Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Открылась выставка «Время собирать»

20 сентября 2019 года

16 сентября в Ивановском зале Российской государственной библиотеки прошёл вернисаж выставки «Время собирать... Князь Юсупов и его библиотека». С 17 сентября выставка открыта для посетителей.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

«Нам хотелось рассказать о Николае Борисовиче Юсупове, воссоединяя его библиотеку», — подчеркнула, открывая выставку, Наталья Самойленко, заместитель генерального директора РГБ.

Николай Борисович Юсупов (1750/1751—1831) — государственный деятель и дипломат, меценат и коллекционер, директор императорских театров, первый директор Эрмитажа, главноуправляющий Оружейной палаты и Экспедиции кремлёвского строения, сенатор, действительный тайный советник, министр Департамента уделов, член Государственного совета. Имел множество наград Российской империи и иностранных держав. В 1810 году приобрёл усадьбу Архангельское, превратив её в один из образцовых дворцово-парковых ансамблей России. Во дворце размещались коллекции произведений искусства, собранные князем Юсуповым, уникальная библиотека, содержавшая больше 20 тысяч томов.

После 1917 года произведения из коллекции Юсупова разлетелись по многим музеям — в их числе ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж и другие. В 1919 году был создан Государственный музей-усадьба «Архангельское». В коллекцию Российской государственной библиотеки попали самые ценные и древние книги из собрания князя. Около 16 тысяч книг остались в «Архангельском». И часть библиотеки пропала бесследно.
 

 

 

В Ивановском зале впервые за сто лет объединены книги из РГБ и музея-усадьбы, а вместо утраченных изданий можно увидеть аналогичные — из фондов Ленинки.

«Как родственники встретились... Сегодня мы — счастливые свидетели воссоединения коллекции», — говорит директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный.

На первом этаже Ивановского зала разместились уникальные издания из коллекции князя Юсупова.

Пожалуй, самая знаменитая книга из собрания Юсупова — двухтомник Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим» с рисунками крепостных художников.

Рыцарская поэма, посвящённая событиям Первого крестового похода, завершившегося взятием Иерусалима и основанием первого на Ближнем Востоке христианского королевства, отпечатана знаменитым издательским домом Бодони. Перед началом каждой песни вшиты акварели Егора Шебанина, Фёдора Сотникова, Михаила Полтева и Фёдора Ткаченкова. Образцами для них послужили гравюры французов Шарля-Hиколя Кошена Младшего и Юбера Франсуа Бургиньона. Рисовальщики Юсупова увеличили формат исходных изображений, превратили чёрно-белые гравюры в цветные рисунки.
 

 

 

Рядом на витрине — ещё один «Освобождённый Иерусалим», тоже изданный домом Бодони в 1794 году. Этот экземпляр украшен двумя сериями чёрно-белых гравюр. Одна из них принадлежит Шарлю-Hиколя Кошену, вторая — Бургиньону.

Экземпляр с цветными рисунками крепостных — из Архангельского, с чёрно-белыми гравюрами — из РГБ.

В экспозицию вошли три уникальных альбома, составленных по распоряжению владельца. Каждый из них, по сути, является самостоятельной коллекцией графики: в одном переплёте собраны либо отдельные графические листы, либо несколько сюит гравюр. Почему графику включили в один том — загадка. Возможно, случайно: просто, чтобы не затерялись разрозненные листы. А может, князь руководствовался прагматическими соображениями, ведь расписывая фарфор или изготавливая мебель и гобелены в мастерских и мануфактурах Юсупова, крепостные художники и мастера использовали высокие образцы.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

В числе утраченных изданий, вошедших в экспозицию из фонда РГБ, — роскошные альбомы роз и лилейных, которые часто называют просто «альбомами Редуте». Первыми свет увидели «Лилейные» (Париж, 1802 — 1816). В альбоме содержится 480 изображений и описаний цветов семейства лилейных. Изображения выполнены мастером ботанической иллюстрации Пьером-Жозефом Редуте (1759—1840). Иллюстрации имеют ручную подкраску. Описания и научные комментарии принадлежат перу ботаника-натуралиста Клода Антуана Тори (1757—1827). Редуте выступил и как художник, и как издатель этого титанического труда. Сотрудничество Редуте, Тори и Дидо оказалось столь успешным, что продолжилось в следующем, еще более известном проекте — трёхтомном альбоме «Розы» (1817—1824).

Ряд книг примечателен тем, что хранит на своих страницах записи, сделанные рукой Юсупова. Среди них «Письма Марка Туллия Цицерона Аттику» с собственноручной записью князя на французском языке: «Князь Николай Юсупов. Я купил эту книгу во время моего пребывания в Лейдене 7-го 1774 года». Молодой Юсупов обучался в Лейденском университете с 1774 по 1779 годы, что оказало существенное влияние на формирование его взглядов и предпочтений.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Почерк у Николая Борисовича был неразборчивым, в чём можно убедиться, рассматривая записи на пустых страницах «Месяцесловов» за 1814 и 1816 годы, которые использовались князем в качестве записной книжки для фиксации расчетов, мест, в которых он бывал во время разъездов, и прочих бытовых деталей.

Если первый этаж выставки знакомит с жемчужинами и особенностями библиотеки Юсупова, экспозиция второго этажа представляет собой «Портрет собирателя в книгах». Выделено несколько важнейших граней личности героя, отличающих его от современников. О них рассказывается через издания из княжеской коллекции.

Говоря современным языком, Юсупов был императорским арт-агентом и крупнейшим частным коллекционером. Он приобретал произведения для Екатерины II и Павла I, будучи директором Эрмитажа, пополнял собрание этого музея, параллельно собирал собственную коллекцию западноевропейского искусства. Не случайно в библиотеке хранится большое количество исследований и альбомов по изящным искусствам. Один из самых интересных — Капитолийский музей (Musei Capitolini, 1755).
 

 

 

С помощью мультимедиа на втором этаже можно «полистать» «Историческое описание древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающегося». В 1806 году указом императора Александра I Оружейная палата приобрела статус музея. После Отечественной войны 1812 года Николай Юсупов занимал пост главноначальствующего Оружейной палаты и Экспедиции кремлевского строения. В 1814 году в Оружейной палате открылась первая выставка.

Первая часть фундаментального издания Алексея Федоровича Малиновского представляет описание наиболее ценных предметов из собрания Оружейной палаты. На титульном листе сохранилась дарственная надпись чернилами: «Его сиятельству Милостивому Государю Князю Николаю Борисовичу Юсупову от издателя». Альбом состоит из нескольких глав: «О коронах», «О скипетрах и державах царских», «О разных вещах, к коронации государей в древности принадлежавших», «О тронах и креслах царских» и т.д. Ещё один экран отведён рукописи «Инструкция домосодержательнице. 10 советов о разных садовых премудростях».

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Вернисаж собрал множество гостей. От имени Министерства культуры РФ создателей выставки поздравил директор департамента музеев Владислав Кононов.

Аплодисментами поблагодарили дизайнера Юлию Наполову, руководителя и координаторов проекта от РГБ Наталью Самойленко, Анастасию Перевезенцеву и Наталью Шаповалову, руководителя и координаторов проекта от Музея-усадьбы «Архангельское» Амулангу Учурову, Надежду Дозорову и Наталью Кудрявцеву, и всех, кто принял участие в работе над выставкой.

По словам куратора Елены Лебедевой, «хотелось, чтобы посетитель проваливался в эту выставку как Алиса в кроличью нору». И это удалось: гости Ивановского зала с головой погружаются в мир Юсупова, в мир эпохи Просвещения в России.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

   

 

На выставке работает приложение Artefact.  Оно даёт возможность тем, кто не может побывать на выставке, ознакомиться с 28 самыми интересными экспонатами прямо со своего смартфона или компьютера, а посетителям — увидеть экспонаты в режиме дополненной реальности.

 

 СМИ ОБ ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ
 
Во время посещения данного сайта может использоваться общеотраслевая технология, называемая cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на Вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие