Библиотека будет закрыта 29 апреля, 1, 5, 9 и 12 мая.
30 апреля и 8 мая — короткий день.
Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Библиотека будет закрыта 29 апреля, 1, 5, 9 и 12 мая. Подробнее
Спросите библиотекаря

«Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы». Встреча вторая. «Ариосто»

29 апреля состоялся второй концерт-новелла из цикла «Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы» , совместного проекта Российской государственной библиотеки и Итальянского института культуры в Москве . Он был посвящён музыке и произведениям изобразительного искусства, так или иначе связанным с великой поэмой Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо».


Страницы из книги Ариосто «Неистовый Орландо». Венеция, 1544
Слева — портрет Лудовико Ариосто, справа — титульный лист. Читать в НЭБ

На выставке, которая сопровождала концерт, можно было увидеть уникальный иллюстрированный экземпляр одного из ранних изданий поэмы Ариосто (1541—1549). Эта книга на голубой бумаге с раскрашенными гравюрами, выпущенная в свет венецианским издателем Габриэле Джолито де Феррари, — несомненный шедевр книжного искусства.

Об огромной популярности поэмы Ариосто в XVI веке говорит само количество изданий поэмы: до 1600 года их было уже 176. «Неистового Орландо» продолжали активно издавать и в последующие столетия. Появились прозаические и стихотворные переводы на другие языки. На выставке были представлены роскошные фолианты и карманные книги, тома с иллюстрациями лучших рисовальщиков и гравёров.

  • Поль Гюстав Доре (1832—1883). Астольфо на Луне. Иллюстрация к поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо». Фрагмент. Париж, 1879
  • Джироламо Порро (1520—1604). Иллюстрация к поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо». Фрагмент. Венеция, 1584
  • Антонио Темпеста (1555—1630). Отважный Градассо и блистательная Марфиза. Лист из цикла сатирических гравюр к поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо». Фрагмент
  • Доссо Досси (1479—1542). Мелисса, 1518. Фрагмент. Рим, Галерея Боргезе
  • Жан Огюст Доминик Энгр (1780—1867). Руджьеро спасает Анжелику от морского чудовища, 1819. Фрагмент. Париж, Лувр

Творение Ариосто вдохновляло выдающихся композиторов. Рыцарские подвиги, любовные коллизии, соединение волшебства и человеческих страстей — запутанный и увлекательный мир поэмы стал в XVIII веке основой для прекрасных опер. Их партитуры будут показаны на выставке наряду с книгами.

Существует несколько переводов «Неистового Орландо» на русский язык, но роскошь и красота стихов открывается лишь тем, кто в совершенстве владеет итальянским языком. В какой-то мере музыка и живопись могут приблизить нас к пониманию поэзии Ариосто. Проводником в этом мире искусства стал известный искусствовед, писатель, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры XV—XIX веков Аркадий Ипполитов. Его рассказы сопровождались видеопроекцией шедевров живописи и графики.

  • Аркадий Ипполитов . Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Произведения композиторов XVI—XVIII веков Джулио Каччини, Антонио Вивальди, Георга Филиппа Телемана, Георга Фридриха Генделя, Жан-Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти прозвучали в исполнении ансамбля солистов «Imaginarium» под руководством Дениса Голубева.



Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться