и.], 2018: ЛИТЕРА-принт. — 118 с.

 

Учебно-методическое пособие посвящено практической стороне освоения средств пространственно-временной организации музыкальной ткани, фактурных моделей и рисунков. Цель — расширить круг практических заданий по гармонии, ориентированных на художественные образцы мировой музыкальной классики XVII — начала XХ века, с одной стороны, с другой — показать необходимость овладения различными приёмами фактурной организации. Задача пособия — привить учащимся понимание, что своеобразие той или иной фактуры обусловлено не только спецификой творческого мышления конкретного композитора и законами конкретного жанра, но и особенностями ладотональной системы на определённом историческом этапе.

Пособие состоит из двух разделов — «Зарубежная музыка» и «Русская музыка», соблюдающих хронологический порядок. В пособии имеются приложения: образцы выполнения творческих заданий студентами теоретического отделения Красноярского государственного института искусств и Тематический указатель произведений, составивших основу пособия.

Шифр издания

MZ 45/900
MZ 45/901


 

Zhang Xian. Picture dictionary of fine antique stringed instruments [Текст] / Samuel Zhang. — Shanghai : Shanghai People’s fine arts publ. house, pref. 2017. — Vol. I—II (1537 pp.)

 

 

Иллюстрированный двухтомный словарь изящных старинных струнных инструментов включает информацию о более 6000 инструментах. Фотогалерея охватывает достижения самых известных скрипичных мастеров Западной Европы XVII—ХХ веков и демонстрирует истинные сокровища ручного искусства. В указателе представлены скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Основное внимание уделяется скрипке, которая является главной в семействе струнных смычковых инструментов. Описания включают сведения о мастере (фамилию, имя), год и место создания инструмента. В каждом томе имеется алфавитный список фамилий мастеров с указанием дат жизни. Указатель будет интересен исполнителям, исследователям истории струнных смычковых инструментов, мастерам скрипичного дела.

Шифр издания
MZ Щ 315я2 /Z 62/ CБ


С этими и другими изданиями фонда можно познакомиться в читальном зале нотных изданий и звукозаписей. Издания с шифром «FB» также можно заказать в один из читальных залов отдела библиотечно-информационного обслуживания.