20 апреля в связи с проведением Библионочи-2024 читальные залы Дома Пашкова закрыты. Читальные залы главного здания, Центра восточной литературы и Музей книги работают по обычному графику. Кафетерии в главном здании будут открыты дольше.


В связи с ремонтными работами введены ограничения в читальном зале «Центр правовой информации». Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

«Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы». Встреча четвёртая. «Образы Италии»

21 октября состоится четвёртый концерт-новелла из цикла «Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы» , совместного проекта Российской государственной библиотеки и Итальянского Института культуры в Москве . Он будет посвящён образам Италии, той идеально прекрасной страны, какой Италия предстаёт в европейской культуре XVIII — начала XIX века.


Королевский атлас Августа II Сильного. Том 7. Карта Рима, фрагмент. (Athlas [sic] Royal composé de cartes choisies et originales... Achevé à Amsterdam, 1708—1710). Фото: Мария Говтвань, РГБ

Парадокс состоит в том, что никакой единой Италии в то время не существовало. На территории Апеннинского полуострова, ограждённого от остальной Европы труднопроходимыми горами, умещалось множество самостоятельных государств, каждое из которых имело свою историю и свою собственную культуру. Основой этих государств были города. Но их гордая независимость уживалась с языковой общностью и опиралась на античный культурный фундамент. Это определило значение культуры Италии, которая гораздо более многопланова и сложна, чем культура остальных европейских стран.

  • Извержение горы Везувий 14 мая 1771 года. Гравюра по рисунку П.-Ж. Волера, гравёр Г. Гуттенберг. Из книги: Voyage pittoresque, ou description des royaumes de Naples et de Sicile, 1781—1786. Т. 1. Paris, 1781
  • Пьяцца Навона. Гравюра Дж. Вази по собственному рисунку. Из книги: Raccolta Delle Più Belle Vedute Antiche, E Moderne Di Roma / Dal Cavalier Giuseppe Vasi. Vol. 1. Roma: Autore, 1786
  • Микеле Мариески. Венеция. Большой канал от церкви Сант-Эустакио до палаццо Корнер, по центру — палаццо Пезаро. Венеция, ок. 1768. Офорт. Лист из серии «Magnificentiores selectioresque urbis Venetiarum prospectus» («Великолепные и отборные виды города Венеции»). Венеция, 1741 (1-е издание)
  • Жан-Жак Лево. Водопады в Тиволи по оригиналу Шарля-Франсуа Лакруа. Париж: Базан, вторая половина XVIII века. Офорт

Италия XVIII — начала XIX века была Меккой для художников и поэтов, главной и обязательной частью гранд-тура по Европе, которым завершалось образование просвещённых вельмож. В сознании путешественников складывались свои «образы Италии». Поэтому не только каждая нация имеет свою собственную Италию, ибо у французов одна Италия, у англичан другая, а есть также Италия немцев, Италия русских, но у каждого отдельного индивида складывается своя собственная картина этой страны, основанная на том, что он прочитал, увидел, услышал и осмыслил.

На однодневной выставке к лекции-концерту зрители увидят множественность этих образов. Хранители графики Российской государственной библиотеки впервые раскроют для публики роскошный Королевский атлас Августа Сильного, альбомы рисунков Тома де Томона, покажут гравюры с видами городов, знаменитых сооружений и природных чудес.

  • Джованни Вольпато. Лоджии Рафаэля в Ватикане по рисунку Пьетро Кампорези. Рим, ок. 1772. Офорт. Фронтиспис для изд.: Loggie di Rafaele nel Vaticano. Roma, 1772—1777. Фрагмент иллюстрации
  • «Limon di Savona» и вилла Стелла Градениго в Савоне. Гравюра Т. Г. Бека. Иллюстрация из книги: Continvation der Nürnbergischen Hesperidvm, oder: Fernere gründliche Beschreibung der edlen Citronat-, Citronen- und Pomeranzen-Früchte... Nürnberg [u. a.]: Selbstverl. [u. a.], 1714.
  • Рафаэль Санти. Святая Цецилия. 1517. Национальная пинакотека Болоньи.
  • Жан-Франсуа Тома де Томон. Рисунок из альбома «Souvenir d’Italie» («Итальянский сувенир»), 1808—1809.
  • Королевский атлас Августа II Сильного. Том 7. Карта Рима. (Athlas [sic] Royal composé de cartes choisies et originales... Achevé à Amsterdam, 1708—1710). Фото: Мария Говтвань, РГБ

Самая популярная русская книга об итальянской культуре «Образы Италии» была написана в начале ХХ века Павлом Муратовым, который служил в Румянцевском музее хранителем отдела изящных искусств и классических древностей. Ведущим вечера будет Аркадий Ипполитов, автор серии книг «Образы Италии XXI», хранитель кабинета итальянской гравюры Государственного Эрмитажа. Его понимание образов Италии соединится с музыкальными произведениями Леонардо Винчи, Томмазо Альбинони и Арканджело Корелли в исполнении ансамбля солистов «Imaginarium» под руководством Дениса Голубева.



Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться