Спросите библиотекаря

Саломея — культурный феномен литературы и искусства

21 октября 2021 года

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают». Новый рассказ Юлии Алиевой посвящён Саломее — обольстительной танцовщице, царевне иудейской, «la femme fatale», статуя которой присутствует и в стенах Дома Пашкова.


Фрагмент иллюстрации Н. К. Калмакова «Саломея О. Уайльда». Из сборника статей и воспоминаний «Алконост» (Санкт-Петербург, 1911). Открыть в электронной библиотеке

«Пляши, Саломея, пляши!»
Твои ноги легки и крылаты.
Целуй ты уста без души —
Но близок твой час расплаты!

Сергей Есенин. Певущий зов

Саломея — царевна иудейской династии Иродиадов, биографические сведения о которой отличаются множеством разночтений. Впервые её имя упоминается историком Иосифом Флавием в сочинении «Иудейские древности» (I век). Объёмный труд из двадцати книг на греческом языке выступает светским пересказом Ветхого Завета. В семнадцатой книге автор повествует о девушке по имени Саломея и о пройденном ею земном пути  — дважды замужем, познала радость материнства, царица Халкиды и Малой Армении.


Слева: Бартоломео Венето. Саломея. XVI век. Источник
Справа: Тициан. Саломея с головой Иоанна Крестителя. 1510-е годы. Источник

В другом семитомном труде Иосифа Флавия «Иудейская война» Саломея лаконично упоминается в связи с казнью безымянного пророка. Кровавый сюжет со временем оброс множеством художественных подробностей. Библейская легенда об иудейской царевне нашла отражение в мировой живописи, скульптуре, литературе, в оперном искусстве и театральных постановках. Популяризации образа способствовала опубликованная в 1893 году (написана в 1891 году) во Франции драма «Саломея» англо-ирландского драматурга Оскара Уайльда (1854—1900) и иллюстрации английского художника-графиста Обри Бердслея (1872—1898).

В начале XX века о премьере оперы «Саломея» Рихарда Штрауса (1864—1949), написанной на текст Уайльда, восхищённо отзывался музыкальный критик Эрнст Дечи (1870—1941): «Ничего более сатанинского и художественного на немецкой сцене не случалось». Новый тип женского персонажа «la femme fatale» (франц. «роковая женщина») олицетворял собой неодолимую притягательность хищного женского начала и губительную власть разрушительных страстей.

Смотреть передачу ТК «Культура» «Танец семи покрывал. Библейский сюжет»

  • Слева: Титульный лист, первого английского издания пьесы О. Уайльда «Саломея» (1894), оформленный Обри Бердслеем. Источник
    Справа: Портрет Оскара Уайльда. Источник
  • Слева: Иллюстрация Обри Бёрдслея к пьесе Оскара Уайлда «Саломея». Из книги В. М. Фриче «Поэзия кошмаров и ужаса: Несколько глав из истории литературы и искусства на Западе» (Москва, 1912). — Открыть в Электронной библиотеке
    Справа: Иллюстрация Обри Бёрдслея к пьесе Оскара Уайлда «Саломея». Из книги Е. В. Бредта «Нравственность и безнравственность в искусстве» (Москва, 1914). — Открыть в Электронной библиотеке
  • Танцовщица Мод Аллан в образе Саломеи с головой Иоканаана в одной из ранних постановок пьесы. Между 1906 и 1910 годом. Источник
 

В начале XX века в России пьеса Оскара Уайльда (перевод Константина Бальмонта, 1867—1942) попала под запрет отечественной цензуры, и театры не могли включить в репертуар полную версию скандального сочинения. Публике был предложен к просмотру сокращённый вариант театральной постановки под названием «Танец семи покрывал». Красочные, тяжёлые парчовые покрывала, обвивавшие танцовщицу в начале танца, постепенно разматывались и исчезали за театральными портьерами, в конце номера на ней оставалась обильно украшенная рядами цветных бус лёгкая прозрачная ткань. Новаторская постановка вызвала противоречивые отклики театральных критиков и бурные дискуссии в обществе.

«Танец семи покрывал» оказал влияние на развитие отечественной хореографии и балета, положив начало жанру танцевальной пантомимы. В разных постановочных версиях финальный танец Саломеи мог завершиться страстным поцелуем в уста обезглавленного Иоканаана либо динамичной трилогией танцев смерти, крови и ужаса. Красочность зрелищу придавало музыкальное оформление.


Справа: Лев Бакст. Костюм Саломеи для Иды Рубинштейн. 1908 год. Источник
Слева: Ида Рубенштейн, исполняющая «Танец семи покрывал» в постановке драмы Оскара Уайльда «Саломея» (1909) на музыку Александра Глазунова, в художественном оформлении Льва Бакста. Источник

Библейская легенда, обработанная Оскаром Уайльдом, была переосмыслена поэтами Серебряного века и послужила поэтической основой стихотворений и художественных переводов Бальмонта, Блока, Гумилёва, Мариенгофа, Ахматовой, Мандельштама и других.

После парижской выставки 1925 года в Европе началось развитие нового стиля ар-деко. Балет «Русский сезон» Сергея Дягилева в 1909 году покорил парижскую публику необычайной пластикой танцоров, яркими декорациями и экзотическими костюмами к «Саломее» (по эскизам Льва Бакста и Александра Бенуа, 1908), вдохновил приверженцев ар-деко на создание новых шедевров, раскрывающих образ в скульптуре, живописи, плакатах, литературе.


Саломея. Скульптор Екатерина Беклемишева. 1902 год, Россия—Италия. Бронза.
В настоящее время скульптура находится в Доме Пашкова РГБ. На фото — скульптура в интерьерах выставки «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма», проходившей в 2017 году в Ивановском зале РГБ.
Фото: Мария Колосова, РГБ

В кулуарах Дома Пашкова Саломея представлена скульптурой Екатерины Ивановны Беклемишевой-Прохоровой (творческий псевдоним Мишева, 1866—1912). Талантливая и своеобразная художница, супруга известного скульптора и ректора Императорской академии художеств Владимира Александровича Беклемишева (1861—1919) начала заниматься скульптурой в тридцатилетнем возрасте. Чуждая шаблонности, она создавала самобытные художественные произведения, умела находить и подмечать «необщее» выражение, что свойственно большим художникам. Екатерина Ивановна обладала отзывчивым и добрым сердцем. В страшный голодный 1891 год она организовала благотворительную компанию в Тульской губернии: кормила голодных, лечила больных и собирала пожертвования.

Саломея Беклемишевой была сначала исполнена в гипсе, впоследствии отлита в бронзе (1902). На боковой стороне постамента читается надпись «G. Nisini. Fuse Roma» («Г. Нисини. Отлито в Риме»). История её появления в Доме Пашкова осталась неразгаданной. Авторская копия скульптуры находится в козьмодемьянском Художественно-историческом музее имени А. В. Григорьева.


Саломея. Скульптор Екатерина Беклемишева. 1902 год, Россия—Италия. Бронза.
В настоящее время скульптура находится в Доме Пашкова РГБ.
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Прикоснуться к истории и удивительным экспонатам исторического здания РГБ можно на обзорных экскурсиях.


Дополнительная литература

Блок, Александр. Холодный ветер от лагуны... // Сочинения. Т. 2. Стихотворения [1907—1921]. Открыть в электронной библиотеке

Волков, Пётр. Первое отречение // Цех поэтов». Петроград, 1921—1922. Открыть в электронной библиотеке

Михаил Лозинский. Саломее; Пётр Сторицын. Пляска Саломеи // Е. И. Боричевский. Мир искусств в образах поэзии. Архитектура, скульптура, живопись, танец, музыка. Москва, 1922. Открыть в электронной библиотеке

В. Нижинский и его балеты. Ида Рубинштейн в образе Саломеи // С. Н. Худекова «История танцев». Открыть в электронной библиотеке

Источники

Хазиева, Д. З. Образ Саломеи и его претворение в балетных постановках начала ХХ века // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. № 4 (63). С. 78—93.

Решетов, В. Г. Трагедия Оскара Уайльда «Саломея» : музыка страсти / В. Г. Решетов, О. М. Валова // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2012. № 4 (37). С. 098—109.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие