Ночь искусств — 2019

В Российской государственной библиотеке 3 ноября прошла Ночь искусств. В этом году РГБ принимала участие в акции под девизом «Искусство объединяет» в седьмой раз. Темой Ночи искусств — 2019 стал театр, и гости Дома Пашкова смогли увидеть пять абсолютно разных, но ярких и оригинальных спектаклей.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

«На плоской террасе здания, украшенного белыми колоннами и скульптурными изображениями белых женщин в туниках, сидел на складном табурете Воланд и глядел на город, громоздившийся внизу. Сзади Воланда стоял мрачный рыжий и косой Азазелло. Ветерок задувал на террасу, и бубенчики тихо звенели на штанах и камзоле Азазиелло. Воланд устремил взгляд вдаль, любуясь картиной, открывшейся перед ним. Солнце садилось за изгиб Москвы-реки, и там варилось месиво из облаков, чёрного дыму и пыли...

Голова белой статуи отскочила и, упавши на плиты террасы, разбилась. Группа стоявших повернула головы и глянула вниз. На Знаменке шла кутерьма. Брезентовые люди с золотыми головами метались у иссохшего мёртвого шланга. Дым уже пеленой тянулся через улицу, дыбом стояла лестница, в дыму бегали люди, но среди бегавших маленькая группа мужчин в серых шлемах, припав на колено, целилась из винтовок. Огоньки вспыхивали, и сухой весёлый стук разносило по переулкам. У статуи отлетели пальцы, от колонн отлетали куски. Пули били в железные листы крыши, свистали в воздухе. — Ба! — вскричал Коровьев, — да ведь это в нас! Мы популярны! — Пуля свистнула возле самого моего уха! — горделиво воскликнул Бегемот. Азазелло нахмурился и, указывая на чёрную тень от колонны, падающую к ногам Воланда, настойчиво заговорил: — Пора, мессир, пора... — Пора, — сказал Воланд, и вся компания стала с вышки по лёгкой металлической лестнице спускаться вниз».
 

 

 

Те, кто хорошо знаком с романом «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова, точно знают, что в романе сцены обстрела Дома Пашкова нет. Конечно: этот отрывок из черновиков романа. Отрывки из черновых тетрадей Булгакова читали на Ночи искусств артисты МХАТ им. Чехова Наталья Швец и Валерий Баринов. Режиссёр читки Арсений Эпельбаум показал сравнительную таблицу, составленную из разных версий черновиков, хранящихся в фондах отдела рукописей РГБ, и зрители могли осознать, какими путями шла мысль Михаила Булгакова, как писатель выбирал слова и фразы, сложившиеся в точный и единственно возможный текст великого романа.

Театр Воображения показал три воображаемых спектакля реальных режиссёров с точки зрения зрителя, сидящего в зале — «Психо» Ильи Эпельбаума, «Чёрный Куб» Тонино Гуэрры и «Про Чайку» Александра Бакши. Зрителям предлагается самим представить то, что они читают на экранах. Спектакль предваряется обращением одного из создателей театра «Тень» Ильи Эпельбаума: «Мы рискнули взять на себя роль первого воображаемого зрителя и приглашаем Вас присоединиться. Уверены, что каждый из вас сможет увидеть свой спектакль , поскольку мы все умеем додумывать недосказанное и дорисовывать в собственном воображении недорисованное. Спектакль, который вы себе представите, наверняка Вам понравится (это же Вы его соавтор!). Ну, а если не понравится, то будете сами виноваты.
 

 

 

Предупреждение! Администрация театра Воображения снимает с себя ответственность за воображаемые Вами мат, сцены насилия, и прочие недозволенные вещи (в нашем воображении ничего подобного нет), в т.ч. за полную неспособность вообразить что либо на сцене».

Сторителлинг-спектакль «П. и Н.» по мотивам романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» младшей Мастерской Брусникина, студентов Школы-студии МХАТ, — попытка приблизить события романа к реалиям сегодняшнего дня. На странице Мастерской Брусникина о нём говорится так: «Спектакль создан на стыке жанров сторителлинга, комедии дель арте и традиции русского психологического театра. Такой подход позволил актёрам максимально „оживить“ персонажей, убрать невидимый барьер между сценой и зрителем, и дать возможность зазвучать классическому тексту из школьной программы по-новому».
 

 

 

Независимый театральный проект «Библиотечник» — авторский формат, одна из особенностей которого — доверительная атмосфера общения между актерами и зрителями. В программу Ночи искусств вошли «Вперемешку с Пушкиным» и «Счастье».

Завершилась Ночь искусств театральной постановкой Александры Ловянниковой «Пушкин в кругу друзей». Выпускники и студенты ГИТИСа прочли письма и стихи выпускников и воспитанников Царскосельского лицея — Пушкина, Пущина, Кюхельбекера, Дельвига и других.

Одни зрители были в восторге, другим не всё понравилось, но одно можно сказать точно: равнодушным Ночь искусств в Доме Пашкова не оставила никого.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ