Открылась выставка «Время собирать»

16 сентября в Ивановском зале Российской государственной библиотеки прошёл вернисаж выставки «Время собирать... Князь Юсупов и его библиотека». С 17 сентября выставка открыта для посетителей.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

«Нам хотелось рассказать о Николае Борисовиче Юсупове, воссоединяя его библиотеку», — подчеркнула, открывая выставку, Наталья Самойленко, заместитель генерального директора РГБ.

Николай Борисович Юсупов (1750/1751—1831) — государственный деятель и дипломат, меценат и коллекционер, директор императорских театров, первый директор Эрмитажа, главноуправляющий Оружейной палаты и Экспедиции кремлёвского строения, сенатор, действительный тайный советник, министр Департамента уделов, член Государственного совета. Имел множество наград Российской империи и иностранных держав. В 1810 году приобрёл усадьбу Архангельское, превратив её в один из образцовых дворцово-парковых ансамблей России. Во дворце размещались коллекции произведений искусства, собранные князем Юсуповым, уникальная библиотека, содержавшая больше 20 тысяч томов.

После 1917 года произведения из коллекции Юсупова разлетелись по многим музеям — в их числе ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж и другие. В 1919 году был создан Государственный музей-усадьба «Архангельское». В коллекцию Российской государственной библиотеки попали самые ценные и древние книги из собрания князя. Около 16 тысяч книг остались в «Архангельском». И часть библиотеки пропала бесследно.
 

 

 

В Ивановском зале впервые за сто лет объединены книги из РГБ и музея-усадьбы, а вместо утраченных изданий можно увидеть аналогичные — из фондов Ленинки.

«Как родственники встретились... Сегодня мы — счастливые свидетели воссоединения коллекции», — говорит директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный.

На первом этаже Ивановского зала разместились уникальные издания из коллекции князя Юсупова.

Пожалуй, самая знаменитая книга из собрания Юсупова — двухтомник Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим» с рисунками крепостных художников.

Рыцарская поэма, посвящённая событиям Первого крестового похода, завершившегося взятием Иерусалима и основанием первого на Ближнем Востоке христианского королевства, отпечатана знаменитым издательским домом Бодони. Перед началом каждой песни вшиты акварели Егора Шебанина, Фёдора Сотникова, Михаила Полтева и Фёдора Ткаченкова. Образцами для них послужили гравюры французов Шарля-Hиколя Кошена Младшего и Юбера Франсуа Бургиньона. Рисовальщики Юсупова увеличили формат исходных изображений, превратили чёрно-белые гравюры в цветные рисунки.
 

 

 

Рядом на витрине — ещё один «Освобождённый Иерусалим», тоже изданный домом Бодони в 1794 году. Этот экземпляр украшен двумя сериями чёрно-белых гравюр. Одна из них принадлежит Шарлю-Hиколя Кошену, вторая — Бургиньону.

Экземпляр с цветными рисунками крепостных — из Архангельского, с чёрно-белыми гравюрами — из РГБ.

В экспозицию вошли три уникальных альбома, составленных по распоряжению владельца. Каждый из них, по сути, является самостоятельной коллекцией графики: в одном переплёте собраны либо отдельные графические листы, либо несколько сюит гравюр. Почему графику включили в один том — загадка. Возможно, случайно: просто, чтобы не затерялись разрозненные листы. А может, князь руководствовался прагматическими соображениями, ведь расписывая фарфор или изготавливая мебель и гобелены в мастерских и мануфактурах Юсупова, крепостные художники и мастера использовали высокие образцы.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

В числе утраченных изданий, вошедших в экспозицию из фонда РГБ, — роскошные альбомы роз и лилейных, которые часто называют просто «альбомами Редуте». Первыми свет увидели «Лилейные» (Париж, 1802 — 1816). В альбоме содержится 480 изображений и описаний цветов семейства лилейных. Изображения выполнены мастером ботанической иллюстрации Пьером-Жозефом Редуте (1759—1840). Иллюстрации имеют ручную подкраску. Описания и научные комментарии принадлежат перу ботаника-натуралиста Клода Антуана Тори (1757—1827). Редуте выступил и как художник, и как издатель этого титанического труда. Сотрудничество Редуте, Тори и Дидо оказалось столь успешным, что продолжилось в следующем, еще более известном проекте — трёхтомном альбоме «Розы» (1817—1824).

Ряд книг примечателен тем, что хранит на своих страницах записи, сделанные рукой Юсупова. Среди них «Письма Марка Туллия Цицерона Аттику» с собственноручной записью князя на французском языке: «Князь Николай Юсупов. Я купил эту книгу во время моего пребывания в Лейдене 7-го 1774 года». Молодой Юсупов обучался в Лейденском университете с 1774 по 1779 годы, что оказало существенное влияние на формирование его взглядов и предпочтений.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Почерк у Николая Борисовича был неразборчивым, в чём можно убедиться, рассматривая записи на пустых страницах «Месяцесловов» за 1814 и 1816 годы, которые использовались князем в качестве записной книжки для фиксации расчетов, мест, в которых он бывал во время разъездов, и прочих бытовых деталей.

Если первый этаж выставки знакомит с жемчужинами и особенностями библиотеки Юсупова, экспозиция второго этажа представляет собой «Портрет собирателя в книгах». Выделено несколько важнейших граней личности героя, отличающих его от современников. О них рассказывается через издания из княжеской коллекции.

Говоря современным языком, Юсупов был императорским арт-агентом и крупнейшим частным коллекционером. Он приобретал произведения для Екатерины II и Павла I, будучи директором Эрмитажа, пополнял собрание этого музея, параллельно собирал собственную коллекцию западноевропейского искусства. Не случайно в библиотеке хранится большое количество исследований и альбомов по изящным искусствам. Один из самых интересных — Капитолийский музей (Musei Capitolini, 1755).
 

 

 

С помощью мультимедиа на втором этаже можно «полистать» «Историческое описание древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающегося». В 1806 году указом императора Александра I Оружейная палата приобрела статус музея. После Отечественной войны 1812 года Николай Юсупов занимал пост главноначальствующего Оружейной палаты и Экспедиции кремлевского строения. В 1814 году в Оружейной палате открылась первая выставка.

Первая часть фундаментального издания Алексея Федоровича Малиновского представляет описание наиболее ценных предметов из собрания Оружейной палаты. На титульном листе сохранилась дарственная надпись чернилами: «Его сиятельству Милостивому Государю Князю Николаю Борисовичу Юсупову от издателя». Альбом состоит из нескольких глав: «О коронах», «О скипетрах и державах царских», «О разных вещах, к коронации государей в древности принадлежавших», «О тронах и креслах царских» и т.д. Ещё один экран отведён рукописи «Инструкция домосодержательнице. 10 советов о разных садовых премудростях».

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Вернисаж собрал множество гостей. От имени Министерства культуры РФ создателей выставки поздравил директор департамента музеев Владислав Кононов.

Аплодисментами поблагодарили дизайнера Юлию Наполову, руководителя и координаторов проекта от РГБ Наталью Самойленко, Анастасию Перевезенцеву и Наталью Шаповалову, руководителя и координаторов проекта от Музея-усадьбы «Архангельское» Амулангу Учурову, Надежду Дозорову и Наталью Кудрявцеву, и всех, кто принял участие в работе над выставкой.

По словам куратора Елены Лебедевой, «хотелось, чтобы посетитель проваливался в эту выставку как Алиса в кроличью нору». И это удалось: гости Ивановского зала с головой погружаются в мир Юсупова, в мир эпохи Просвещения в России.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

   

 

На выставке работает приложение Artefact.  Оно даёт возможность тем, кто не может побывать на выставке, ознакомиться с 28 самыми интересными экспонатами прямо со своего смартфона или компьютера, а посетителям — увидеть экспонаты в режиме дополненной реальности.

 

 СМИ ОБ ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ