27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.

27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.
Спросите библиотекаря

Лекционный диптих Константина Райкина «Мольер & Островский». Встреча первая. Мольер

03 февраля 2022 года

2 февраля в Российской государственной библиотеке прошла первая встреча с Константином Райкиным, актёром театра и кино, режиссёром, художественным руководителем Российского государственного театра «Сатирикон». Темой встречи в рамках лекционного диптиха «Мольер & Островский» стала современная интерпретация комедий Мольера в постановках театра.

В 2022 году весь мир отмечает юбилей — 400 лет со дня рождения Мольера (1622–1673), французского комедиографа, создателя классической комедии. Мольер внёс колоссальный вклад в развитие мировой драматургии. Следуя своему кредо комического поэта — «вникать как следует в смешную сторону человеческой природы и забавно изображать на сцене недостатки общества», — Мольер всю жизнь пытался доказать, что комедия не только не ниже, но даже выше трагедии, этого основного жанра классической поэзии. И вот уже более трёх столетий его легендарные комедии живут на подмостках многих театров.

Мольер фантастически чувствует театральные законы! Есть в истории театра авторы гениальные, которые знают о театре всё, это — Островский, Гольдони, Шекспир и Мольер. В пьесах Мольера много смешного, дико остроумного.

Константин Райкин

К диптиху «Мольер & Островский» приурочена выставка в Голубом зале, посвящённая творчеству двух великих драматургов.

Вечер начался с небольшой экскурсии, которую провела библиотекарь сектора музейной и выставочной работы София Харитонова. Она рассказала гостям о Мольере и показала самые интересные экспонаты выставки.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

«Мольер начинал как драматург в небольшой труппе, которая гастролировала по Франции, издаваться же стал после приглашения королём в Париж. В коллекции Российской государственной библиотеки есть несколько прижизненных изданий пьес Мольера. Самое раннее из них — пятиактная комедия в стихах „Любовная досада“, которая была издана в 1663 году. В РГБ также хранится в составе большого владельческого конволюта издание трагикомедии-балета в пяти действиях „Психея“ 1671 года. Впервые этот балет был показан во дворце Тюильри перед королем Людовиком XIV во время карнавала в 1671 году. „Психея“ имела огромный успех — при жизни Мольера было сыграно 82 представления», — рассказала София.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

В семидесятые годы XVII века Мольер был уже признанным драматургом, его печатали и переводили на европейские языки. На выставке можно увидеть книгу «Лекарь поневоле» в переводе на голландский язык, изданную при жизни Мольера в 1671 году.

В России знакомство с комедиями Мольера началось в конце XVII века, когда царевна Софья, по преданию, разыграла в своём тереме «Лекаря поневоле». В начале XVIII века мы находим пьесы Мольера в петровском репертуаре.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Сейчас на сцене «Сатирикона» идут три комедии Мольера: «Лекарь поневоле», «Плутни Скапена» и «Дон Жуан». Во время встречи зрители увидели отрывки из этих спектаклей на большом экране. Два спектакля Райкин поставил, а в третьем выступил в качестве актёра.

Константин Райкин говорил о Мольере с точки зрения театрального практика, поскольку занимался им и как педагог, и как режиссёр, и как артист: «Я прошёл три грани общения с этим великим драматургом: я ставил сцены из Мольера в институте со студентами, я ставил Мольера на сцене театра „Сатирикон“, и я играл в Мольере. Наш театр в своем репертуаре имеет много Мольера, больше, чем „Комеди Франсез“!»


Фото: Мария Говтвань, РГБ

В 2016 году состоялась премьера яркой, гротескной, стремительной комедии «Лекарь поневоле». В постановке участвуют всего три актёра. Играя роли одиннадцати персонажей пьесы, они совершают сотни переодеваний в разных концах кулис, появляясь перед зрителями в новых образах.

Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» — «Плутни Скапена». Премьера состоялась летом 2020 года. 350 лет назад сам Мольер в роли Скапена вышел на сцену парижского Пале-Рояля в свеженаписанном фарсе про ловкого слугу.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

«С одной стороны, это игровой театр высшего класса и невероятная божественная забава, где много просто весёлого, смешного и замечательно изобретённого, — комментирует постановку Константин Райкин, — а кроме того, здесь такой мощнейший, мудрый, невероятно острый сатирический и философский заряд, который точно затрагивает современную реальность».

 

В финале встречи гостям был показан отрывок из комедии «Дон Жуан» в постановке Егора Перегудова (премьера состоялась в 2018 году), в которой Райкин сыграл роль Сганареля, преданного слуги Дон Жуана.

Вечер прошёл на одном дыхании. Константин Аркадьевич ответил на вопросы и дал автографы зрителям. Следующая встреча, посвящённая Александру Николаевичу Островскому, состоится в Российской государственной библиотеке 22 февраля.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие