20 апреля в связи с проведением Библионочи-2024 читальные залы Дома Пашкова закрыты. Читальные залы главного здания, Центра восточной литературы и Музей книги работают по обычному графику. Кафетерии в главном здании будут открыты дольше.


В связи с ремонтными работами введены ограничения в читальном зале «Центр правовой информации». Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

Южные каникулы с «НЭБ Свет»

13 октября 2021 года

Беня Крик в Одессе, княжна Мэри в Пятигорске, Чик в Сухуми, Серёжа Каховский в Севастополе, Гуров в Ялте: предлагаем вам совершить литературное путешествие по южным краям, описанным на страницах книг в мобильном приложении «НЭБ Свет» .

Обложки книг «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова и «Одесские рассказы» Исаака Бабеля в приложении «НЭБ Свет»

Одесса

Одесса — один из самых богатых литературными событиями городов. Здесь Александр Пушкин писал «Евгения Онегина», над «Мёртвыми душами» работал Николай Гоголь, а Алексей Пешков — будущий писатель Максим Горький — трудился портовым грузчиком. Влюблённость в одесситку подвигла Владимира Маяковского на создание поэмы, а Антона Чехова, судя по мемуарам современников, вдохновляло одесское мороженое. Одесский авантюрист Осип Шор, по легенде, стал для Ильи Ильфа и Евгения Петрова прототипом Остапа Бендера. Александр Куприн бывал в одесском портовом кабаке «Гамбринус» и увековечил его в одноимённом рассказе. Похороны «Сашки-музыканта» из этого рассказа описал Константин Паустовский в «Повести о жизни», назвав их «удивительным зрелищем, вряд ли возможным в другом городе». Уникален, ни на что не похож язык жителей Одессы в «Одесских рассказах» Исаака Бабеля. Порой их читателю даже может показаться, что он чувствует одесские запахи:

Над лавкой Каплуна блестела золотая вывеска. Это была первая лавка на Привозной площади. В ней пахло многими морями и прекрасными жизнями, неизвестными нам. Мальчик поливал из лейки прохладную глубину магазина и пел песню, которую прилично петь только взрослым. Соломончик, хозяйский сын, стоял за стойкой; на стойке этой были поставлены маслины, пришедшие из Греции, марсельское масло, кофе в зёрнах, лиссабонская малага, сардины фирмы «Филипп и Кано» и кайенский перец.

Удивительна литературная вселенная Одессы: в то время как на Молдаванке орудует банда во главе с Беней Криком, а на Дерибасовской в портовом кабаке играет Сашка-музыкант, мальчики Петя и Павлик Бачей из «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева рассматривают на горизонте огромного, «всегда разного, нового, невиданного» Чёрного моря дымок мятежного броненосца «Потёмкин».

Обложки книг «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева и «Повесть о жизни» Константина Паустовского в приложении «НЭБ Свет»

Крым

В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства.

Это, конечно, «Дама с собачкой» Антона Чехова. И насколько однообразен шум ялтинского моря для Чехова, настолько же многолик Севастополь для Константина Паустовского. В «Повести о жизни» он пишет, что приезжал туда в детстве, во время Первой мировой войны и в начале 1920-х годов. В свой третий приезд в город, остановившись в доме вдовы вице-адмирала, он ночевал, завернувшись в старый ковёр. От духоты ему снились по-чеховски одинаковые сны о маленьких городах «среди скал, садов, около шумных речек или на морских берегах, где буковые леса подходят к самым пляжам». Севастополь Владислава Крапивина в «Мальчике со шпагой» — мальчишеский рай, «где, кажется, смешались дома и корабли», а у Льва Толстого в «Севастопольских рассказах» этот одновременно будничный и страшный город стал ядром в системе сложных и противоречивых рассуждений о патриотизме.

Обложки книг «Рассказы» Антона Чехова и «Мальчик со шпагой» Владислава Крапивина в приложении «НЭБ Свет»

Абхазия

О главном герое цикла рассказов Фазиля Искандера «Детство Чика» рассказывает главный редактор приложения «НЭБ Свет» Анна Делианиди. Чик — самый обычный школьник, но его взгляд на мир, тонкая наблюдательность и отличное чувство юмора делают его совершенно необычным героем, которого любят все читатели независимо от возраста. Рассказы этого сборника Фазиль Искандер сочинял без малого тридцать лет. Детство абхазского мальчишки проходит в сухумском дворе, где живёт его семья: именно туда он будет возвращаться вновь и вновь после каждого своего приключения. Очень похожий по внутреннему ощущению мира на Тома Сойера, Чик легко будет выходить из всех передряг и много рассуждать о жизни в целом, да так, что оторваться от его приключений читателям попросту невозможно.

Обложка книги «Детство Чика» Фазиля Искандера в приложении «НЭБ Свет»

Ставропольский край

Пятигорск очень понравился Александру Пушкину — он описал этот город в «Путешествии в Арзрум»: «везде порядок, чистота, красивость». Здесь же отдыхал пушкинский Евгений Онегин:

Машук, податель струй целебных;
Вокруг ручьёв его волшебных
Больных теснится бледный рой;
Кто жертва чести боевой,
Кто почечуя, кто Киприды;
Страдалец мыслит жизни нить
В волнах чудесных укрепить,
Кокетка злых годов обиды
На дне оставить, а старик
Помолодеть — хотя на миг.

Бледный рой больных мелькает у Михаила Лермонтова в «Герое нашего времени»: «Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, — бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке, ожидая действия вод». «Путеводитель к Кавказским минеральным водам» , изданный в 1864 году, сообщает, что пятигорские воды назначали при сифилисе (таких больных Пушкин в «Евгении Онегине» назвал жертвами Киприды), геморрое (именно это означает «почечуй»), худосочии, золотухе, ранах и кожных недугах.

Обложки книг «Евгений Онегин» Александра Пушкина и «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова в приложении «НЭБ Свет»


Установите приложение «НЭБ Свет» на своё устройство и знакомьтесь с отличными книгами!

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться