Библиотека будет закрыта 29 апреля, 1, 5, 9 и 12 мая.
30 апреля и 8 мая — короткий день.
Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Библиотека будет закрыта 29 апреля, 1, 5, 9 и 12 мая. Подробнее
Спросите библиотекаря

Просветительский проект НЭБ и Quto.ru

31 августа 2022 года

Эксперты Национальной электронной библиотеки и портала для автомобилистов Quto.ru впервые собрали и систематизировали для читателей редкие книги времён Российской империи и СССР об истории автомобилей и практики автомобилизма, которые неразрывно связаны с историей и развитием нашей страны.


Иллюстрация из каталога «Opel. Склад автомобилей и гараж» (Москва, 1911). Открыть в НЭБ

В Библиотеке Quto.ru читателям доступны самые специфические подробности: например, сколько стоили опции комфорта в машинах дореволюционной России или какими были правила дорожного движения в начале ХХ века. Новый раздел будет постоянно пополняться раритетными изданиями — книгами, сборниками, учебными пособиями, каталогами, прейскурантами, изобразительными материалами, отражающими различные этапы развития автомобильной культуры нашей страны. В нём уже содержатся материалы о том, как выбирали автомобиль в 1913 году, какая посадка считалась правильной за рулём в 1915 году. Каждую пятницу в разделе будут появляться новые оцифрованные издания, которые удобно прочесть на странице проекта.

Портал Национальной электронной библиотеки, без сомнений, содержит в себе немало документов, в которых можно почерпнуть любопытнейшие факты и сведения. Для нас крайне ценно видеть, как эксперты из различных областей изучают архивы НЭБ, находят то, что не всегда лежит на поверхности, и создают новое знание, объединяя материалы в тематические подборки и коллекции. Благодаря совместному проекту с Quto.ru, уверен, многие автолюбители смогут проследить историю появления автомобиля и автомобильной промышленности в России.

Заместитель руководителя проектного офиса НЭБ Денис Арендарчук

В рамках партнёрства уже вышло четыре тематических материала. Так, в статье , посвящённой правилам дорожного движения почти вековой давности, указано, что в России регистрацией транспорта занимались окружные управления местного транспорта — ОМЕСы, а госномера выдавали в органах исполкома.

Согласно ПДД 1927 года, на перекрёстках регулировать движение могли не только постовые, но и «временно заменяющие их» дворники. А максимальная скорость движения легковых автомобилей в Москве составляла 20 км/ч. Сигналить столичным автомобилистам было строго запрещено, как и свистеть, а на привокзальных площадях место парковки указывали милиционеры. Штраф за вождение в нетрезвом виде был довольно суровым — 50 рублей. При этом средняя зарплата составляла 75 рублей.

Из подобранных материалов читатель может узнать, как выбирали автомобили в 1915 году. Судя по изданию «Какой заказать себе тип автомобиля» , выбор у автомобилистов был большой.


«Лимузин шестиместный» и «ландоле четырёхместный и с двумя откидными сидениями». Фрагмент страницы альбома «Какой заказать себе тип автомобиля» ( Санкт-Петербург, 1913). Открыть в НЭБ

Так, автосалоны начала XX века предлагали своим клиентам двухместные коляски американского типа с массивными крыльями и наличием лобового стекла. Популярностью пользовались открытые дубль-фаэтоны, в которых было предусмотрено место для двух, четырёх, шести или восьми пассажиров. Не менее разнообразными были гоночные автомобили. Место здесь было предусмотрено только для двух или четырёх человек.

„Библиотека“ от Quto.ru и НЭБ — уникальный шанс прикоснуться к истории, познакомиться с порой наивными, но очень забавными взглядами на автомобиль и приобщиться к российской автомобильной культуре, которой уже больше 100 лет. Партнёрство с Национальной электронной библиотекой позволяет нам создать большую базу исторических публикаций, своего рода автомобильную энциклопедию.

Главный редактор Quto.ru Максим Ракитин

В следующем обновлении Библиотеки Quto.ru появятся материалы о раннем советском периоде — времени бурного дорожного строительства и начала массового производства автомобилей, а также о 60—70-х годах ХХ века — времени, когда машины уже вошли в обиход, рекламировались, продавались, а для водителей специально составляли карты с маршрутами для путешествий по всей стране.

Уникальные документы из каталога НЭБ собраны в специальной коллекции , посвящённой истории автомобильной индустрии в нашей стране.


Справка

Rambler&Co, в который входит портал Quto.ru, занимает первое место среди медиахолдингов России по размеру ежемесячной аудитории — свыше 47,7 миллиона человек — по данным Mediascope, Cross Web в марте 2022 года. В медиахолдинг входит также «Лента.ру», «Газета.Ru», портал «Рамблер», «Чемпионат», «Секрет фирмы», Motor.ru, Ferra.ru и ряд других медиаактивов. Благодаря различной тематической принадлежности площадок холдинг Rambler&Co, покрывает почти весь спектр интересов и потребностей различных аудиторий.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться