До 30 апреля 2020 года РГБ переносит все массовые мероприятия, а также временно ограничивает обслуживание читателей. Подробнее...
Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Ода Бетховену

18 марта 2020 года

11 марта в Доме Пашкова прошёл иммерсивный концерт «Beethoven!». Он был подготовлен Клубом любителей немецкого языка gut geD-A-CHt НИУ «Высшая школа экономики» и Российской государственной библиотекой при поддержке культурного отдела Посольства Германии в Москве. О том, как прошла встреча, рассказывает технический директор проекта Валентина Айшпор.


Фото: Сергей Петров

...Двадцатые годы двадцатого века. Очаровательная Эффи фон Штакельберг ставит пластинку с обожаемым Бетховеном и начинает увлекательный рассказ о творчестве, жизни композитора и хитросплетении судеб. И зритель с воодушевлением отправляется в путешествие через время, туда, где молодой музыкант, только приехавший в Вену, работает учителем музыки и начинает сочинять...


Фото: Сергей Петров

Концерт — не реконструкция событий, это фантазия. Фантазия, рассказанная так талантливо и убедительно, что час пролетает незамеченным, а впечатлённый зритель ещё несколько часов напевает мелодии. Безусловно, здесь не всё придумано. Сюжет повествует о Бетховене, его окружении, быте и даже распорядке дня. В основе сценария подлинные письма композитора, а главное, его переписка с Жозефиной фон Дейм. Многие биографы и исследователи творчества называют эту даму той самой Бессмертной возлюбленной Бетховена. Вот в этой точке авторы позволили себе фантазию. И получилась она столь элегантной и искренней, что зритель охотно в неё поверил.


Фото: Сергей Петров

В этом году широко отмечается 250-летие Людвига ван Бетховена. И перед творческой командой разумно встал вопрос, как по-новому рассказать о любимом композиторе, о котором и так уже все написано и сыграно? Рассказать так, чтобы увлечь зрителя, вдохновить и заманить его в мир Бетховена. Команда с блеском справилась с трудной задачей.

Авторы сценария, руководители проекта Юлия Пасько и Евгения Успенская (НИУ ВШЭ) в соавторстве с актрисой, режиссёром и исполнительницей главной роли Ириной Штерк сделали концерт иммерсивным. Они проделали колоссальную исследовательскую работу (только отыскать письма Жозефины фон Дейм стоило немалых усилий), итогом которой стал уникальный сценарий, пронизанный духом времени и певучестью немецкого языка.


Фото: Олеся Белолипецкая

В повествование органично вплетены элементы, разбивающие так называемую четвёртую стену. И речь здесь не о том, что Эффи постоянно обращалась к зрителям с вопросами или предлагала поразмыслить вместе с ней над каким-то сюжетным поворотом. Одному зрителю повезло, и он оказался у рояля и попробовал сыграть мелодию вместе с Бетховеном, другой — отведал изумительный венский кофе и стал свидетелем рождения сонаты. Публика с осторожностью и восторгом приняла правила игры, поэтому импровизированный «аукцион» с продажей прижизненного издания нот Бетховена вызвал нешуточный ажиотаж и подлинный азарт. Важно отметить, что весь концерт шёл на немецком языке. И все, даже те, кто не в совершенстве знает язык, понимали, чувствовали и откликались на происходящее.


Фото: Олеся Белолипецкая

Главным же героем стала музыка. Музыкальный руководитель Ксения Белолипецкая создала тонкую и волнующую партитуру концерта, и сама выступила в роли Жозефины Дейм, музы и возлюбленной Бетховена. Здесь и нежная лирика, и боль утраты. Исполнение Ксении Белолипецкой (сопрано) и Екатерины Лукаш (меццо) было столь эмоциональным и драматичным, что буквально перехватывало дыхание. Струнное трио (Евгения Зубова, альт; Надежда Солодухина, скрипка; Олеся Саблина, виолончель) и пианист Алексей Кириллов стали своеобразными персонажами спектакля, при этом блистательно исполнили произведения великого немца.


Фото: Сергей Петров

Художник Екатерина Шевцова искусно воссоздала атмосферу кабинета начала прошлого века. Здесь и пожелтевшие от времени страницы нот, писем, и карта Вены бетховенских времён... Так как сцена не была отделена от зала, то зрители с большим воодушевлением фотографировали уютный «кабинет» после концерта.

Стоит особо отметить, что творческая команда работала в комфортных условиях благодаря заботе и вниманию администрации библиотеки и лично Аллы Алексеевны Семенюк.


Фото: Сергей Петров

... Смолкают последние звуки сонаты. Эффи, взволнованная и потрясённая только что разыгранным действом, заводит пластинку. Зал наполняется потрескивающим звучанием «Оды к радости»:

С хором ангелов и звёзд.
Духу света этот тост!
Ввысь, в надзвёздные селенья!..

Ещё мгновение, и зал взрывается аплодисментами! Vivat Beethoven!


Фото: Сергей Петров

Взаимодействие зала с происходящим продолжалось отнюдь не формально. Очевидно, что не столь привычная, но, как оказалось, удачно выбранная форма музыкального вечера была воспринята органично, естественно, зрители осознавали свою причастность к творческому процессу. А это дорогого стоит. Значит, цель авторов, создателей, организаторов достигнута, и успех вдохновляет на новые замыслы и дерзания.


Фото: Олеся Белолипецкая

Во время посещения данного сайта, Российская государственная библиотека может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.