Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Юрий Карлович Олеша: «Мы устроим её писательскую судьбу...»

30 июля 2020 года

Экскурсоводы Ленинки рассказывают

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают». Сегодня главный архивист отдела рукописей РГБ Татьяна Рахимовна Зарипова знакомит читателей с историей судьбоносной для архитектора Ирины Викторовны Фроловой переписки с писателем Юрием Карловичем Олешей.

 


Фото: Александра Ильина, РГБ

Многие события, происходящие с нами, важны и значимы, являются поворотными в судьбе. Но далеко не всем удается разглядеть в происходящем знак свыше, и лишь немногие решаются что-то изменить в своей жизни.

Для архитектора Ирины Викторовны Фроловой судьбоносным знаком стала переписка с одним из талантливейших писателей Советской России, автором сказочной истории «Три толстяка» Юрием Карловичем Олешей (1899—1960).

В 1930-е годы его творчество оказалось под запретом, так как своими произведениями Олеша не восхвалял советскую власть и не писал ничего пролетарского. Его не публиковали, что стало для писателя причиной депрессии и подавленности. Несмотря на то, что Олеша превратился в хронического алкоголика, надел на себя маску нищего, писать он не переставал. В этот непростой период жизни Юрий Карлович работал над киносценариями для мультфильмов, инсценировками для кинофильмов по произведениям Жюля Верна, Фёдора Михайловича Достоевского, Антона Павловича Чехова, Александра Ивановича Куприна, вёл дневник. По дневниковым записям тех лет, в 1965 году вышла в свет его книга «Ни дня без строчки». В 1999 году книга переиздаётся под названием «Книга прощания».


Фото: Александра Ильина, РГБ

А студентка Московского архитектурного института Ирина Викторовна Фролова мечтала стать писательницей: «Первые мои рассказы (скорее зарисовки) были совсем короткие — три-четыре машинописные страницы. Но писала я только правду (конечно, и художественную), помня заветы нашей классической литературы: просто, ясно, точно и как следствие этого — коротко...».

Сказку «Три толстяка» Фролова знала почти наизусть. Недавно прочитанный роман «Зависть», о судьбе писателя-интеллигента, оставил в её душе неизгладимый след. Естественно, Олеша был одним из любимых писателей девушки и по этой причине ей хотелось услышать совет и мнение именно от него. Часто Ирина прогуливалась по Лаврушинскому переулку мимо дома, где жил Юрий Карлович, но подойти к писателю не решалась. За неё это сделала подруга Эльвира Якобсон. Она отнесла опусы Фроловой на суд писателю.

Через 17 дней после визита, Фролова получила первое письмо от любимого писателя:

...Вы человек безусловно имеющий литературные способности. Безусловно! Эти маленькие вещицы можно подвергать любой критике, но душа их настоящая... Попробуйте написать что-нибудь вроде рассказа. Пришлите мне... Давайте дальше! Пишите!..

14 января 1958 года, из письма Олеши — Фроловой

Воодушевившись, Ирина Викторовна пишет рассказ «Лидия» о своей соседке по общежитию, талантливой, но полубезумной аспирантке, и посылает его Олеше. 30 марта 1958 года пришёл ответ. «Дорогая Фролова! Прочитал вашу „Лидию“. Это великолепно!.. Вы очень талантливы и умны. Ряд точных эпитетов, первоклассных метафор, характеристик... Для меня важной мерой для определения качества того, что я читаю, является возникающее после прочтения желание писать и самому...».

А вот выдержка из письма от 11 мая 1958 года: «Всё, что вы пишете, очень хорошо, полно возможностей, полно будущего.... Может быть, нам надо встретиться, поговорить?».


Фото: Александра Ильина, РГБ

Встреча не состоялась. Письмом от 26 мая 1958 года Юрий Карлович известил Ирину Викторовну о своей болезни: «Я так долго не назначал вам срока встречи, потому что был в такой форме, что мне трудно было бы сосредоточиться, поговорить с вами...».

И тишина... Отсутствие писем для Ирины Викторовны было невыносимым. На помощь снова приходит Эльвира Якобсон, напомнившая Юрию Карловичу о подруге. И вот оно — долгожданное письмо от 9 июля 1959 года:

Сообщите Фроловой, что всё, что я ей писал, остаётся в силе, что я уважаю её, и люблю, и ценю, как очень одарённого человека... Жду от неё прозы! Мы устроим её писательскую судьбу, в этом я уверен...

Последнее письмо Ирине Викторовне Олеша написал 27 марта 1960 года: «Фролова! Милая Фролова! Я Вашу рукопись получил. Но я ещё не читал её! Я болел всю зиму. На днях буду читать и напишу Вам!..». 10 мая 1960 года Юрия Олеши не стало.

Вот так бывает! Эти письма — лишь небольшой эпизод из жизни знаменитого писателя и девочки-студентки с заветной мечтой. Проникнутые теплотой, щедростью, искренностью, они демонстрируют, с каким уважением и участием Олеша относился к собеседнику.

Невольно задумываешься: а если бы встреча Фроловой и Олеши состоялась, стала бы архитектор Ирина Викторовна писательницей? Если бы не смерть Юрия Карловича, продолжилась бы их творческая дружба?

По окончании института Ирина Викторовна долгое время работала по специальности, затем — ведущим редактором серии «Архитектура и строительство» издательства «Знание». Является членом Союза архитекторов СССР.

А писательницей она стала! Свою первую книгу «Женщины без мужчин» (М.: «Путь», 2016) Ирина Викторовна издала на собственные средства и один из экземпляров подарила Российской государственной библиотеке. Письма Юрия Карловича Олеши легли в основу рассказа из этой книги «Одно из чудес моей жизни».


Фото: Александра Ильина, РГБ

В 2018 году Ирина Викторовна передала эти драгоценные письма отделу рукописей РГБ. Познакомиться с ними можно на тематических экскурсиях, организуемых Российской государственной библиотекой.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие