20 апреля в связи с проведением Библионочи-2024 читальные залы Дома Пашкова закрыты. Читальные залы главного здания, Центра восточной литературы и Музей книги работают по обычному графику. Кафетерии в главном здании будут открыты дольше.


В связи с ремонтными работами введены ограничения в читальном зале «Центр правовой информации». Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

Ода Бетховену

18 марта 2020 года

11 марта в Доме Пашкова прошёл иммерсивный концерт «Beethoven!». Он был подготовлен Клубом любителей немецкого языка gut geD-A-CHt НИУ «Высшая школа экономики» и Российской государственной библиотекой при поддержке культурного отдела Посольства Германии в Москве. О том, как прошла встреча, рассказывает технический директор проекта Валентина Айшпор.


Фото: Сергей Петров

...Двадцатые годы двадцатого века. Очаровательная Эффи фон Штакельберг ставит пластинку с обожаемым Бетховеном и начинает увлекательный рассказ о творчестве, жизни композитора и хитросплетении судеб. И зритель с воодушевлением отправляется в путешествие через время, туда, где молодой музыкант, только приехавший в Вену, работает учителем музыки и начинает сочинять...


Фото: Сергей Петров

Концерт — не реконструкция событий, это фантазия. Фантазия, рассказанная так талантливо и убедительно, что час пролетает незамеченным, а впечатлённый зритель ещё несколько часов напевает мелодии. Безусловно, здесь не всё придумано. Сюжет повествует о Бетховене, его окружении, быте и даже распорядке дня. В основе сценария подлинные письма композитора, а главное, его переписка с Жозефиной фон Дейм. Многие биографы и исследователи творчества называют эту даму той самой Бессмертной возлюбленной Бетховена. Вот в этой точке авторы позволили себе фантазию. И получилась она столь элегантной и искренней, что зритель охотно в неё поверил.


Фото: Сергей Петров

В этом году широко отмечается 250-летие Людвига ван Бетховена. И перед творческой командой разумно встал вопрос, как по-новому рассказать о любимом композиторе, о котором и так уже все написано и сыграно? Рассказать так, чтобы увлечь зрителя, вдохновить и заманить его в мир Бетховена. Команда с блеском справилась с трудной задачей.

Авторы сценария, руководители проекта Юлия Пасько и Евгения Успенская (НИУ ВШЭ) в соавторстве с актрисой, режиссёром и исполнительницей главной роли Ириной Штерк сделали концерт иммерсивным. Они проделали колоссальную исследовательскую работу (только отыскать письма Жозефины фон Дейм стоило немалых усилий), итогом которой стал уникальный сценарий, пронизанный духом времени и певучестью немецкого языка.


Фото: Олеся Белолипецкая

В повествование органично вплетены элементы, разбивающие так называемую четвёртую стену. И речь здесь не о том, что Эффи постоянно обращалась к зрителям с вопросами или предлагала поразмыслить вместе с ней над каким-то сюжетным поворотом. Одному зрителю повезло, и он оказался у рояля и попробовал сыграть мелодию вместе с Бетховеном, другой — отведал изумительный венский кофе и стал свидетелем рождения сонаты. Публика с осторожностью и восторгом приняла правила игры, поэтому импровизированный «аукцион» с продажей прижизненного издания нот Бетховена вызвал нешуточный ажиотаж и подлинный азарт. Важно отметить, что весь концерт шёл на немецком языке. И все, даже те, кто не в совершенстве знает язык, понимали, чувствовали и откликались на происходящее.


Фото: Олеся Белолипецкая

Главным же героем стала музыка. Музыкальный руководитель Ксения Белолипецкая создала тонкую и волнующую партитуру концерта, и сама выступила в роли Жозефины Дейм, музы и возлюбленной Бетховена. Здесь и нежная лирика, и боль утраты. Исполнение Ксении Белолипецкой (сопрано) и Екатерины Лукаш (меццо) было столь эмоциональным и драматичным, что буквально перехватывало дыхание. Струнное трио (Евгения Зубова, альт; Надежда Солодухина, скрипка; Олеся Саблина, виолончель) и пианист Алексей Кириллов стали своеобразными персонажами спектакля, при этом блистательно исполнили произведения великого немца.


Фото: Сергей Петров

Художник Екатерина Шевцова искусно воссоздала атмосферу кабинета начала прошлого века. Здесь и пожелтевшие от времени страницы нот, писем, и карта Вены бетховенских времён... Так как сцена не была отделена от зала, то зрители с большим воодушевлением фотографировали уютный «кабинет» после концерта.

Стоит особо отметить, что творческая команда работала в комфортных условиях благодаря заботе и вниманию администрации библиотеки и лично Аллы Алексеевны Семенюк.


Фото: Сергей Петров

... Смолкают последние звуки сонаты. Эффи, взволнованная и потрясённая только что разыгранным действом, заводит пластинку. Зал наполняется потрескивающим звучанием «Оды к радости»:

С хором ангелов и звёзд.
Духу света этот тост!
Ввысь, в надзвёздные селенья!..

Ещё мгновение, и зал взрывается аплодисментами! Vivat Beethoven!


Фото: Сергей Петров

Взаимодействие зала с происходящим продолжалось отнюдь не формально. Очевидно, что не столь привычная, но, как оказалось, удачно выбранная форма музыкального вечера была воспринята органично, естественно, зрители осознавали свою причастность к творческому процессу. А это дорогого стоит. Значит, цель авторов, создателей, организаторов достигнута, и успех вдохновляет на новые замыслы и дерзания.


Фото: Олеся Белолипецкая

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться