20 апреля в связи с проведением Библионочи-2024 читальные залы Дома Пашкова закрыты. Читальные залы главного здания, Центра восточной литературы и Музей книги работают по обычному графику. Кафетерии в главном здании будут открыты дольше.


В связи с ремонтными работами введены ограничения в читальном зале «Центр правовой информации». Подробнее


С апреля 2024 года прекращён доступ ко всем ресурсам компании EBSCO Publishing. Где искать издания с этой платформы?


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

Ценные собрания Петра Ивановича Севастьянова в фондах РГБ

20 мая 2022 года

160 ЛЕТ НА БЛАГОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

В 2022 году Российская государственная библиотека отмечает 160-летний юбилей. 19 июня (1 июля) 1862 года император Александр II утвердил «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме». Цикл публикаций «160 лет на благое просвещение» , знакомящих с прошлым библиотеки и её сегодняшним днём, мы продолжаем рассказом о жизни, личности и поступках мецената Петра Ивановича Севастьянова, чьё ценное собрание стало частью фондов музеев, а затем и РГБ.


Пётр Иванович Севастьянов. Фото. Конец 1840-х. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Фото: отдел рукописей РГБ

За прошедшие 160 лет в фондах Российской государственной библиотеки, которые насчитывают 47 миллионов единиц хранения, накопилось немало ценных собраний. К ним относится и собрание Петра Ивановича Севастьянова (1811—1867), в составе которого находится самый старый документ библиотеки — листок из греческого Апостола, датируемый VII веком.

Пётр Иванович — российский археолог, собиратель христианских древностей. Родился в городе Краснослободске Пензенской губернии в семье купца первой гильдии Ивана Михайловича Севастьянова, занимавшегося винными откупами. В 1822 году был привезён в Москву и определён учиться в «пансион для благородных детей». С 1826 по 1830 годы Севастьянов учился на отделении нравственных и политических наук Московского университета, которое закончил с дипломом юриста. Начав службу в комиссариатском ведомстве в 1833 году, Севастьянов служил на Кавказе, Урале, Санкт-Петербурге, по долгу службы много ездил по России. В 1840 году Пётр Иванович впервые выехал в Западную Европу, где посетил скандинавские страны, Францию, Германию, Италию, побывал в Англии, везде знакомился с бытом, природой и достопримечательностями. Путешествие длилось более года, после чего Пётр Иванович сделал вывод: «Жить единственно для удовольствия невозможно; мне кажется, что я не мог бы выдержать и двух месяцев подобной жизни».


Слева: Пётр Иванович Севастьянов во время путешествия. 1851. Рисунок, карандаш. Художник А. Д. Салтыков. — Хранение: отдел рукописей РГБ, архив П. И. Севастьянова
Справа: Пётр Иванович Севастьянов. Фото. Конец 1850-х. — Хранение: отдел рукописей РГБ
Фото: отдел рукописей РГБ

Севастьянов начал собирать за рубежом всё, что связано с христианской историей, в особенности с историй России. После смерти отца в 1850 году Пётр Иванович подал в отставку, оставил службу, разделив с братьями отцовский капитал, и посвятил свою жизнь путешествиям и собиранию коллекций древностей.

Знакомство с Востоком обратило его внимание на предметы и документы, относящиеся к истории византийской и славянской культуры, к истории стран христианского Востока. Пополнение коллекций потребовали от Петра Ивановича постоянного углубления своих знаний: он много читает, заводит знакомства с известными русскими и зарубежными специалистами. Постепенно накапливая знания по истории христианства, истории Византии, истории искусства и палеографии, Пётр Иванович расширял спектр собираемых им предметов. Раньше всего он начал собирать иконы, предметы церковной утвари, затем — рукописи и разнообразные копии с рукописей, фресок, скульптурных памятников, рисунки и фотографии памятников архитектуры. В 50-е годы XIX века имя археолога становится известным в кругу русских историков и искусствоведов.


Месяцеслов и пасхалия, писанные в кругах. XVIII век, 35 листов. — Хранение: отдел рукописей РГБ, собрание П. И. Севастьянова. Фото: Мария Колосова, РГБ

В 1851 году Севастьянов впервые попал на Афон, после чего неоднократно туда возвращался — для изучения, систематизации и копирования рукописей, хранящихся в монастырских библиотеках. Севастьяновым было предпринято пять проездок на Афон, наиболее крупные экспедиции были проведены в 1857, 1858 и 1859—1860 годах. Для копирования и дальнейшего изучения памятников Петру Иванович понадобилось обратиться к фотографии, которая была в то время новшеством. Появление фотографии в нашем понимании, то есть возможность получения негатива, с которого можно сделать сколько угодно отпечатков, относится к началу 1850-х годов. Пётр Иванович одним из первых понял, что сулит новое изобретение исследователям. Вот как он это описывает:

В Париже с большим интересом познакомился с различными возможностями фотографии. Это была основная причина, которая склонила меня к изучению фотографического искусства с целью применить его для воспроизведения рукописей, памятников живописи и скульптуры горы Афон, огромное количество которых восходит к эпохе весьма отдалённой.

Севастьянов был активным популяризатором использования фотографии при изучении и публикации рукописей. 18 февраля 1857 года он выступил во французской Академии надписей и словесности с речью о значении фотографии для изучения памятников письменности. Выступление сопровождалось выставкой, на которой были представлены фотографии с уникальных афонских памятников.


Вид имения Пертова Шацкого уезда Пензенской губернии, принадлежавшего К. И. Севастьянову. Раскрашенная фотография П. И. Севастьянова. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Архив П. И. Севастьянова. Фото: Мария Колосова, РГБ

Петру Иванович принадлежит идея распространения во всём мире фотокопий наиболее ценных, выдающихся памятников письменности путём фотографирования и создания в каждом хранилище мирового значения фонда для обмена и продажи фотокопий. Академик Степан Петрович Шевырёв в статье «Афонские иконы византийского стиля в живописных снимках, привезённых в Санкт-Петербург П. И. Севастьяновым» отмечал:

Отныне не нужно вырывать листы, портить и безобразить рукописи, как прежде делалось. Фотография — искусство добродетельное, охраняет эти сокровища и успокаивает эгоизм искателей всего редкого.

Оценили практическую ценность фоторабот Севастьянова и на Западе. В 1867 году фирмой Didot в Париже была издана «География» Птолемея на основе фотокопии Петра Ивановича. Эта же фирма издала снимки изображающих Ангельскую литургию афонских фресок, выполненных и прокомментированных Севастьяновым.

После каждой поездки Севастьянов устраивал выставки привезённых им экспонатов. Лето 1857 и 1858 года Пётр Иванович провёл на Афоне, где в скиту Андрея Первозванного, приписанному к Ватопедскому монастырю, организовал фотолабораторию. В начале 1859 года в Москве и Санкт-Петербурге прошли выставки с результатами его афонских экспедиций, которые пользовались огромным успехом.


Русский Андреевский скит на Афоне. Фотография П. И. Севастьянова. 1860-е годы. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Архив П. И. Севастьянова. Фото: Мария Колосова, РГБ

Была организована научно-археологическая экспедиция на Афон под руководством П. И. Севастьянова, в состав которой входили художники, фотографы, архитекторы. Целью экспедиции было «разыскание византийских священных памятников и снятие с них копий». Деньги на проведение экспедиции были выданы правительством — Святейшим Синодом, императрицей Марией Александровной, великой княгиней Марией Николаевной — и собирались «всем миром», свои личные средства вложил и сам Севастьянов. В состав экспедиции входило восемь человек из разных стран.

Работа на Афоне проходила с большими трудностями. Надо было договариваться с монахами монастырей Афона и получать разрешение на фотосъёмку, организовать съёмку и быт экспедиции практически в полевых условиях. Кроме фотографирования проводились топографические обмеры местности. Художники на кальку делали копии стенной росписи церквей, часть из них была сделана в реальный размер. Проводились архитектурные обмеры монастырских храмов. На Афоне Пётр Иванович продолжает собирать уникальные христианские памятники. Благодаря его собирательской деятельности в музеях России находятся памятники византийской и славянской истории и искусства.


Слева: удостоверение, выданное Петру Ивановичу Севастьянову Протатом Афона на право передвижения по Афону и посещение монастырей. Май 1857 года. Греческий яз. Протат — орган монастырского самоуправления на горе Афон, в его состав входили представители всей афонских монастырей. На Афоне П.И. Севастьянов посетил 12 монастырей и скитов. — Хранение: отдел рукописей РГБ, архив П. И. Севастьянова
Справа: Оттиски печатей Афонских монастырей. [1859]. Автограф. Греческий яз. — Хранение: отдел рукописей РГБ
Фото: отдел рукописей РГБ

Большой проблемой было перевезти в сохранности через три моря коллекцию, сформированную вдали от России. Не доверяя перевозчикам, Пётр Иванович наиболее ценные экспонаты хранил у себя в каюте, не расставаясь с ними ни на миг. Результаты экспедиции поразили современников. Среди них — и подлинные памятники, и копии с памятников, оставшихся на Афоне.

Из экспедиции было привезено более чем 150 подлинных икон, около 100 рукописных книг XI—XVIII веков на славянских и греческом языках, собрание около 100 разных форм крестов надкупольных, запрестольных, водосвятных из дерева, металла и высеченных из камня. В том числе: кресты с монограммами и криптографией (зашифрованными надписями), множество мелкой пластики — эмали, церковная утварь, фрагменты мозаик и другое. В результате экспедиции были составлены общие планы монастырей Афона IX, X, XI и XIII веков, наглядная топографическая карта Афонского полуострова на девяти листах, десять планов монастырей с окрестными келлиями. Были скопированы богослужебные тексты, имеющие разночтения с теми, которые употреблялись в XIX веке — литургии, нотные рукописи, книги пророков; акты русских царей (начиная с 1592 года), греческие хризовулы (грамоты византийских императоров), акты юридические, владельные и межевые и прочие с подписями царей, патриархов, игуменов монастырей, уже не существующих на Афоне. Сделаны слепки российских, славянских и греческих печатей.

  • Пётр Иванович Севастьянов. Рисунки с фресок Афонских монастырей. [1860-e]. Акварель. Л. 1 изображение пелены с распятием, л. 2 — великомученика и целителя Пантелеймона. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Архив П. И. Севастьянова. Фото: отдел рукописей РГБ
  • Географические сочинения Птолемея и Страбона. Фотоснимки 1859—1860 годов с пергаменной рукописи XII—XIII веков, хранившейся в Ватопедском монастыре на Афоне. Географические карты раскрашены. Негативы представленных фотоснимков были использованы при подготовке фотолитографического издания «Географии Птолемея», выпущенного в Париже: «Géographie de Ptolémée par Victor Langlois, Paris, 1867, fol.». — Хранение: отдел рукописей РГБ. Собрание П. И. Севастьянова. Фото: отдел рукописей РГБ
  • Торжественник — сборник похвальных слов и житий на избранные праздники за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век. Пергамен. Греческий яз. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Собрание П. И. Севастьянова. Фото: отдел рукописей РГБ
  • Фрагмент Торжественника. Заглавные буквы выполнены красной краской. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Собрание П. И. Севастьянова. Фото: отдел рукописей РГБ
  • Пётр Иванович Севастьянов. Записная книжка с заметками во время пребывания на Афоне. 1857, 1859 годы. Автограф. На л. 20 запись от 23 августа 1859 года с изображением миража, уведенного П. И. Севастьяновым из келлии Богородицы на Афоне. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Архив П. И. Севастьянова. Фото: отдел рукописей РГБ
  • Т. Флоринский «Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова» (СПб, 1880). — Хранение: фонды РГБ. Фото: отдел рукописей РГБ
  • Часослов католический. XV век. Пергамен. Латинский и французский яз. В рукописи 16 больших миниатюр с изображениями евангельских событий и 14 малых с изображениями греческих и католических святых. На полях, а также на страницах, оставшихся не записанными — молитвы, религиозные стихотворения более позднего времени. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Собрание П. И. Севастьянова. Фото: отдел рукописей РГБ
  • А. Е. Викторов «Описание рукописей П. И. Севастьянова» (М., 1881). — Хранение: фонды РГБ. Фото: отдел рукописей РГБ
  • Пётр Иванович Севастьянов «Списки славянских, греческих и др. актов, хранящихся в Хиландарском сербском монастыре на Афоне». Автограф. [1850-e]. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Фото: отдел рукописей РГБ

В ходе экспедиции было подготовлено огромное количество фотографических негативов и копий рисунков, зачастую раскрашенных, сняты уникальные рукописи библиотек Афона, мозаики монастырей, внутренние росписи афонских церквей, иконы, церковные облачения и многое другое. 50 видов монастырей можно увидеть на фотографиях из экспедиции. Альбом с видами афонских монастырей в настоящее время хранится в РГБ в отделе изоизданий.

По возвращению домой в апреле 1861 года Пётр Иванович устраивает в Санкт-Петербурге, в Академии художеств выставку, на которой выставляет своё собрание икон, а также результаты деятельности экспедиции — фотографии, прориси, рисунки. По окончанию выставки руководство Академии передаёт все её экспонаты в Музей древнерусского искусства. Поскольку значительные средства на экспедицию поступили от членов царской семьи, в том числе от императрицы Марии Александровны, то по её решению фотокопии с афонских рукописей и актов были переданы в императорскую Публичную библиотеку, ныне Россиийскую национальную библиотеку.

С оставшейся частью коллекции Севастьянов переезжает в Москву и передаёт её на три года во вновь создаваемый Московский публичный и Румянцевский музеи. На основе коллекции Петра Ивановича в музее организуется отделение христианских древностей. Часть коллекции — рукописи и старопечатные книги — поступили в отделение рукописей и старопечатных книг. Петра Ивановича избирают почётным членом музея.


Слева: диплом Петра Ивановича Севастьянова об избрании его почётным членом Публичного Румянцевского музея. 17 января 1864 года. — Хранение: отдел рукописей РГБ, архив П. И. Севастьянова
Справа: Пётр Иванович Севастьянов. Фото. Начало 1860-х. Из книги Ю. А. Пятницкого «Епископ Порфирий (Успенский) и его участие в экспедициях П. И. Севастьянова на Афон» (М.: 2020)
Фото: отдел рукописей РГБ

С целью продолжить поиски христианских древностей для музея археолог отправляется в Западную Европу и в музеях Ватикана копирует памятники первых христиан, приобретает новые уникальные раритеты. Последняя его работа Петра Ивановича — составление иконографического ключа к христианской археологии в 28 томах, которая, к сожалению, не была закончена. Здоровье коллекционера было подорвано многочисленными экспедициями, и в январе 1867 года он умирает. Пётр Иванович был похоронен в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре между Александром Васильевичем Суворовым и Никитой Ивановичем Паниным, но в советское время могила была уничтожена.

Ещё 5 июля 1865 года Пётр Иванович составил завещание, в котором безвозмездно передавал в собственность музея свою коллекцию, но завещание не было оформлено. В июле 1868 года братья и наследники покойного, согласно его воле, отказались от принадлежавших им четырёх частей собрания в пользу музеев. Но оставалась ещё пятая часть, приходившаяся на долю малолетних наследников и незадолго перед тем умершего пятого брата. Поэтому собрание стало собственностью музеев только в октябре 1874 года, когда была выкуплена пятая доля наследства. В 1881 году хранитель отдела рукописей и старопечатных книг Алексей Егорович Викторов составил описание рукописного собрания Петра Ивановича Севастьянова.

Первый хранитель отделения христианских древностей Георгий Дмитриевич Филимонов так оценил деятельность Севастьянова:

Если бы деятельность покойного П. И. Севастьянова ограничилась одним только основанием двух собраний христианских древностей, одного в Москве, другого в Петербурге, то и тогда бы он имел полное право на признательность от соотечественников. Пётр Иванович, кроме того, открыл нам неведомые до него сокровища православного Востока, перенёс их, частью в точных воспроизведениях, частью в подлинниках, в Россию, сделал их доступными для изучения, систематизировал их.

После решения советского правительства о расформировании Румянцевского музея в 1922 году некнижные фонды собрания Севастьянова были переданы в Государственный Исторический музей (37 462 экспоната), в Музей изящных искусств, в Оружейную палату, Музей института классического Востока. Коллекции Петра Ивановича в настоящее время разделены между несколькими государственными хранилищами. Экспонаты бывшего Христианского музея Академии художеств поступили в Государственный Эрмитаж и Государственный Русский Музей. В Москве, кроме уже перечисленных хранилищ, их можно найти в Государственной Третьяковской галерее и в отделе рукописей РГБ.

  • Фотография с бюста П. И. Севастьянова работы скульптора Н. А. Рамазанова. До 1866 года. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Архив П. И. Севастьянова. Бюст был подарен родственниками собирателя и находился в отделении христианских древностей Московского публичного музеума и Румянцевского музея. Фото: отдел рукописей РГБ
  • Пётр Иванович Севастьянов. Метоха. 23 мая 1852 года. Рисунок, карандаш. Из записной книжки П. И. Севастьянова. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Фото: отдел рукописей РГБ
  • Слева: Пётр Иванович Севастьянов. Афон. Май 1852 года. Рисунок, карандаш. Из записной книжки П. И. Севастьянова. — Хранение: отдел рукописей РГБ
    Справа: Пётр Иванович Севастьянов. Монах на ослике, основном средстве передвижения на Афоне. Май 1852 года. Рисунок, карандаш. Из записной книжки П. И. Севастьянова. — Хранение: отдел рукописей РГБ
    Фото: отдел рукописей РГБ
  • Пётр Иванович Севастьянов. Метоха, первая станция на Афонской горе. 23 мая 1852 года. Рисунок, карандаш. Из записной книжки П. И. Севастьянова. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Фото: отдел рукописей РГБ
  • Пётр Иванович Севастьянов. Имение Пертово. Рисунок, акварель. 1855 года. Из записной книжки П. И. Севастьянова. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Архив П. И. Севастьянова. Имение Пертово принадлежало семье Севастьяновых в 1840—1850-х годах. Фото: отдел рукописей РГБ
  • Пётр Иванович Севастьянов. Краснослободск. Рисунок, акварель. 1855. Из записной книжки П. И. Севастьянова. — Хранение: отдел рукописей РГБ. Архив П. И. Севастьянова. Фото: отдел рукописей РГБ

Благодарим за предоставленный материал Ольгу Леонидовну Соломину, главного специалиста сектора истории библиотеки.


Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться